Действие уголовного закона в пространстве: принцип гражданства, принцип территориальности, реальный и универсальный принципы

Действие уголовного закона в пространстве определяется следующими принципами: территориальным, гражданства, реальным, универсальным.

Сущность территориального принципа, который является основным, заключается в том, что все лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности в соответствии с ее Уголовным кодексом. При этом не имеет значения, являются ли эти лица гражданами Российской Федерации, лицами без гражданства или иностранцами. Этот принцип нашел свое закрепление в ч. 1 ст. 11 УК РФ Комментарий к УК РФ под редакцией А.В. Наумова. - М.: Юристъ. 2002. С.46.

К территории Российской Федерации относятся:

o сухопутное пространство (суша) в пределах Государственной границы РФ, определяемой Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1. 04. 1993 г.;

o водное пространство, включая внутренние воды (реки, озера, моря, расположенные внутри Государственной границы), территориальное море (примыкающий к суше и внутренним водам морской пояс шириной в 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ);

o исключительная экономическая зона Российской Федерации (море, простирающееся за пределами территориальных вод, на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море, а в некоторых случаях определяемых на основании договора РФ и прибрежного государства);

o континентальный шельф РФ (морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка);

o воздушное пространство (столб воздуха над сушей и водами в пределах Государственной границы, а также территориальными водами);

o недра (часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов).

По уголовному закону РФ несут уголовную ответственность также лица, совершившие преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ независимо от места их нахождения. Что касается невоенных судов и кораблей, приписанных к РФ и находящихся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов нашего государства, то уголовный закон России применяется в том случае, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 3 ст. 11 УК РФ).

Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 г. Россия осуществляет свою юрисдикцию над запущенными ею в космос космическими кораблями и их экипажами.

Территориальный принцип имеет свои исключения. Так, вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств (послов, посланников, поверенных в делах, военных атташе и т. д.) и других граждан, пользующихся иммунитетом (членов семей глав и дипломатического персонала, проживающих вместе с названными лицами и не являющихся российскими гражданами, и др.), в случае совершения указанными лицами преступления на территории РФ решается в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК РФ).

Ограниченным иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ на началах взаимной договоренности пользуются консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также представители и должностные лица международных организаций, члены парламентских и правительственных делегаций.

Право экстерриториальности распространяется также на служебные и жилые помещения, на средства передвижения дипломатических представителей.

Иммунитет территории означает, что без разрешения руководителей дипломатических представительств нельзя входить на территорию посольств для выполнения следственных действий - осмотра, обыска, задержания и ареста подозреваемых. Поэтому в международной практике известно много случаев предоставления убежища в помещении посольства лицам, преследуемым правоохранительными органами государства, в котором аккредитовано представительство.

Правовой иммунитет не означает безнаказанности или свободы совершать преступления. Лица, пользующиеся правовым иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания, и могут нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего представительства, в стране пребывания. Как правило, лица, пользующиеся правовым иммунитетом, в случае нарушения законов РФ, например, совершения шпионажа, объявляются персоной «нон грата» и выдворяются за пределы России.

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве дополняется принципом гражданства, закрепленным в ч. 1 ст. 12 УК РФ. Принцип гражданствапозволяет привлекать к уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству граждан РФ и постоянно проживающих на территории РФ лиц без гражданства за преступления, совершенные ими за границей. Тем самым сфера действия российского уголовного закона еще более расширяется. Однако уголовная ответственность наступает только в том случае, если деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. В случае осуждения названных лиц в России наказание, назначаемое им судом, не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законодательством иностранного государства, на территории которого преступное деяние было совершено.

В дополнение к первым двум принципам существуют еще два, значительно увеличивающие пространство действия российского уголовного закона. Это реальный и универсальный принципы.

Реальный принцип дает основания для привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно на территории российского государства, за преступления, совершенные за границей РФ, если они направлены против интересов РФ. В этом случае Россия выступает в роли своеобразного «потерпевшего», в силу чего виновные лица несут ответственность по российскому уголовному закону. Однако требуется, чтобы указанные лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекались к уголовной ответственности на территории России.

Универсальный принцип, базирующийся на действии ряда международных соглашений, участницей которых является РФ, предполагает применение уголовного закона России к иностранцам и лицам без гражданства, не проживающим постоянно на территории РФ, совершившим преступление за пределами РФ, в отношении которого Россия обязалась принимать меры по пресечению и наказанию. Российская Федерация является участницей международных соглашений по борьбе с фальшивомонетничеством, угоном воздушных судов, незаконным распространением наркотиков и др. Так же, как и в случае применения реального принципа, необходимо, чтобы виновное лицо не понесло наказания в иностранном государстве и привлекалось к уголовной ответственности на территории России.

Универсальный принцип конкурирует с выдачей преступников. В самом деле, лицо не является российским гражданином, преступление совершено вне пределов РФ, вред не причинен непосредственно интересам российского государства. В связи с этим иногда более целесообразным является выдача преступника, задержанного на территории РФ, тому государству, на территории которого преступление было совершено, или гражданином (подданным) которого преступник является. В международном праве действует правило: «или наказывай, или выдай». Вопрос о выдаче решается на основе двусторонних соглашений между государствами - договоров о правовой помощи или других международных договоров Звечаровский И.Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001 С.81.

Что касается выдачи российских граждан, совершивших преступление за границей, то в УК установлен принцип невыдачи собственных граждан. В силу действия принципа гражданства такие лица будут отвечать по УК РФ.

К рассмотренным четырем принципам действия уголовного закона в пространстве иногда добавляют и пятый - покровительственный. Сущность его состоит в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, несут уголовную ответственность за преступления, совершенные ими на территории иностранного государства, по УК РФ, при условии, что иное не предусмотрено международным соглашением. Таким образом, на территории воинских частей, расположенных за границей РФ, распространяется специальный правовой режим: если на такой территории совершается преступление, виновное лицо подлежит ответственности по российскому уголовному закону (ч. 2 ст. 12 УК РФ). При этом уголовный закон не требует установления того, является ли деяние преступлением в иностранном государстве, и не говорит о необходимости учитывать верхний предел санкции, предусмотренной иностранным законом, как это сделано в ч. 1 ст. 12 УК РФ применительно к обычным случаям совершения российскими гражданами.

Исторически принцип строго территориального действия законов очень быстро вступил в противоречие с развитием экономических связей между странами, вызванных созданием международного рынка. По этому, если бы каждое государство было вольно устанавливать любые нормы и любым образом регулировать отношения своих граждан с гражданами другого государства, результатом могла оказаться изоляция этого государства. Постепенно, от строго территориального принципа государства пришли к признанию экстерриториального действия некоторых законов, выработались принципы установления подлежащего применению права Звечаровский И.Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001 С.39.

В настоящее время уже не подвергается сомнению то, что законы имеют территориальное действие, но в особом порядке и в особых случаях и экстерриториальное действие.

Сказанное относится главным образом к международным, межгосударственным отношениям. Однако вопрос о территориальном и экстерриториальном действии законов возникает и по отношению к правовым нормам, издаваемым властью территориальных единиц данного государства.

Принцип территориального и экстерриториального действия закона неодинаково осуществляется в различных отраслях права. Наиболее строго территориальный принцип соблюдается в таких отраслях, как государственное, административное, уголовное, процессуальное право, а наибольшая экстерриториальность наблюдается у норм гражданского, торгового, семейного права. Не урегулирован в уголовном законе вопрос об экстрадиции (выдаче) лица, преследуемого за политические убеждения.

В современных условиях институт экстрадиции играет важную роль в укреплении и развитии международного сотрудничества между государствами. Не меньшее влияние возможности экстрадиции оказывают и на охрану законных интересов, прав и свобод личности, общества и государства, на укрепление международного правопорядка и борьбу с преступностью Уголовное право РФ. Учебник под ред. д.ю.н. проф. Кашепов В.П. - М.: Былина, 2001. С.47.

Нельзя не отметить, что в целом институт экстрадиции остается пока еще малоизученным, нередко ему отказывается в праве на самостоятельное существование. Вследствие этого экстрадицию часто принимают за выдачу, а вопросы экстрадиции сводятся к вопросам выдачи. Это приводит к тому, что анализу подвергаются лишь те нормы института экстрадиции, которые в той или иной мере оказываются связанными с выдачей. Вместе с тем, вопросами выдачи экстрадиционная деятельность не исчерпывается. Также безосновательно выглядит сужение тех возможностей, которыми на сегодня реально располагает институт экстрадиции. Это приводит к искаженным представлениям о формах, содержании и результатах экстрадиционной деятельности. Недостаточно исследованными остаются также вопросы, связанные с понятием экстрадиции, ее принципами и концепциями Бойцов А.И. Выдача преступников. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С.27.

Следует отметить, что нормативное регулирование экстрадиции на международно-правовом и внутригосударственном уровне еще далеко не сложилось. Оно, как и экстрадиционная практика в целом, переживает период интенсивного развития с учетом вызовов международному сообществу со стороны преступности и терроризма. Российская Федерация, как известно, вносит в этот процесс свою посильную лепту. В настоящее время продолжается работа над нормативными документами с участием РФ по вопросам экстрадиции на международном уровне. Движение в этом направлении подкрепляется договорной работой, как на региональном, так и на межрегиональном уровнях. Вместе с тем от внимания ускользают такие важные обстоятельства, как формирование экстрадиции в самостоятельный институт современного права, смена общей концепции экстрадиционной деятельности, перерастание экстрадицией узких рамок выдачи.

Институт экстрадиции как самостоятельный институт права - это относительно новое явление в международной практике государств и новообразование в праве. Вследствие этого институт экстрадиции продолжает оставаться малоисследованной областью научного анализа. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что, вырастая из института выдачи, институт экстрадиции претерпел значительные изменения. Нормы, относящиеся к институту экстрадиции, явно не вписываются в те границы, которыми располагает институт выдачи.

Согласно, например, точке зрения проф. Р.М. Валеева, поддержанной многими другими авторами, институт выдачи представляет собой основанный на международных договорах и общепризнанных нормах и принципах международного права акт правовой помощи, состоящий в передаче обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, требующему его передачи государству, на территории которого требуемое лицо совершило преступление или гражданином которого оно является, или государству, потерпевшему от преступления, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения к исполнению приговора.

В то же время другая позиция состоит в том, чтобы усматривать в экстрадиции не только аспекты выдачи преступников и наказания виновных, но и более широкий круг вопросов. В частности, речь идет о правовой помощи и сотрудничестве между государствами, понимаемых в более широком плане. В этом случае понятие экстрадиции уже более широкое. Оно охватывает не только выдачу преступников, но и целый ряд иных действий, мер и целей. Например, таких, как меры по обеспечению необходимых правовых и процессуальных гарантий, имплементация соответствующих юридических процедур и принципов, эффективное правовое сотрудничество между государствами, повышение доверия к их правовым системам, укрепление международного правопорядка, норм и требований права, соблюдение прав человека и т.д.

Анализ международно-правовых документов, законодательных и иных нормативных актов по вопросам экстрадиции позволяет говорить о том, что в последнее время все чаще актуальность приобретает более широкий взгляд на институт экстрадиции. В современных условиях институт экстрадиции складывается как самостоятельный и важный институт права. Понятие экстрадиции и реалии экстрадиционной практики государств и его нормативного регулирования не позволяют подменять этот институт институтом выдачи.

С точки зрения ряда правоведов, следует признать, что институт экстрадиции в современных условиях утвердился как самостоятельный, востребованный и общепризнанный институт международного права. Его нормы, процедуры, концепции и принципы играют важную роль в развитии правовой помощи и сотрудничества между государствами, в обеспечении правовых гарантий соблюдения прав и свобод, в решении задач борьбы с преступностью, терроризмом и другими негативными проявлениями в любом уголке земного шара.

Вопросам экстрадиционной деятельности, а не просто вопросам выдачи преступников посвящены многие важные международно-правовые документы и решения. В их числе документы ООН (например, Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г.; Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. и др.), конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 г., Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 г.) и межгосударственные договоры. Сегодня уже можно говорить о том, что жизнеспособность, эффективность и действенность указанных положений и документов прошла проверку временем Адельханян Р., Наумов А. Принципы экстрадиции и квалифицирующие обстоятельства совершения преступления // Российская юстиция. 2004. N 3. С. 51 - 52.

Следует, однако, отметить, что лишь международно-правовыми аспектами задачи и цели института экстрадиции не исчерпываются. Многие вопросы, возникающие в рамках института экстрадиции, решаются на уровне национального законодательства, в том числе на уровне ведомственного нормативного регулирования. Они опираются на принципы международного сотрудничества - добровольности и взаимности. Отдельные нормы института экстрадиции в Российской Федерации реализованы положениями уголовного законодательства (ст. 13 УК РФ), а также в положениях уголовно-процессуального законодательства. В УПК РФ от 22.11.2001 этим вопросам отведена отдельная часть 5 (главы 53 - 55).

Под экстрадицией в литературе принято понимать выдачу лиц, виновных в совершении преступных деяний, запрашивающему государству для суда над ними или исполнения наказания. Такое понимание экстрадиции, сводящее ее к выдаче, оказывается во многом спорным.

Во-первых, экстрадиция и выдача - не тождественные понятия. Экстрадицию нельзя сводить к выдаче и объяснять ее выдачей прежде всего потому, что в современных условиях выдачей преступников экстрадиция не ограничивается. Как известно, процедура экстрадиции может завершаться и отказом в выдаче. Кроме того, нормы уголовно-процессуального законодательства выделяют, с одной стороны, выдачу для уголовного преследования (этим вопросам посвящена гл. 54 УПК РФ), а с другой - передачу лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания (регламентируется в гл. 55 УПК РФ). Передача осужденных из одного государства в другое для отбывания назначенного наказания согласуется с положениями Европейской конвенции о выдаче 1957 г., которыми, в частности, предусматривается не только передача, но также такие ее разновидности, как отсроченная передача и передача с условиями Щепельков В. Ф. Уголовный закон: преодоление противоречий и неполноты. М. 2003. С.12.

Далее, хорошо известно, что не всякая процедура экстрадиции обязательно заканчивается выдачей запрашиваемых лиц. В этих случаях процедура экстрадиции налицо, но реальная выдача отсутствует. Следовательно, экстрадиция не равнозначна выдаче еще и по той причине, что она может завершаться как выдачей, так и отказом в выдаче. Это еще один аргумент, не позволяющий рассматривать выдачу как самостоятельный институт права. Выдача представляет собой лишь форму реализации процедуры экстрадиции.

Анализ законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы экстрадиции, а также данные практики показывают, что экстрадиция отличается от выдачи и передачи прежде всего по своему содержанию, поскольку включает в себя стадию возбуждения инициативы о передаче (выдаче) лица; процесс принятия решения данного вопроса компетентными органами двух государств; стадию обжалования принятого решения; собственно процесс передачи (выдачи) лица; легализацию приговора судом того государства, которое приняло лицо, и др.

Каждое из перечисленных составляющих экстрадиции имеет свое реальное выражение. Так, в 2004 г. Минюстом РФ в общей сложности направлено 902 запроса (в том числе повторных и уточняющих) компетентным органам других государств по вопросам приема и передачи осужденных. Из компетентных органов других государств в Минюст РФ поступило 970 запросов о передаче и приеме осужденных. Реально в 2004 г. в соответствии с решениями судов состоялась передача в другие государства 46 осужденных и принято в Российскую Федерацию - 23. В течение этого же периода судами Российской Федерации отказано в передаче по 17 случаям. От иностранных компетентных органов получено 22 отказа.

В качестве основания выдачи служит не наказуемость преступного деяния, о котором идет речь в запросе, а его совершение, и лицо, требуемое к выдаче, причастно к его совершению. Отсюда ясно, что сама по себе наказуемость преступного деяния, в связи с совершением которого предполагается выдача того или иного лица, по законодательству запрашивающей и запрашиваемой сторон на срок не менее одного года лишения свободы есть не что иное, как необходимое условие для экстрадиции. Наказуемость деяния на срок не менее одного года лишения свободы при этом не служит основанием выдачи в соответствии с международно-правовыми актами о выдаче.

Таким образом, говоря о действии уголовного закона в пространстве, можно сказать, что он базируется на следующих принципах: принцип территориальности, принцип гражданства, реальный принцип и универсальный принцип.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: