Распределение ролей между Государством и Обществом в развитии Страны

Когда мне говорят о роли Российского Государства, о его возвышении над Обществом, о его гипер роли в развитии экономики, участии в социально жизни, я, мягко говоря, улыбаюсь. Опять вспоминаю сообщающиеся сосуды. Если вода в одном из сосудов не справляется с давлением и нагрузкой, то на помощь стремиться поток из другого сосуда, ведь между сосудами нет разрыва, это одно целое. При этом тот поток, который приходи на помощь, ослабевает присутствие в своем сосуде. Так и в жизни страны, все взаимосвязано. Кто сильней выдавливает слабого, кто слабей уступает место сильному. Так сложилось, что наше Государство имело в последнее время достаточно последовательно развитие, Общество же двигалось непоследовательно и без четкой цели, повинуясь движению Государства. И не вина Государства, что оно занимает львиную долю присутствия в жизни Страны, есть ниши, образованные Обществом, которые им (Обществу и Государству) необходимо развивать. Согласен, от этого возникают перекосы, неправильное понимание и перераспределение функциональных задач в развитии Страны. Но это реальность.

А что касается глобально перекосов, их можно проследить по этапам. Давайте вспоминать.

Как только появилось Государство под названием Российская Федерация, первая словесная комбинация, которая стала сопровождать ее, стала «Демократическое Государство». Какое время Страна пожила в этом состоянии, в этой эйфории, которая постепенно сползла на обычный треп обо всем и ни о чем. И тема «Демократии» стала не так актуальна и мало востребована.

Следующей комбинацией стало «Правовое Государство». Повальное увлечение законотворчеством, желание самых активных пополнить депутатские корпусы всех уровней. Как говаривал в свое время Салтыков-Щедрин, каждый видевший в сейфе полное собрание Российской Империи считает себя юристом. Но и это тоже, как легкое поветрие, прошло.

Дальше была тема «Федеративное Государство». Но при этом в этом процессе роль Федерации была занижена, а роль Субъектов была поднята до звездных высот. Многие Республики в составе Федерации по тексту своих региональных Конституций стали Государствами, которые делегировали часть полномочий Федеральному центру. В итоге пошел массовый распад экономической модели Страны, прерывания интеграционных и кооперационных связей. Мы остановились на стадии полураспада. Смогли избежать раздробления Великой Страны на маленькие удельные княжества.

Потом стала актуальна тема «Развития Предпринимательства». Сколько сил и энергии, да и бюджетных средств ушло на эту тему. Но чуда не случилось, и эта тема стала опять не так актуальна.

Мы увлеклись инновациями. Поголовно, как спасение от всех бед, повторяя одну и ту же мантру «Россия – Инновационное Государство». Хотя еще слышны отголоски активистов инновационного развития в Стране, но все меньше и меньше мы вспоминаем об этой теме. Теряется актуальность.

«Россия – это Государство интересное для Инвестиций». Все силы брошены на повышение инвестиционной активности в Стране. Масса ресурсов, масса возможностей, планов и решений. Но и по этой теме актуальность становиться меньше и меньше, а вскоре так, же сойдет на нет.

Последняя тема, которая активно развивается в последнее время: «Россия – социальное Государство». Активизация по всем возможным направлениям: государственные программы, развитие институтов волонтерство и благотворительности, социальной ответственности бизнеса. И многое, многое другое.

На каждом отрезки времени свои акценты, свои приоритеты. Может быть это и правильно, но от этого прежние приоритеты не развиваются, забываются и становятся не актуальными. Позволю себе маленькое напоминание. Есть в Российской Федерации такой документ, как Конституция России. Так вот там четко прописано, что Россия – это и правовое Государство, и федеративное, и демократическое. Действует на территории это страны Рыночные отношения. Есть определенные права и обязанности для бизнеса, для инвестиционной деятельности. А насколько мне память не изменяет, Конституция – это основной закон Страны, от которого строятся другие федеральные и региональные законы, составляются и реализуются государственные программы. И здесь нет приоритетов, вернее все эти прилагательные и есть наши с Вами приоритеты.

К примеру, кто на Ваш взгляд, самые социально защищенные страны в мире? Страны Скандинавии. Смотрю в рейтинг самых инновационных стран в мире за 2013 год. Первое место занимает Швейцария, второе Швеция. Парадокс.

Нам, очевидно, не хватает гармонии во всем, во всех сферах нашей жизни и деятельности, без акцентов и приоритетов. Россия может и должна быть Социальным Государством, Федеративным, Правовым, Демократическим, Инвестиционно-привлекательным, с Инновационно-развитой экономической моделью и Предпринимательски активной. И не временами, а всегда и постоянно. Вот к чему нужно стремиться, вот к чему нужно идти.

В этом велика роль и Государства, и Общества. Каждого в отдельности и в единой связке.

Хотелось бы далее проговорить мое видение участия Государства и Общества в развитии Страны функционально. Где, на мой взгляд, присутствует дисбаланс и что с этим делать? Какие есть рецепты на этот счет.

Пойдем по порядку. Предпринимательство.

В современной России процесс становления и развития предпринимательства – это искусственный процесс. Была воля Государства, оформленная через законы и иные решения Государственной думы РФ, Президента страны и ряда федеральных министерств и ведомств, выдвинутая из абсолютно новой концепции жизнедеятельности России, как независимого и демократического Государства. Основной базовый постулат для развития экономической модели Страны был выбран рыночный и полный отказ от плановых компонентов. А движками рыночной экономики являются непосредственно бизнес-структуры и бизнес-компании.

Инициатива Государства о рыночном развитии экономики была поддержана Обществом, и процесс формирования и становления субъектов предпринимательства всегда осуществлялся и осуществляется под пристальным присмотром Государства.

Что удивляет? Само определение – предпринимательство. Позыв или желание активной части общества что-то предпринимать и что-то делать в свое личное благо, выполняя при этом ряд обязательств перед Обществом и Государством в виде выплаты налогов и не нарушения действующего законодательства. Но это процесс, постоянный или переменный, но процесс. К чему? К какой цели и какому результату? Лет сто назад – это может быть и правильный был посыл. Те же купцы становились предпринимателями и реально предпринимали усилия по созданию своих торговых лавок, да и трактиров. Но время изменилось, да и ценности тоже. Современная компания более сложный и трудоемкий механизм, выполняющий или выпускающий высокотехнологические процессы и продукты. И оператся только на один процесс мало, нужно видеть и понимать конечную цель движения. В мире процесс получение прибыли называется бизнесом. Это уже не процесс, не процесс проб и ошибок, а сформированное дело, поставленное в определенную систему и организацию. Что-то осязаемое, что-то конкретное. Более верное по смыслу. Мелочь? Придирка? Как посмотреть. Вспомните ситуацию с процессом государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, времена, так называемых, старт-аппов. Когда Государство в стимулирующих целях раздавало безвозмездно некое количество денежных средств для начинающих предпринимателей. Достаточно было просто зарегистрировать в установленном порядке компанию, подать заявку на получение старт-аппа и получить реальные деньги. Сколько, на моей памяти, было создано малых и средних предприятий специально под получение средств государственной поддержки становления предпринимательства. Чем больше было государственных вливаний, тем больше было субъектов предпринимательства. И регионы благополучно отчитывались о росте количества субъектов предпринимательства.

Искусственно спровоцированный процесс роста количества бизнес-структур не имел под собой принципиальную основу для развития. Созданные без конкретной цели и задачи, либо под какую-то узкую и малозначительную цель, такого рода бизнес-структуры вынуждены были продолжать долбить Государство и требовать для себя новых благ. Это и получение льготных или дотационных кредитов, указание сферы деятельности, возможность участия в выполнении государственного заказа, передача в безвозмездного пользование муниципального имущества. Когда общаешься с предпринимателями той волны, иногда ловишь себя на мысли, что общаешься с иждивенцами, которым все и вся должны.

Заниматься предпринимательством, это даже очень ответственное дело. Которое изначально должно быть продуманно и просчитано. Это твое дело и никто за тебя не будет ни решать, ни отвечать. Сам. Составь, пусть примитивный, но свой бизнес-план, посчитай, проконсультируйся, взвесь все за и против. И только потом действуй.

Как этой осмысленности, граничащей с ответственностью, не хватает предпринимательству в России.

Как быть? Что делать? Лично мои рассуждения на этот счет таковы: любой бизнес-процесс – это две составляющие – в начале – это финансовые или имущественные ресурсы, которые дают возможность начать этот процесс, запускают все механизмы и ресурсы для выполнения четко поставленной цели. В конце – это сбыт – выход из бизнес-процесса в деньги через продажу своих услуг, продукции и сервисов. Если эти две составляющие имеются в бизнес-процессе – это успех. Если этого нет – это риски, реальные риски для успеха и эффективности предприятия.

Государство не должно заниматься развитием Предпринимательства, оно должно заниматься поддержкой в рамках действующего законодательства развития Предпринимательства. Развитием Предпринимательства должно функционально заниматься Общество, конкретные его члены, объединения, союзы и движения. Соответственно, должна активно формироваться система общественной поддержки развития Предпринимательства. А Государство должно отучиться помогать финансово Предпринимательству, есть масса и других для этого инструментов.

Развитие кластерных систем на территории Страны – это возможный рецепт для успешного развития предпринимательства. Любой кластер посвящен определенной теме: либо сельское хозяйство, либо производство строительных материалов и т.д. Кластеры могут формироваться на базе уже действующих предприятий, так и с нуля на базе, к примеру, тех же индустриальных парков или зон, техноплисов и технопарков. Есть ядро этого самого кластера – крупное предприятие, которое имеет свой устойчивый и стабильный процесс, но нуждается в определенных сервисах, поставках и услугах. Как раз тему обслуживания ядер кластерных систем могут обеспечить малые и средние предприятия, выполняющие при малой затратной части работы и предоставляющие услуги под гарантировано оплаченный заказ. Есть вход финансов в бизнес-процесс, но есть и прозрачный и понятный для всех выход из процесса в деньги.

При этом с точки зрения действующего законодательства, кластерные системы в части развития их инфраструктуры финансово поддерживают из государственного бюджета. И это тоже прозрачный и вполне понятный процесс. Объективно? По моему «Да»!

А потом, это уже совершено на порядок другой уровень организации и реализации бизнес-процессов, возможность для интеграции и кооперации, а в конечном результате прогнозируемый рост.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: