Основные теоретические положения темы

Следует помнить, что граждане Российской Федера­ции имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в преде­лах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, при­нять по ним решения и дать мотивированный ответ в установлен­ный срок.

Существует три основных вида обращений: предложение, заяв­ление, жалоба.

Предложение — вид обращения, цель которого обратить внима­ние на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставлен­ных задач.

Заявление — вид обращения, направленный на реализацию пред­ставленных законом субъективных прав и интересов граждан. Вы­ражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятель­ности государственных органов, предприятий, учреждений, орга­низаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения возникшей проблемы.

Жалоба — вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержится не только информация о наруше­нии субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и кри­тика в адрес государственных или общественных органов, пред­приятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдель­ных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа произошло, по мнению заявителя, на­рушение его субъективных прав, предусмотренных законодатель­ством.

Работа с письменными обращениями граждан в органах соци­альной защиты населения ведется в соответствии с «Инструкцией о работе с предложениями, заявлениями и жалобами граждан в органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях соци­ального обеспечения».

Руководитель учреждения социальной защиты населения несет персональную ответственность за правильную организацию работы с письменными обращениями граждан. Среди письменных обращений, поступающих в управление со­циальной защиты населения города или района, особое внимание необходимо уделять обоснованным жалобам. Инструкция по рабо­те с письменными обращениями граждан устанавливает несколь­ко этапов работы с ними, начиная с приема и регистрации писем и заканчивая их анализом.

Особое внимание необходимо обращать на сроки рассмотрения писем, ведь нарушение этих сроков — это невыполнение трудовых обязанностей, что может повлечь наложение дисциплинарного взыскания и даже увольнение с работы.

Работники органов социальной защиты должны уметь грамот­но и обоснованно составить ответ на письмо, чтобы заявитель по­лучил исчерпывающие ответы на все интересующие их вопросы. Ответ должен быть простым, ясным, четким и обоснованным, тогда он не повлечет нового письма или жалобы.

Как правило, ведущий или главный специалист органов соци­альной защиты ежеквартально проводит анализ поступивших пи­сем, который затем рассматривается на технической учебе или собрании коллектива.

При приеме писем проверяется правильность их адресования. Письма, доставленные не по назначению, незамедлительно возвра­щаются почтовому предприятию связи для направления адресату.

Вложения, содержащиеся в конверте, проверяются, пересчитываются и скрепляются с конвертом. Отсутствие указанных в пись­ме приложений или их части отражается в акте и об этом сообща­ется заявителю.

Письма граждан с пометкой на конверте «лично», а также письма, адресованные отраслевому отделу писем Министерства или профсоюзной организации, не вскрываются, а передаются по назначению.

На письмах граждан, сданных на личном приеме, делается пометка «с личного приема». Эти письма подлежат регистрации.

Все поступающиеся письма должны быть централизованно зарегистрированы в день их поступления на регистрационно-контрольных карточках.

Регистрационный индекс письма указывается в регистрацион­ном штампе, который проставляется в правом верхнем углу со­проводительного письма или на первой странице письма заявите­ля. Индекс состоит из условного цифрового обозначения струк­турного подразделения учреждения, начальной буквы фамилии автора и порядкового номера поступившего письма (например, 4-И-5201).

При повторном поступлении письма к нему подбирается име­ющаяся переписка и регистрационно-контрольная карточка. Письму присваивается номер, под которым были зарегистрированы ранее поступившие в данном календарном году письма. В регистрационно-контрольной карточке указывается дата поступления нового письма.

Повторными следует считать письма, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого письма истек установленный законодательством срок рассмотрения или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.

Письма одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие в одно и то же учреждение, а также письма, в которых содержатся новые воп­росы или дополнительные сведения, повторными не считаются.

В случаях, когда в письме заявителя или коллективном письме сообщается о другом лице, кроме алфавитно-регистрационной карточки заводится ссылочная карточка, в которой полностью указывается фамилия, имя и отчество лица, в отношении которо­го написано письмо. Алфавитно-регистрационные и ссылочные карточки содержатся в картотеках в строго алфавитном порядке.

Коллективные письма регистрируются по фамилии первого заявителя. Одновременно выписываются ссылочные карточки на нескольких лиц, подписавших это письмо.

Письменное обращение гражданина должно содержать следу­ющие данные: фамилия, имя, отчество обратившегося, место его жительства, либо работы и учебы. Без этих сведений обращение признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Зарегистрированные письма граждан в день поступления пе­редаются руководителю учреждения, который поручает лицу (ис­полнителю) рассмотреть по существу вопросы, поставленные в письме, и подготовить текст ответа.

Письма передаются исполнителю под расписку на алфавит­но-регистрационной карточке.

Если в резолюции руководителя указано несколько исполните­лей, то ответственным за исполнение всех поставленных в письме вопросов является исполнитель, указанный в списке первым.

Передача писем из одного структурного подразделения в дру­гое производится с обязательной отметкой об этом в алфавитно-регистрационной карточке.

В том случае, когда в письме содержатся вопросы, разреше­ние которых не относится к компетенции органов социального обеспечения, копия или выписка из письма направляется по при­надлежности, о чем заявитель ставится в известность.

Запрещается пересылать жалобы на рассмотрение тем лицам и учреждениям, действия которых обжалуются. Когда данных, указанных гражданином в жалобе, недостаточ­но для вынесения окончательного решения, из учреждения или от лица, действия которых обжалованы, истребуются материалы про­верки с заключением обоснованности принятого решения. В слу­чае необходимости, по указанию руководства учреждения, для проверки жалобы на месте могут быть командированы работники аппарата учреждения. Ответы на письма граждан дают руководители и другие упол­номоченные должностные лица учреждений. Ответ может быть дан в письменной или устной форме. В случае устного ответа делается соответствующая запись в регистрационно-контрольной карточке. При отклонении предложения, заявления, жалобы в ответе необ­ходимо указать мотивы, по которым они отклонены. В необходи­мых случаях должен быть разъяснен порядок обжалования.

Письма граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие действую­щему законодательству.

Проект подготовленного ответа на письмо визируется испол­нителем в левом нижнем углу и передается на подпись руководи­телю.

Исполнитель несет ответственность (одновременно с лицами, подписавшими) за содержание, ясность и четкость изложения от­ветов, достоверность ссылки на нормативные акты.

Ответы гражданам на повторные обращения в связи с несог­ласием их с ранее принятым решением, поручения, запросы, на­правленные в вышестоящие организации, а также ответы на пись­ма, находящиеся на особом контроле, подписываются руководи­телем учреждения или его заместителем.

Если письмо рассматривалось работниками нескольких отде­лов (секторов), заявителю направляется один ответ. Проект пись­ма готовится ответственным исполнителем, согласовывается с дру­гими исполнителями, визируется ими, после чего передается на подпись, что должно быть сделано своевременно и правильно. От­ветственность за это в равной степени несут все указанные в резо­люции исполнители.

Запрещается вносить изменения в содержание уже подпи­санного письма без разрешения должностного лица, его подпи­савшего.

Полученные от заявителя документы возвращаются ему за­казным отправлением вместе с ответом, если нет иного поруче­ния контролирующего органа.

В тех случаях, когда документы приобщены к материалам про­верки, пенсионному или медицинскому делу, об этом сообщается заявителю.

При возвращении документов в письме перечисляются наи­менования подлинных документов (о трудовом стаже, заработной плате, а также медицинский документ) и указывается общее чис­ло приложений.

Письма, находящиеся на контроле в вышестоящих органах со­циального обеспечения, подлежат возврату вместе с ответом. В дру­гие контролирующие органы письма возвращаются только по их требованию.

Подписанные письма передаются для отметки на алфавитно-регистрационной карточке, после чего отправляются адресату.

Для изучения характера писем и причин, порождающих обра­щения граждан, ежеквартально проводится их анализ по видам ра­боты (пенсионное обеспечение, медико-социальная экспертиза, со­циально-бытовое обслуживание пенсионеров, кадры).

При анализе писем особое внимание должно быть обращено на те жалобы, по которым были восстановлены нарушенные права и законные интересы граждан или выявлены недостатки в деятель­ности учреждений социального обеспечения или отдельных долж­ностных лиц, а также на факты несвоевременного рассмотрения

писем.

На основании результатов анализа разрабатываются мероп­риятия по устранению причин и условий, порождающих письма граждан, улучшению социального обслуживания населения.

Предложения, направленные на совершенствование законо­дательства о социальном обеспечении и улучшение работы учреж­дений социального обеспечения, систематически обобщаются, и информация о них высылается в вышестоящие учреждения социального обеспечения.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды обращений граждан существуют?

2. Каков порядок рассмотрения обращений граждан?

3. Какие письма считаются разрешенными?

4. Каков порядок возвращения обращений?

5. Что является основой анализа обращений писем при определении их характера?

6. Как разрабатывается проект ответа на обращение гражданина?

7. Как оформляется результат анализа?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: