В течение последних восьми лет в школах России проводился эксперимент по внедрению ЕГЭ по обществознанию. С 2009 года ЕГЭ как форма аттестации в соответствии с законодательством является обязательным. Значительное число заданий ЕГЭ проверяет умение учащихся работать с понятиями.
Прежде всего, необходимо углубить знания обучающихся о том, что такое понятие вообще. Наиболее целесообразно это делать при изучении темы «Познавательная деятельность человека». Здесь же полезно показать типологические различия понятий разного уровня обобщения, а также полезно раскрыть связь между содержанием и объемом понятия. В заданиях разных частей ЕГЭ проверяется умение школьников работать как с содержанием понятия, так и с его объемом.
В литературе выделяют два основных метода формирования понятий: индуктивный и дедуктивный.
Эти методы, как правило, выступают совместно, но один из них может быть ведущим. На основании этих методов Л.Б. Ительсон предложил способы комбинирования индуктивного и дедуктивного методов формирования понятий: ассоциативный, индуктивный, дедуктивный, инвентивный.
|
|
Ассоциативный метод вытекает из ассоциативной теории, с точки зрения которой существенные признаки – это признаки общие, необходимые и отличительные, а понятие – это класс всех предметов (явлений), обладающих определенными свойствами.
Логику образования понятия в этом случае можно схематично представить в виде следующей цепочки:
предметы – восприятие – понятие, раскрываемое в определении – термин.
Индуктивный метод сходен с ассоциативным методом, однако с принципиально важными добавлениями: исходными объектами могут быть не только конкретные предметы и представления, но и абстрактные понятия. Данный метод направляет мысль обучающегося к сравнению, классификации, обобщению.
Дедуктивный метод предполагает знакомство с общими систематизирующими принципами, а затем с более частными и конкретными фактами как реализацией этих общих принципов. Этот способ используется, когда у школьников нет начальных представлений и при введении понятия учителю не на что опираться.
Инвентивный метод заключается в использовании уже имеющихся знаний с новой точки зрения для выработки новых классификационных объектов. Введение нового понятия мотивируется тем, что без него невозможно объяснить научный факт. Данный метод образования понятия используется в проблемном обучении.
Работа со словарем – одна из форм отработки понятийных умений учащихся. При условии ее правильной организации она предоставляет большие возможности для формирования терминологической грамотности обучающихся.
|
|
Эффективность формирования понятия будет выше при соблюдении ряда методических условий. Прежде всего, необходимо учитывать конкретные представления и типичные образы, имеющиеся у школьников, и корректировать их по мере необходимости во время работы с понятиями. Важно продумывать возможность опережающего введения термина. А также признаков раскрываемого понятия с последующей их систематизацией. Вводить определение следует на доступном для учеников уровне сложности.
Процесс формирования понятия будет эффективен только при активной познавательной деятельности школьников, поэтому на уроке, и в домашних заданиях следует предусмотреть применение ранее изученных понятий для усвоения новых знаний. Усвоение ряда сложных понятий требует постоянного к ним обращения.