Цели, задачи и принципы организации системы психологической поддержки безработных

В соответствии с Положением «Об организации профессиональной ориентации в федеральной государственной службе занятости» основной целью профессиональной ориентации является содействие гражданам, обращающимся в службу занятости, в выборе сферы деятельности, в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы в соответствии с личными интересами граждан, потребностями работодателей, рынка труда.

В федеральной государственной службе занятости создана система профориентационных услуг, способствующая формированию правовых, экономических и организационных условий и гарантий для свободного социально-профессионального самоопределения и самореализации человека, подбора вида занятости, адаптации к труду в условиях рыночных отношений, развитию профориентационных услуг для различных социальных групп населения.

К числу обязательных профориентационных услуг, оказываемых государственной службой занятости относятся[38]:

· информирование и консультирование граждан, обратившихся в службу занятости, с целью выбора сферы деятельности, оптимального направления профессионального обучения для последующего трудоустройства;

· профессиональная ориентация безработных граждан (профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональная диагностика и отбор на профессиональное обучение, психологическая поддержка).

Одним из самых востребованных безработными услуг психологической поддержки являются профессиональная информация и профессиональная ориентация граждан на рынке труда. Решая задачу срочного включения лиц, нуждающихся в трудоустройстве, в сферу трудовой деятельности, эти две функции могут расцениваться как результат трудового посредничества. Но было бы несправедливым сводить их роль только к регулированию рынка труда. Концепция использования профориентации еще далеко не полностью сформулирована. Многие страны отличают ориентацию от консультативной деятельности, но вкладывают в это понятие другое значение. В других странах прибегают к консультациям, чтобы подчеркнуть рекомендательный характер профориентации и дать понять, что каждый человек сам несет ответственность за выбор своей профессии. Есть также страны, где к консультативной деятельности относят профориентацию молодежи, уже получившей профессиональную подготовку. Иногда консультативную деятельность отличают от профориентации, в зависимости от того, к кому она относится: к молодежи или взрослым людям. Все еще больше запутывается, когда под консультациями понимают услугу, индивидуально оказываемую специалистом своему клиенту, а ориентацию понимают как основную функцию.

При удовлетворении потребностей граждан, обратившихся в службу занятости, в обязательных профориентационных услугах Федеральная государственная служба занятости может предоставлять дополнительные профориентационные услуги (по договорам). К ним можно отнести профессиональную информацию населения, в т.ч. учащейся молодежи; психологическую поддержку граждан, занятых трудовой деятельностью и предполагаемых к высвобождению; профессиональный отбор лиц, принимаемых на работу и другие услуги.

При организации системы профконсультирования необходимо предусмотреть ряд необходимых требований и принципов. Так, система профконсультирования должна быть:

· Иерархически организованной. Чем дольше клиент не может найти подходящее место работы, тем большее количество профориентационных услуг он получает;

· Целеустремленной. Цели, содержание и формы профориентационной работы должны изменяться в соответствии с актуальной ситуацией на рынке труда;

· Объективной, так как в ее задачу входит предоставление информации о профессиональной жизни как таковой, не скрывая отдельные негативные ее стороны);

· Нейтральной. Потому что она исходит только из государственных интересов или из интересов потребителя. Она не должна служить целям различных частных учреждений или групп, поэтому не должна прибегать в этом плане к рекламе или пропаганде (как это делают различные круги, заинтересованные в привлечении тех, кто может быть им полезен) или же к формам отбора (используемым различными кругами для привлечения самых лучших кандидатов себе на службу));

· Многосторонней, т.е. получить ее помощь можно из различных источников. Этот многосторонний характер ориентации является залогом ее объективности и средством оказания услуг различным категориям населения;

· Постоянной, т.е. на протяжении всей жизни работник может пользоваться ее услугами. В зависимости от обстоятельств, профориентация должна быть в состоянии удовлетворить потребности многочисленных групп работников: несоциальных элементов, категорий обездоленных людей таких, как инвалиды, иммигранты, сезонные работники и т.д. Система профконсультирования должна иметь внутреннюю обратную связь. Выход клиента из нее допускается только при условии его трудоустройства (переобучения).

Схематично принципы организации системы изображены на рис. 11 «Воронка профориентации»[39]

 
 

Рисунок 11. «Воронка профориентации»

 
 

11.1.2 Организация профконсультирования в районных отделах занятости населения

Как уже отмечалось, различным категориям клиентов службы занятости оказываются следующие виды профконсультационных услуг:

Безработным гражданам, находящимся на учете в отделах занятости населения, предоставляются бесплатные профконсультационные услуги в полном объеме, включая профориентацию, профотбор и психологическую поддержку с использованием средств профинформирования, профессиональной психодиагностики и профессиональной психокоррекции.

Гражданам, обратившимся в службу занятости в целях поиска места работы или обучения, но не признанных безработными, предоставляются бесплатные услуги по информированию о состоянии и перспективах развития рынка труда, об особенностях профессий, о требованиях, предъявляемых ими к личности, о возможностях трудоустройства, получения профессии, а также о профконсультационных услугах, предоставляемых службой занятости гражданам, признанным безработными.

Опыт развитых рыночных стран вполне убедителен для вывода о том, что ориентация на помощь эффективна только в действительно экстренных и экстремальных случаях, в том числе и при работе с группами населения, нуждающимися в поддержке государства. Во всех других случаях такой подход ведет к еще большей инвалидизации клиентов социальных и психологических служб, т.е. мы сами травмируем людей, в целом достаточно здоровых. Поэтому направление безработным клиентам на профконсультацию к специалисту-психологу выдают, как правило, специалисты отдела занятости, занимающиеся вопросами трудоустройства и профобучения граждан в случаях:

- затруднения клиента при выборе профессии, при необходимости перемены профессии или переобучения;

- сомнения специалиста в профессиональной пригодности клиента к выбранной профессии;

- стремления клиента выбрать профессию, предъявляющую повышенные требования к человеку, требующую длительного или дорогостоящего обучения или профессию с низкой вероятностью трудоустройства;

- затруднений клиента в процессе поиска работы и трудоустройства, связанных с неблагоприятным психоэмоциональным состоянием, особенностями личности или недостаточными навыками общения;

- предположения специалиста о наличии у клиента нервно-психических расстройств или жалоб клиента на состояние здоровья.

Психологическая поддержка клиента в форме индивидуального консультирования может осуществляться в зависимости от конкретной проблемы клиента, текущих результатов, условий работы, профессионального опыта и стиля работы специалиста-психолога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: