Испытуемый определяет показатель целевого отклонения (ЦО) – различие между планируемым и действительным количеством зачеркнутых ячеек. Целевое отклонение – это количественная характеристика уровня притязаний.
(П2 – Д1) + (П3 – Д2) + (П4 – Д3)
ЦО = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾.
Уровни выраженности показателя целевого отклонения:
· ³ 5 – неадекватно высокий (завышенный);
· 4,99 – 3 – высокий адекватный;
· 2,99 – 1 – умеренный (средний);
· 0,99 – (– 1,49) – низкий адекватный;
· £ – 1,50 – неадекватно низкий (заниженный)
Показатель адекватности уровня притязаний оценивается также по сопоставлению средних значений предполагаемого (П) и действительного (Д) результатов:
1) П» Д – адекватный уровень притязаний;
2) П > Д – завышенный уровень притязаний;
3) П < Д – заниженный уровень притязаний.
По итогам работы по методике 2 строится индивидуальный график, иллюстрирующий кривые динамики уровня притязаний в зависимости от планируемого и действительного результатов выполнения задания
(рис. 1).
|
Номер пробы |
Рис. 1. Динамика уровня притязаний:
планируемый результат; действительный результат
Исходный уровень притязанийявляется высоким, если в 1-й серии испытуемый планирует зачеркнуть 20 и более квадратиков, средним –
15 – 19, низким – 14 и менее квадратиков.
Внимание! Время работы в 1, 2 и 4-й сериях – 10 с, в 3-й серии – 8 с.
Шаг 3. Отчет о результатах исследования особенностей уровня притязаний
Интерпретацию индивидуальных результатов исследования особен-ностей уровня притязаний по показателям уровня выраженности целевого отклонения следует произвести по схеме, отраженной в табл. 1.
Таблица 1
Результаты исследования особенностей уровня притязаний
Уровни выраженности целевого отклонения | Проявление уровня притязаний | ||
в обыденном поведении | в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) | в учебной (профессиональной) деятельности | |
Неадекватно высокий (завышенный) | |||
Высокий адекватный | |||
Умеренный (средний) | |||
Низкий адекватный | |||
Неадекватно низкий (заниженный) |
Дополнительные сведения
об уровне притязаний личности
Уровень притязаний личности определяется тем, какие цели (трудные или легкие) она перед собой ставит. Стремление повысить свою самооценку, когда у человека есть возможность свободного выбора степени трудности принимаемых решений, порождает порой внутренний конфликт двух противоположных тенденций: либо повысить свои притязания ради достижения максимального успеха, либо снизить их до такого уровня, который абсолютно гарантирует от неудачи. Уровень своих притязаний личность определяет между чересчур трудными и легко достижимыми задачами и целями с тем, чтобы не пострадала самооценка личности и чтобы сохранить для себя определенную перспективу успеха. Формирование уровня притязаний определяется оценкой прошлых успехов и неудач, хотя в ряде случаев они могут быть нечетко осознаваемыми. Формирование уровня притязаний наглядно прослеживается в учебной деятельности. Повторяющиеся неудачи, как правило, приводят к снижению уровня притязаний и общему снижению уровня самооценки.
Люди с завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои возможности и способности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи.
Люди с высоким адекватным уровнем притязаний постоянно стремятся к улучшению своих достижений, самосовершенствованию, решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей.
Лица со средним уровнем притязаний стабильно, успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности перейти к более трудным целям. Лица с низким или неадекватно заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться:
· заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности»;
· «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.
На сегодняшний день в психологии продолжается поиск взаимосвязи между уровнем притязаний и особенностями личности. Прослеживается взаимосвязь уровня притязаний и характеристик интеллекта: чем выше интеллектуальные возможности субъекта, тем выше уровень притязаний. Учащиеся с более слабыми показателями интеллектуальных и волевых качеств имеют низкий уровень притязаний, резко повышающийся при искусственно создаваемом успехе. Учащиеся с хорошими показателями мышления, но слабой волей демонстрируют завышенное притязание и отсутствие склонности к последовательной работе в случае неуспеха. Относительно низкий уровень интеллекта при развитой воле сочетается с высоким уровнем притязаний. Неудачи у таких людей не снижают уровня притязаний, а стимулируют к интенсивной работе для достижения успеха. Для молодых людей характерны неустойчивость притязаний, нечеткое осознание целей, а также тенденция искать причины неудач в объективных обстоятельствах.
Обращается внимание на зависимость уровня притязаний от эмоциональной устойчивости, силы нервных процессов. Занижение уровня притязаний свойственно для так называемых «перестраховщиков», отличающихся меньшей эмоциональной устойчивостью.
Уровень притязаний следует учитывать в процессе воспитания, так как его соответствие возможностям учащегося – одно из условий совершенного развития личности. Несоответствие же является источником возникновения конфликтов, как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности. Изучение уровня притязаний имеет самостоятельное значение, так как он является относительно стабильным индивидуальным качеством. Выявление уровня притязаний и его анализ по параметрам высоты, величины отклонения от цели, адекватности и устойчивости чрезвычайно важны для диагностики личности. Оценке подлежит, главным образом, не то, что ставится целью, какие цели избирает субъект, а то, как он это делает.
Исследование уровня притязаний имеет большое значение в прикладном плане: в медицинской психологии, педагогике и педагогической психологии, социальной психологии и психологии управления, в спорте и профессиональной ориентации, при проверке профессионально важных качеств, значимых в отдельных видах труда.
При интерпретации результатов следует опираться на данные самонаблюдения, обратить внимание на исходный уровень притязаний, его динамику в зависимости от успеха или неуспеха в предшествующей деятельности.
[1] Цит. по: Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. – М., 1993. – С. 84.
[2] Там же. – С. 3.
[3] См.: Психология: слов. – М., 1990. – С. 417.