Предположение о том, что одномоментное опознание совершается по целостным эталонам, сталкивается с интересной апорией. С одной стороны, согласно данной гипотезе, объекты того или иного класса опознаются не по ряду их признаков, а по своим целостным особенностям. С другой стороны, экспериментально установлено, что количественные
и качественные характеристики признаков существенно влияют на скорость и точность опознания, в том числе одномоментного. Влияет различимость признаков, прогресс, достигнутый в ходе тренировки по опознанию отдельных признаков, мерность опознаваемых стимулов, число признаков, по которым воспринимаемый объект отклоняется от эталона, и т. п.1 [80; 35; 20; 27; 56]. Даже само формирование целостного перцептивного образа (или группы таких образов) часто оказывается невозможным без предварительного усвоения существенных признаков данного класса [34; 56].
Создается парадоксальная ситуация: стимулы опознаются не по признакам, но признаки влияют на опознание. На наш взгляд, ключ к разрешению этого противоречия и к раскрытию природы целостных образов-эталонов дает учет следующей закономерности, схематически изображенной на рис. 6. В самых разных науках нередко сталкиваются с тем, что элементы изучаемого объекта класса А образуют такую систему, которая обладает некоторым новым свойством, присущим только всей данной системе в целом2. На рис. 6 это свойство IА. Оно не тождественно ни свойствам f, k, I, которыми обладают отдельные элементы данной системы, ни отношениям т, п, в которых находятся между собой указанные элементы, ни какой-либо комбинации всех этих элементарных признаков. Более того, IА не является комбинацией и ряда свойств данной системы как таковой; в этом смысле она является неделимым отличительным свойством рассматриваемой системы. Утверждение о неделимости IА основывается на том допущении, что отличительные особенности той или иной системы, выделяющей ее среди других систем того же уровня, могут быть как сложными, многочленными (включающими в себя ряд ее свойств), так и простыми, одночленными, неразлагаемыми на ряд свойств. Действительно, если простые, неделимые отличительные черты имеются у элементов данной системы, то в принципе они должны быть и у системы в целом, так как она тоже является элементом по отношению к системам более высокого уровня.
|
|
Логично предположить, что эти закономерности сохраняют свою силу и в области психических процессов: воспринятые признаки предъявленного объекта (/, k, /), включаясь в определенные связи, взаимодействуя друг с другом, образуют такую перцептивную систему, которая обладает некоторым новым свойством IА, присущим ей как целому образованию. Это свойство может быть отличительным и неразложимым. Такой интегральный показатель, естественно, используется в опознавательных целях.
|
|
Из этой концепции вытекает то важное следствие, что характеристики целостного перцептивного образа во многом зависят от свойств фундирующих его сенсорных отображений отдельных признаков. Учет этой зависимости позволяет правильно понять факты, которые многие авторы расценивают как противоречащие гипотезе ОСЦЭ. Например, известно, что чем меньше различие между эталонными и отрицательными
1 Выше отмечалось, что в ряде случаев влияние мерности опознаваемого материала (т. е. числа его значимых параметров) не наблюдается.
3 Например, взаимодействующие между собой атомы образуют такую систему (молекулу), которая обладает новыми, не присущими атомам свойствами.
312 Проблемы опознания
значениями отдельных признаков, тем опознание совершается медленнее. Говорит ли этот факт против гипотезы ОСЦЭ? Очевидно, нет. Чем меньше отклоняются от своих эталонов отдельные признаки, тем меньше и целостный образ предъявленного отрицательного стимула отклоняется от интегрального эталона /А. Отсюда и замедление опознавательного процесса. В русле этой же логики можно понять зависимость времени и точности опознания от числа признаков, по которым предъявляемый стимул отклоняется от эталона, от степени усвоения каждого признака (например, от точности его опознания) и т. п. (см. об этом подробнее в монографии [56]).
Обратим внимание на то, что изложенная точка зрения на природу целостного восприятия существенно отличается от концепции гештальт-психологии, односторонне подчеркивающей влияние целого образования на его элементы и отодвигающей на задний план влияние элементов на свойства целого [56].
Кратко остановимся на функциях целостных образов. Их интересно рассмотреть, затрагивая более широкую проблему — о функциях образов в познавательных процессах1. В психологии познавательных процессов образы, по известному выражению Р. Хольта, «возвращаются из изгнания». Но, как это ни парадоксально, во многих работах по зрительному опознанию образы, как они даны субъекту, все еще находятся в изгнании (см.: К. Прибрам [37], М. С. Шехтер [53; 56]).
Такой подход принципиально неверен. Не просто опознавательная
система должна обнаружить сходство предъявленного стимула с одним
из эталонов памяти, а сам субъект должен обнаружить в доступ
ной ему форме это сходство. Особенность субъективных перцептивных
образов, ориентирующих человека в опознавательной деятельности, заключается в их целостности, как она понимается в данной работе, а так
же в исследовании К. Фу [47]. Благодаря этой целостности, интеграль-ности образов деятельность субъекта существенно облегчается. Если
эталон включает в себя несколько признаков, то их одновременная
фиксация в предъявленном объекте для человека затруднительна [36],
особенно в тех жизненных ситуациях, где необходимо опознать не один,
а одновременно два-три разных объекта. Если же несколько опознавательных признаков, входящих в эталон того или иного класса, в ходе
обучения заменяются одним, интегральным, неразложимым на компоненты признаком (который лучше называть уже не признаком, а образом-ориентиром), то выгоды такой перестройки совершенно очевидны:
резко уменьшается число оцениваемые субъектом единиц материала и,
значит, расширяются возможности одновременного опознания нескольких объектов.