По-русски | Қазақша | English |
невпопад | Орынсыз, қате, жаңылыс | not to the point, out of place, malapropos; inappropriately; inopportunely |
потерять лицо (ударить лицом в грязь) | Ұятқа қалу, абыройы төгілу | lose face |
общение (язык как средство общения) | Қатынас, қатынаста болу | language as a means of communication / intercourse |
мышление | Ой, ойлау | thinking, thought |
жест (язык жестов) | Ым / ымға түсінбеген-дымға түсінбейди | sign language |
равнозначно | Шамалас, мәні мен маңызы бірдей | equivalent |
предпочитать (предпочесть одно другому) | Тәуірлеу деп есептелген | prefer one to another |
непременно | Қалайда, міндетті түрде, сөзсіз | without fail, certainly; by all means |
порой | Кейде, кей кезде | at times; now and then |
СРСП № 1. | Написать эссе на тему «Важнейшее средство взаимопонимания людей» |
СРС № 1. | Работа по тексту |
Прочитайте текст. Выполните задания по тексту |
Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас для выражения еще неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений.
И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас наследие – образный, емкий, умный язык. В нем есть все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись.
(С.Маршак)
Задание 1. Письменно ответьте на вопросы:
1) Какова основная мысль текста? 2) Как вы понимаете слова «образный язык», «емкий язык», «умный язык»? 3) Почему язык можно сравнить с искусством? |
Задание 2. Озаглавьте текст
Задание 3. Перескажите
Литература
1. Лебединский С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. —
2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Б ГУ, 2007. — 470 с.
2. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186
3. Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др. – 4-е изд.., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2009.- 288 с
4. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.
5. Е.В.Капелюшник, А.М.Мухачева, Л.А.Пономарева, Е.А.Шерина Между строк. Учебное пособие по чтению для иностранцев. – Томск, Изд-во ТПУ, 2005. – 51 с.
6. Русский язык как иностранный. Дидактические материалы. Базовый уровень. Модуль 5. Зажги свою звезду. Под общей редакцией Г.В.Вариченко, Ж.В.Прокониной – Минск: Издательский центр БГУ, ГУО «Институт непрерывного образования», 2009. – 38 с.
7. Русский язык как иностранный. Дидактические материалы. Базовый уровень. Модуль 6. История и современность. Под общей редакцией Г.В.Вариченко, Ж.В.Прокониной – Минск: Издательский центр БГУ, ГУО «Институт непрерывного образования», 2009. – 56 с.
8. Овсиенко Ю.Г. Русский язык: Учебник. Книга 2. Средний этап обучения. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз. Курсы, 2008. — 248 с.
9. Царева Н.Ю. Русский язык как иностранный: базовый уровень / Н.Ю. Царева, М.Б. Будильцева, И.А. Пугачев. — М.: Астрель: Олимп, 2010. — 188 с.
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - №32 | |
Дисциплина: Русский язык Уровень – 2 Лексическая тема: Русский язык в современном мире Грамматическая тема: ЛСГ глаголов мочь,уметь, начать, хотеть. Чередование гласных в корнях гар/гор, зар/зор, клан/клон, твар/твор | Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие |
Ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна |
Послушайте текст «Каждый язык – это целый мир» [ см. текст №, с. ] Заполните тест |
верно | неверно | |
1. На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. | ||
2. Русский язык является родным языком Кайсына Кулиева. | ||
3. Писатель хочет, чтобы русский язык жил и развивался. | ||
4. Уважение и любовь к русскому языку, совсем не мешает ему любить родную речь. | ||
5. Кулиев впервые сказал «мама», «хлеб», «дерево» на балкарском языке |
Составьте вопросы к тексту |
Перескажите прослушанный текст |
Переведите высказывание Абая о русском языке [3, стр. 20]. |
Орысша оқу керек. Мал да, өнер де, ғылым да - бәрі орыста тұр. Зарарынан қашық болуға, пайдасына ортақ болуға тілін, оқуын, ғылымын білмек керек. Оның үшiн олар дүниенің тілін білді. Сен оның тілін білсең, көкірек көзің ашылады.
Орыстың ғылымы, өнері – дүниенің кілті, оны білгенге дүние арзанырақ түседі.
(Абай. Жиырма бесінші сөз.)
Ответьте на вопросы: |
1. Какой общей мыслью объединены приведенные тексты?
2. Каким образом духовное богатство одного народа нашей страны становится достоянием всех народов?
3. Что говорят авторы о красоте русского языка?