Досовременные основы современных обществ

В книге «Общества...» обсуждалось развитие культурных инно­ваций в небольших обществах-«рассадниках» — в древних Израи­ле и Греции. Анализ был сосредоточен на условиях, при которых могло осуществиться значимое культурное новаторство, а со вре­менем отделиться от своих изначальных социальных корней. Две эти модели были избраны по причине их решающего вклада в последующую социальную эволюцию. Берущие начало в «класси­ческих» иудейских и греческих истоках элементы, претерпев ос­новательные изменения и взаимные комбинации, составили боль­шинство из главных культурных компонентов современного об­щества. Их ядром было христианство. Как культурная система оно в конечном счете доказало свою способность и впитать в себя наи­более значительные компоненты светской культуры античности, и создать матрицу, из которой смогли выделиться новые устои секу-лярной культуры.

Христианская культура, включая ее мирские компоненты, смог­ла утвердить более четкую и последовательную дифференциацию от социальных систем, с которыми находилась в отношениях вза­имозависимости, чем это удавалось любой из ее предшественниц. Благодаря такому отделению от общества христианская культура смогла выступить в качестве более действенной и новаторской силы в развитии всей социокультурной системы, чем другие культурные комплексы, появлявшиеся до нее.

Никакая культурная система, однако, не институционализиру-ется сама по себе; для этого она должна быть интегрирована с социальным окружением, которое обеспечивает удовлетворение функциональных потребностей реального общества (или несколь­ких обществ). Эволюция предполагает непрерывное взаимодейст­вие между культурной и социальной системами, равно как и меж­ду их соответственными компонентами и подсистемами. Соци-

альные предпосылки эффективности культуры таким образом не только меняются, но и на каждом из этапов могут зависеть от предыдущих этапов институционализации культурных элементов.

В этом плане для нашего анализа особое значение имеет Рим­ская империя. Во-первых, она была основной социальной сре­дой, в которой получило развитие христианство. Поскольку рим­ское общество исключительно многим было обязано греческой ци­вилизации, греческое влияние проникло в современную систему не только «культурным» путем, через христианскую теологию и светскую культуру Ренессанса, но и через структуру римского об­щества, особенно в восточной части империи, где образованные классы оставались эллинизированными после римского завоева­ния. Во-вторых, в основания современного мира было инкорпо­рировано наследие римских институтов. Чрезвычайно важный момент состоит в том, что греческое культурное и римское инсти­туциональное наследия оказали воздействие на одни и те же струк­туры. Правовой порядок империи оказался незаменимым условием для христианского прозелитизма, в результате чего произошло со­вмещение образцов, нашедшее отражение в том, что элементы рим­ского права вошли и в канонический закон церкви, и в светские законы средневекового общества и его преемников.

Начнем наш анализ с набросков, относящихся к двум глав­ным социальным «мостам» между древним и современным мира­ми — христианству и некоторым институтам Римской империи. Затем, перескочив через несколько веков, рассмотрим более близ­ких предшественников современного общества — феодальное об­щество с его кульминацией в позднем Средневековье, потом Ренессанс и Реформацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: