Наука как социальный институт. Оформление науки как социального института произошло в XVII-начале XVIII веков, когда в Европе возникла первые научные общества и академии, началось издание научных журналов. На рубеже XIX-XX веков возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. В сформировавшемся научном сообществе сложились специфические нормы и ценности, возникли специальные формы коммуникации. Помимо научных изданий это – конференции, симпозиумы и др. Возникновение сети Интернет в конце XX века в очень значительной степени облегчило взаимодействие ученых разных стран.
Современная наука тесно связана со всеми социальными институтами, пронизывает не только промышленное и сельскохозяйственное производство, но и политику, управленческую, военную сферу, становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала общества, вследствие чего политика в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления. Особое значение имеет система «наука – образование – производство».
|
|
Наука как непосредственная производительная сила общества. До конца XIX века наука играла вспомогательную роль по отношению к производству, выполняя обслуживающую функцию. В XX веке развитие науки начинает опережать развитие техники и производства, наука создает задел знания для будущего использования (опережающая функция). Складывается система «наука – техника – производство», в которой науке принадлежит ведущая роль. Новая техника и технологии создаются на основе результатов фундаментальных научных исследований, возникают отрасли производства, которые вообще не могли развиться из предшествующей практики – ядерная энергетика, микроэлектроника, лазерная техника и др. Резкое усиление социальной роли науки проявляется в ходе НТР второй половины XX века: наука является ее главной движущей силой.
По вопросу взаимодействия науки и общества имеется две проблемы:
Во-первых, какие факторы развития науки являются решающими:
· интернализм – направление в истории и философии науки, согласно которому движущей силой развития науки являются внутренние, интеллектуальные, собственно научные факторы. Интернализм делает акцент на творческих аспектах развития науки, недооценивая роль социальных потребностей.
· экстернализм – направление в истории и философии науки, согласно которому движущей силой развития науки являются внешние, социальные (экономические и политические) факторы. Экстернализм недооценивает творческую, внутреннюю составляющую развития науки, интеллектуальную сферу.
|
|
Во-вторых, какую роль играет наука в развитии общества:
Сравнение | СЦИЕНТИЗМ | АНТИСЦИЕНТИЗМ |
Определение | Представление о научном знании как наивысшей ценности культуры и достаточном условии существования человека в мире | Представление об ограниченности возможностей науки, отсутствии ее приоритета по отношению к иным формам духовной культуры |
Истина | Научное знание тождественно понятию «истинное знание» | Научное знание не тождественно понятию «истинное знание», истина многомерна |
Наука и общество | Наука в развитии общества играет созидательную роль, только наука может сделать жизнь организованной, управляемой и успешной. Не должно быть барьеров на пути развития науки | Наука в развитии общества играет негативную роль, порождает многие социальные проблемы. Наука не в состоянии улучшить жизнь людей, развитие науки необходимо ограничить |
Сторонники | Неопозитивисты, представители технократических концепций, например, Д.Белл, А.Тоффлер | Ф.Ницше, О.Шпенглер («философия жизни»), экзистенциалисты, постмодернисты и др. |
Тема 6. Человек – культура – ценности