Учение Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) при всем своеобразии, в то же время, развивало социальные и политические идеи Платона

В нем можно выделить следующие основные позиции.

· Человек «животное политическое», для которого жизнь в государстве – естественное состояние.

· «Господство-подчинение» - основа связей людей в обществе.

· Принадлежность к господствующим или подчиненным определяется природой человека: одни от рождения предназначены к подчинению, другие – управлению.

· Раб - тот, кто не способен управлять собой и требует внешнего руководства.

· Человек может быть гражданином, то есть, свободным только в обществе и государстве. Свободные обязаны участвовать в государственной жизни, принимать законы и подчиняться им.

· Три класса выделены в обществе свободных людей: очень богатые, очень бедные и средний класс (именно он обеспечивает благополучие государства).

· Частная собственность (в средних размерах) должна охраняться государством.

· Общение – структурообразующий принцип общества. Политическое общение – высшая его форма, но семейные и дружеские связи имеют не меньшее значение для поддержания общения. Помимо государства Аристотель выделял еще две разновидности сообщества – семью и поселение.

· Сущность государства – объединение людей для достижения общего блага.

· Основная задача государства – самосохранение, которое достигается через усиление среднего класса, а также борьбу с нищетой и чрезмерным богатством.

· Критически относился к концепции идеального государства Платона, полагая, что идеальным является то государство, которое способно обеспечить максимальное благо (счастье) для своих граждан(д.б.основано на частной собственности на землю, орудия труда и рабов).

· Определены три «правильных»(хороших) и три «испорченных», деформированных формы правления.

Правильные Деформированные

ü Монархия (власть одного) Тирания

ü Аристократия (власть группы) Олигархия

ü Полития (власть большинства) Демократия

Полития - высшая и лучшая форма правления, представляла собой идеализированный образ афинского полиса времен Перикла. [16] Критерием разграничения хороших и дурных форм правления (как и у Платона) служила цель политической власти. Если такой целью является благо государства, то любая форма правления будет правильной, если – достижение интересов властвующих, то – любая форма станет испорченной.

· Также как и для Платона, для Аристотеля государство не только политическая форма общества, но средство сохранения этических норм, добродетелей.

· Политика в государстве тесно связана с моралью. Основной политической жизни Аристотель считал умеренность. Крайности (такие пороки как стремление к власти, роскоши, наслаждениям) – проявление «рабского мышления», не достойны свободного гражданина.

· Подлинно свободной является только деятельная жизнь: практическая (политическая деятельность) или теоретическая (познание, размышление).

Главной особенностью содержания общественной мысли средневековья являлось ее обусловленность христианскими представлениями о мире. Начинается ее развитие с радикальной переоценки античного мировоззрения.

Фундаментальная для античного миропонимания идея вечного возвращения (цикличности развития общества) вытесняется в Средние века концепцией линейного, поступательного развития истории.

Философия Августина Блаженного (354-430 гг.), создавшего учение о «Божьем Граде и Граде Земном» стала обоснованием линейности истории. Его учение оказало определяющее влияние на формирование европейской духовной культуры.

· История рассматривается Августином с позиции теоцентризма, как акт свободного творчества единого Бога.

· Божественная и человеческая история, хотя и различны, но протекают в единой сфере (человеческой душе), где борются между собой эгоистическая любовь человека к себе («Град земной») и любовь к Богу(«Град небесный»). Борьба двух градов (земного – демонического и небесного - Божественного) предстает не только как процесс борьбы добра и зла, но и как основа политического устройства.

· Теократия у Августина – необходимое условие, принцип построения гармонического общества. Церковь – представитель царства Божьего на земле. Государство (также созданное Богом) должно подчиняться Церкви. В земном государстве правители назначены Богом для поддержания порядка, Церковь как организация необходима для спасения души.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: