Абстрагирование Восхождение от абстрактного к конкретному

Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных предметов и явлений, их внешних признаков, свойств, связей, которые человек воспринимает с помощью органов чувств Только в результате изучения чу уттево-конкретного человек приходит к каким-то обобщенных представлений, понятий, тех или иных теоретических положений, то есть до научных абстракций Формирование этих абстракций связано со сложным процессом мы слення, имеющий способность к абстрагированиюня.

В процессе абстрагирования происходит переход (восхождение) от чувственно воспринимаемых конкретных объектов (со всеми их свойствами, сторонами и тд) до абстрактных представлений о них, воспроизведенных в мышлении Аб бстрагування, таким образом, заключается в мысленном пренебрежении какими-то менее существенными свойствами, признаками, связями изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных их признаков, свойств, связей этого объекта Результат, полученный в процессе абстрагирования, называют абстракцией (или используют термин \"абстрактное\" - в отличие от \"конкретного\"го").

В научном познании широко применяются, например, абстракции отождествления и изолирующие абстракции Абстракция отождествления представляет собой понятие, что является результатом отождествления некоторого множества предметов ((при этом отвлекаются от целого ряда индивидуальных свойств, признаков данных предметов) и объединения их в особую группу Примером может служить группировки всего разнообразия растений и животных, как и существуют на нашей планете, в особые виды, роды, семейства и тд Изолирующая абстракция является результатом выделения определенных свойств, признаков, взаимосвязей, неразрывно связанных с предметами материального мира, в самостоятельные сущности (\"устойчивость\", \"растворимость\", \"электропроводность\" и тп т.п.).

Переход от чувственно-конкретного к абстрактному всегда связан с упрощением действительности Вместе с тем, восходя от чувственно-конкретного к абстрактному, теоретического, исследователь имеет возможность гл либше понять изучаемый объект, осознать его сущностьь.

Конечно, в истории науки имели место и ошибочные, ложные абстракции, которые не отражали, по сути, ничего в объективном мире (эфир, теплород, жизненная сила, электрическая жидкость и тп) Использование подобного их \"мертвых абстракций\" создавало лишь видимость объяснения явлений, наблюдавшихся самом деле никакого углубленного познания в этом случае не происходилолося.

Развитие естествознания привел к открытию новых настоящих признаков, свойств, связей объектов и явлений материального мира Необходимым условием прогресса познания стало создание по-настоящему на аукових, а не \"призрачных\" абстракций, что позволило глубже познать сущность исследуемых явлений Процесс перехода от чувственно-эмпирических, наглядных представлений об исследуемых явлениях к формированию определенных абстр некорректных, теоретических конструкций, отражающих сущность этих явлений, лежит в основе развития любой наукки.

Это хорошо прослеживается на примере развития учения об электричестве, в частности прогресса в познании электромагнитных явлений Вторая половина 19 века началась без особых успехов в теоретическом осмыслении сферы разнообразных явлений, связанных с электричеством Ф Энгельс, отмечая \"всюдисушисть электричества\", что проявляется в разнообразных природных процессах, указывал в то же время на то, что \"она является именно той форм й движения, о сущности которого еще очень много не понятно \"\" В учении об электричестве, - писал он, - мы имеем перед собой какое-то неуверенное блуждание в темноте, не связанные друг с другом исследования и многи в опытов отдельных ученых, которые атакуют неизвестную область вразброд, как орда кочевых наездниковзників".

Понадобился огромный теоретический талант Максвелла, который, опираясь на фарадеивськи чувственно-наглядные, эмпирические представления об электромагнитных явлениях, создал свою теорию электромагнитного поля Максвелл н предоставил идеям Фарадея теоретической совершенства, ввел точное понятие \"электромагнитного поля\", сформулировал математические законы этого поля.

Поскольку конкретное (т.е. реальные объекты, процессы материального мира) является совокупностью множества свойств, признаков, внутренних и внешних связей и отношений, его невозможно познать во всей его разнообразия анитности, оставаясь на этапе чувственного познания, ограничиваясь им Поэтому и возникает потребность в теоретическом осмыслении конкретного, то есть в восхождении от чувственно-конкретного к абстрактного.

Но формирование научных абстракций, общих теоретических положений не является конечной целью познания, а представляет собой только средство для более глубокого, разностороннего познания конкретного Поэтому необходим подали льшие движение (восхождение) познания от достигнутого абстрактного опять же к конкретному Полученное на этом этапе знания о конкретном будет качественно иным по сравнению с тем, с чего начинался процесс чувств евого познания Другими словами, конкретное в начале процесса познания (чувственно-конкретное, является его исходным моментом) и конкретное, постигаемое конце познавательного процесса (его называют логическим о-конкретным, подчеркивая роль абстрактного мышления в его сознании), коренным отличаться друг от другаого.

Логично-конкретное - это конкретное во всем богатстве его содержания, теоретически воспроизведенное в мышлении исследователя Оно включает в себя уже не только чувственно воспринято, но и нечто скрытое, недоступное для ч чувственного восприятия, нечто существенное, закономерное, понятно лишь благодаря теоретическом мышлению, определенным абстракциям.

Например, понимание электромагнитных явлений (конкретного) после появления знаменитых уравнений Максвелла существенно расширилось и обогатилось По его математических абстракций следовали важные выводы, стосую ются конкретных проявлений электромагнитного поля Эти выводы свидетельствовали, что любое изменение со временем электрического поля вызывает появление поля магнитного и, наоборот; реально существуют электромагнитные волны (с годом экспериментально открытые Герцем) что скорость распространения их в пустоте такая же, как и скорость распространения в ней света (отсюда следовало, что свет имеет электромагнитную природу); что электромагнитная волна переносит определенную энергию; что при столкновении с препятствием эта волна должна оказывать на нее давление (впервые измерил русский физик П М Лебедев, установив, что он совпадает с теоретическим значе нням, которое установил Максвелл) и ті т.д.

Новые научные данные существенно пошатнули прежнюю механистическую картину мира, фундамент которой заложил еще и Ньютон Представление об окружающем мире изменились Они стали более разнообразными и значительно богаче Содержаниетом.

Рассмотренное выше восхождения от абстрактного к конкретному характеризует общую направленность научно-теоретического познания, имеет целью переход от менее содержательного к более содержательного знания Ина акше говоря, исследователь получает в итоге целостную картину изучаемого объекта во всем богатстве его содержаниеу.

41.

АНАЛОГИЯ (греч.соразмерность) —отношение сходства между объектами; рассуждение по аналогии — вывод о свойствах одного объекта по его сходству с другими объектами.
Идея «переноса» свойств с одного объекта на другой восходит к античности. Термин «аналогия» использовался пифагорейцами. Лейбниц видел в аналогии не формальный модус вероятностного умозаключения, но универсальный метод научного и философского познания, вытекающий из принципа «тождества неразличимых»: объекты могут считаться относительно тождественными, если различие между ними «исчезающе мало», т. е. становится меньше любой наперед заданной величины. Такие объекты могут заменять друг друга во всех контекстах «с сохранением истинности». Поэтому установление аналогии является общим условием всякого научного и философского доказательства; универсальные истины, получаемые в таких доказательствах, относятся к идеальным конструктам, выступающим как аналоги реальных объектов. Метод аналогии многоступенчат; в теоретических системах используются аналогии с ранее построенными идеальными конструктами. Онтологическим обоснованием метода аналогии в философии Лейбница выступает принцип «оптимальности»: мир управляется минимально простой системой законов и вместе с тем содержит максимум объектного разнообразия. Поэтому рационально объяснение сходных явлений одинаковыми причинами. Но задача исследователя заключается в установлении максимального сходства, вплоть до «тождества неразличимьгх». Т. о., аналогия, по Лейбницу, играет двоякую методологическую роль: как мощный эвристический источник идеальных конструктов и как стимул к их эвристическому совершенствованию. Гегель называл аналогию «инстинктом разума», схватывающим основание эмпирических определений во внутренней природе объектов.Милль, низко оценивая аналогию как разновидность индукции и способ достижения достоверных результатов, видел ее ценность преимущественно в эвристическом приеме продуцирования гипотез, стимулирующего эмпирическое исследование.
Условия повышающие вероятность вывода по аналогии а) максимальность числа и разнородности сравниваемых свойств или объектов (широта аналогии); б) существенность сравниваемых свойств (глубина аналогии); в) производность переносимого свойства от общих сравниваемых свойств; г) отсутствие у объекта выводного суждения свойств, заведомо исключающих переносимое свойство, и др. Однако соблюдение подобных условий не гарантирует полную достоверность умозаключения по аналогии.
В ряде современных работ вывод по аналогии рассматривается как вывод от модели к оригиналу. Предмет (или класс предметов), являющийся непосредственным объектом исследования, называется моделью, а предмет, на который переносится информация, полученная на модели,—оригиналом или прототипом. В тех случаях, когда пользуются моделями, построенными с применением теории подобия выводы по аналогии обладают полной достоверностью.
Известны также многочисленные примеры ложных аналогий (биологические аналогии «социал-дарвинистов» в объяснении общественных процессов)
в развитой науке преобладают аналогии, почерпнутые из опыта самих научных дисциплин. Часто основным «поставщиком» аналогий является «лидирующая» область науки.
МОДЕЛИРОВАНИЕ — представление процесса или ситуации с помощью модели. Применяется для исследования и/или управления. Процедуры моделирования используются в теоретических и в прикладных сферах.
2 типа моделирования, основанные на двух различных определениях модели: 1)модель — это конструкция, изоморфная моделируемой системе. При таком моделировании каждому объекту системы ставится в соответствие определенный элемент моделирующей конструкции, а свойствам и отношениям объектов соответствуют свойства и отношения элементов(модели аксиоматических систем в математике)
Важным гносеологическим условием моделирования является измеримость всех описываемых объектов и отношений. Чтобы построить модель, необходимо найти их числовое представление. Всякий моделируемый процесс должен быть полностью охарактеризован с помощью параметров, поддающихся измерению.
2) Второй тип моделирования основан на понятии «черный ящик»- объект, внутренняя структура которого недоступна для наблюдения и о котором можно судить только по его внешнему поведению, по тому как он преобразует приходящие на вход сигналы. Если некоторая система слишком сложна, то нет смысла искать ее математическое описание. Проще попытаться построить вместо нее другую систему; которая при заданных условиях будет вести себя точно так же. Такое моделирование часто используется при исследовании отдельных систем живых организмов с помощью компьютерной симуляции. Описать работу живого организма уравнениями крайне тяжело. Но возможно построить компьютерную схему, которая при подаче на вход определенного стимула давала бы на выходе реакцию, тождественную или близкую к реакции моделируемой системы. Если спектр совпадающих входных и выходных процессов достаточно широк, то можно ожидать, что построенная схема точно воспроизводит исследуемый объект.
Еще одним видом правдоподобных рассуждений является аналогия (греч. – «подобие»). Рассуждение по аналогии состоит в том, что на основе сходства двух предметов (систем предметов)? и? по каким-то характеристикам, а также на основе того, что? присущ некоторый признак, заключают о присущности этого признака и?. Возможности такого перехода как раз и способствует установление подобия между? и?. АНАЛОГИЯ (греч.соразмерность) —отношение сходства между объектами; рассуждение по аналогии — вывод о свойствах одного объекта по его сходству с другими объектами.
Идея «переноса» свойств с одного объекта на другой восходит к античности. Термин «аналогия» использовался пифагорейцами. Лейбниц видел в аналогии не формальный модус вероятностного умозаключения, но универсальный метод научного и философского познания, вытекающий из принципа «тождества неразличимых»: объекты могут считаться относительно тождественными, если различие между ними «исчезающе мало», т. е. становится меньше любой наперед заданной величины. Такие объекты могут заменять друг друга во всех контекстах «с сохранением истинности». Поэтому установление аналогии является общим условием всякого научного и философского доказательства; универсальные истины, получаемые в таких доказательствах, относятся к идеальным конструктам, выступающим как аналоги реальных объектов. Метод аналогии многоступенчат; в теоретических системах используются аналогии с ранее построенными идеальными конструктами. Онтологическим обоснованием метода аналогии в философии Лейбница выступает принцип «оптимальности»: мир управляется минимально простой системой законов и вместе с тем содержит максимум объектного разнообразия. Поэтому рационально объяснение сходных явлений одинаковыми причинами. Но задача исследователя заключается в установлении максимального сходства, вплоть до «тождества неразличимьгх». Т. о., аналогия, по Лейбницу, играет двоякую методологическую роль: как мощный эвристический источник идеальных конструктов и как стимул к их эвристическому совершенствованию. Гегель называл аналогию «инстинктом разума», схватывающим основание эмпирических определений во внутренней природе объектов.Милль, низко оценивая аналогию как разновидность индукции и способ достижения достоверных результатов, видел ее ценность преимущественно в эвристическом приеме продуцирования гипотез, стимулирующего эмпирическое исследование.
Условия повышающие вероятность вывода по аналогии а) максимальность числа и разнородности сравниваемых свойств или объектов (широта аналогии); б) существенность сравниваемых свойств (глубина аналогии); в) производность переносимого свойства от общих сравниваемых свойств; г) отсутствие у объекта выводного суждения свойств, заведомо исключающих переносимое свойство, и др. Однако соблюдение подобных условий не гарантирует полную достоверность умозаключения по аналогии.
В ряде современных работ вывод по аналогии рассматривается как вывод от модели к оригиналу. Предмет (или класс предметов), являющийся непосредственным объектом исследования, называется моделью, а предмет, на который переносится информация, полученная на модели,—оригиналом или прототипом. В тех случаях, когда пользуются моделями, построенными с применением теории подобия выводы по аналогии обладают полной достоверностью.
Известны также многочисленные примеры ложных аналогий (биологические аналогии «социал-дарвинистов» в объяснении общественных процессов)
в развитой науке преобладают аналогии, почерпнутые из опыта самих научных дисциплин. Часто основным «поставщиком» аналогий является «лидирующая» область науки.
МОДЕЛИРОВАНИЕ — представление процесса или ситуации с помощью модели. Применяется для исследования и/или управления. Процедуры моделирования используются в теоретических и в прикладных сферах.
2 типа моделирования, основанные на двух различных определениях модели: 1)модель — это конструкция, изоморфная моделируемой системе. При таком моделировании каждому объекту системы ставится в соответствие определенный элемент моделирующей конструкции, а свойствам и отношениям объектов соответствуют свойства и отношения элементов(модели аксиоматических систем в математике)
Важным гносеологическим условием моделирования является измеримость всех описываемых объектов и отношений. Чтобы построить модель, необходимо найти их числовое представление. Всякий моделируемый процесс должен быть полностью охарактеризован с помощью параметров, поддающихся измерению.
2) Второй тип моделирования основан на понятии «черный ящик»- объект, внутренняя структура которого недоступна для наблюдения и о котором можно судить только по его внешнему поведению, по тому как он преобразует приходящие на вход сигналы. Если некоторая система слишком сложна, то нет смысла искать ее математическое описание. Проще попытаться построить вместо нее другую систему; которая при заданных условиях будет вести себя точно так же. Такое моделирование часто используется при исследовании отдельных систем живых организмов с помощью компьютерной симуляции. Описать работу живого организма уравнениями крайне тяжело. Но возможно построить компьютерную схему, которая при подаче на вход определенного стимула давала бы на выходе реакцию, тождественную или близкую к реакции моделируемой системы. Если спектр совпадающих входных и выходных процессов достаточно широк, то можно ожидать, что построенная схема точно воспроизводит исследуемый объект.
Еще одним видом правдоподобных рассуждений является аналогия (греч. – «подобие»). Рассуждение по аналогии состоит в том, что на основе сходства двух предметов (систем предметов)? и? по каким-то характеристикам, а также на основе того, что? присущ некоторый признак, заключают о присущности этого признака и?. Возможности такого перехода как раз и способствует установление подобия между? и?. АНАЛОГИЯ (греч.соразмерность) —отношение сходства между объектами; рассуждение по аналогии — вывод о свойствах одного объекта по его сходству с другими объектами.
Идея «переноса» свойств с одного объекта на другой восходит к античности. Термин «аналогия» использовался пифагорейцами. Лейбниц видел в аналогии не формальный модус вероятностного умозаключения, но универсальный метод научного и философского познания, вытекающий из принципа «тождества неразличимых»: объекты могут считаться относительно тождественными, если различие между ними «исчезающе мало», т. е. становится меньше любой наперед заданной величины. Такие объекты могут заменять друг друга во всех контекстах «с сохранением истинности». Поэтому установление аналогии является общим условием всякого научного и философского доказательства; универсальные истины, получаемые в таких доказательствах, относятся к идеальным конструктам, выступающим как аналоги реальных объектов. Метод аналогии многоступенчат; в теоретических системах используются аналогии с ранее построенными идеальными конструктами. Онтологическим обоснованием метода аналогии в философии Лейбница выступает принцип «оптимальности»: мир управляется минимально простой системой законов и вместе с тем содержит максимум объектного разнообразия. Поэтому рационально объяснение сходных явлений одинаковыми причинами. Но задача исследователя заключается в установлении максимального сходства, вплоть до «тождества неразличимьгх». Т. о., аналогия, по Лейбницу, играет двоякую методологическую роль: как мощный эвристический источник идеальных конструктов и как стимул к их эвристическому совершенствованию. Гегель называл аналогию «инстинктом разума», схватывающим основание эмпирических определений во внутренней природе объектов.Милль, низко оценивая аналогию как разновидность индукции и способ достижения достоверных результатов, видел ее ценность преимущественно в эвристическом приеме продуцирования гипотез, стимулирующего эмпирическое исследование.
Условия повышающие вероятность вывода по аналогии а) максимальность числа и разнородности сравниваемых свойств или объектов (широта аналогии); б) существенность сравниваемых свойств (глубина аналогии); в) производность переносимого свойства от общих сравниваемых свойств; г) отсутствие у объекта выводного суждения свойств, заведомо исключающих переносимое свойство, и др. Однако соблюдение подобных условий не гарантирует полную достоверность умозаключения по аналогии.
В ряде современных работ вывод по аналогии рассматривается как вывод от модели к оригиналу. Предмет (или класс предметов), являющийся непосредственным объектом исследования, называется моделью, а предмет, на который переносится информация, полученная на модели,—оригиналом или прототипом. В тех случаях, когда пользуются моделями, построенными с применением теории подобия выводы по аналогии обладают полной достоверностью.
Известны также многочисленные примеры ложных аналогий (биологические аналогии «социал-дарвинистов» в объяснении общественных процессов)
в развитой науке преобладают аналогии, почерпнутые из опыта самих научных дисциплин. Часто основным «поставщиком» аналогий является «лидирующая» область науки.
МОДЕЛИРОВАНИЕ — представление процесса или ситуации с помощью модели. Применяется для исследования и/или управления. Процедуры моделирования используются в теоретических и в прикладных сферах.
2 типа моделирования, основанные на двух различных определениях модели: 1)модель — это конструкция, изоморфная моделируемой системе. При таком моделировании каждому объекту системы ставится в соответствие определенный элемент моделирующей конструкции, а свойствам и отношениям объектов соответствуют свойства и отношения элементов(модели аксиоматических систем в математике)
Важным гносеологическим условием моделирования является измеримость всех описываемых объектов и отношений. Чтобы построить модель, необходимо найти их числовое представление. Всякий моделируемый процесс должен быть полностью охарактеризован с помощью параметров, поддающихся измерению.
2) Второй тип моделирования основан на понятии «черный ящик»- объект, внутренняя структура которого недоступна для наблюдения и о котором можно судить только по его внешнему поведению, по тому как он преобразует приходящие на вход сигналы. Если некоторая система слишком сложна, то нет смысла искать ее математическое описание. Проще попытаться построить вместо нее другую систему; которая при заданных условиях будет вести себя точно так же. Такое моделирование часто используется при исследовании отдельных систем живых организмов с помощью компьютерной симуляции. Описать работу живого организма уравнениями крайне тяжело. Но возможно построить компьютерную схему, которая при подаче на вход определенного стимула давала бы на выходе реакцию, тождественную или близкую к реакции моделируемой системы. Если спектр совпадающих входных и выходных процессов достаточно широк, то можно ожидать, что построенная схема точно воспроизводит исследуемый объект.
Еще одним видом правдоподобных рассуждений является аналогия (греч. – «подобие»). Рассуждение по аналогии состоит в том, что на основе сходства двух предметов (систем предметов)? и? по каким-то характеристикам, а также на основе того, что? присущ некоторый признак, заключают о присущности этого признака и?. Возможности такого перехода как раз и способствует установление подобия между? и?. АНАЛОГИЯ (греч.соразмерность) —отношение сходства между объектами; рассуждение по аналогии — вывод о свойствах одного объекта по его сходству с другими объектами.
Идея «переноса» свойств с одного объекта на другой восходит к античности. Термин «аналогия» использовался пифагорейцами. Лейбниц видел в аналогии не формальный модус вероятностного умозаключения, но универсальный метод научного и философского познания, вытекающий из принципа «тождества неразличимых»: объекты могут считаться относительно тождественными, если различие между ними «исчезающе мало», т. е. становится меньше любой наперед заданной величины. Такие объекты могут заменять друг друга во всех контекстах «с сохранением истинности». Поэтому установление аналогии является общим условием всякого научного и философского доказательства; универсальные истины, получаемые в таких доказательствах, относятся к идеальным конструктам, выступающим как аналоги реальных объектов. Метод аналогии многоступенчат; в теоретических системах используются аналогии с ранее построенными идеальными конструктами. Онтологическим обоснованием метода аналогии в философии Лейбница выступает принцип «оптимальности»: мир управляется минимально простой системой законов и вместе с тем содержит максимум объектного разнообразия. Поэтому рационально объяснение сходных явлений одинаковыми причинами. Но задача исследователя заключается в установлении максимального сходства, вплоть до «тождества неразличимьгх». Т. о., аналогия, по Лейбницу, играет двоякую методологическую роль: как мощный эвристический источник идеальных конструктов и как стимул к их эвристическому совершенствованию. Гегель называл аналогию «инстинктом разума», схватывающим основание эмпирических определений во внутренней природе объектов.Милль, низко оценивая аналогию как разновидность индукции и способ достижения достоверных результатов, видел ее ценность преимущественно в эвристическом приеме продуцирования гипотез, стимулирующего эмпирическое исследование.
Условия повышающие вероятность вывода по аналогии а) максимальность числа и разнородности сравниваемых свойств или объектов (широта аналогии); б) существенность сравниваемых свойств (глубина аналогии); в) производность переносимого свойства от общих сравниваемых свойств; г) отсутствие у объекта выводного суждения свойств, заведомо исключающих переносимое свойство, и др. Однако соблюдение подобных условий не гарантирует полную достоверность умозаключения по аналогии.
В ряде современных работ вывод по аналогии рассматривается как вывод от модели к оригиналу. Предмет (или класс предметов), являющийся непосредственным объектом исследования, называется моделью, а предмет, на который переносится информация, полученная на модели,—оригиналом или прототипом. В тех случаях, когда пользуются моделями, построенными с применением теории подобия выводы по аналогии обладают полной достоверностью.
Известны также многочисленные примеры ложных аналогий (биологические аналогии «социал-дарвинистов» в объяснении общественных процессов)
в развитой науке преобладают аналогии, почерпнутые из опыта самих научных дисциплин. Часто основным «поставщиком» аналогий является «лидирующая» область науки.
МОДЕЛИРОВАНИЕ — представление процесса или ситуации с помощью модели. Применяется для исследования и/или управления. Процедуры моделирования используются в теоретических и в прикладных сферах.
2 типа моделирования, основанные на двух различных определениях модели: 1)модель — это конструкция, изоморфная моделируемой системе. При таком моделировании каждому объекту системы ставится в соответствие определенный элемент моделирующей конструкции, а свойствам и отношениям объектов соответствуют свойства и отношения элементов(модели аксиоматических систем в математике)
Важным гносеологическим условием моделирования является измеримость всех описываемых объектов и отношений. Чтобы построить модель, необходимо найти их числовое представление. Всякий моделируемый процесс должен быть полностью охарактеризован с помощью параметров, поддающихся измерению.
2) Второй тип моделирования основан на понятии «черный ящик»- объект, внутренняя структура которого недоступна для наблюдения и о котором можно судить только по его внешнему поведению, по тому как он преобразует приходящие на вход сигналы. Если некоторая система слишком сложна, то нет смысла искать ее математическое описание. Проще попытаться построить вместо нее другую систему; которая при заданных условиях будет вести себя точно так же. Такое моделирование часто используется при исследовании отдельных систем живых организмов с помощью компьютерной симуляции. Описать работу живого организма уравнениями крайне тяжело. Но возможно построить компьютерную схему, которая при подаче на вход определенного стимула давала бы на выходе реакцию, тождественную или близкую к реакции моделируемой системы. Если спектр совпадающих входных и выходных процессов достаточно широк, то можно ожидать, что построенная схема точно воспроизводит исследуемый объект.
Еще одним видом правдоподобных рассуждений является аналогия (греч. – «подобие»). Рассуждение по аналогии состоит в том, что на основе сходства двух предметов (систем предметов)? и? по каким-то характеристикам, а также на основе того, что? присущ некоторый признак, заключают о присущности этого признака и?. Возможности такого перехода как раз и способствует установление подобия между? и?. АНАЛОГИЯ (греч.соразмерность) —отношение сходства между объектами; рассуждение по аналогии — вывод о свойствах одного объекта по его сходству с другими объектами.
Идея «переноса» свойств с одного объекта на другой восходит к античности. Термин «аналогия» использовался пифагорейцами. Лейбниц видел в аналогии не формальный модус вероятностного умозаключения, но универсальный метод научного и философского познания, вытекающий из принципа «тождества неразличимых»: объекты могут считаться относительно тождественными, если различие между ними «исчезающе мало», т. е. становится меньше любой наперед заданной величины. Такие объекты могут заменять друг друга во всех контекстах «с сохранением истинности». Поэтому установление аналогии является общим условием всякого научного и философского доказательства; универсальные истины, получаемые в таких доказательствах, относятся к идеальным конструктам, выступающим как аналоги реальных объектов. Метод аналогии многоступенчат; в теоретических системах используются аналогии с ранее построенными идеальными конструктами. Онтологическим обоснованием метода аналогии в философии Лейбница выступает принцип «оптимальности»: мир управляется минимально простой системой законов и вместе с тем содержит максимум объектного разнообразия. Поэтому рационально объяснение сходных явлений одинаковыми причинами. Но задача исследователя заключается в установлении максимального сходства, вплоть до «тождества неразличимьгх». Т. о., аналогия, по Лейбницу, играет двоякую методологическую роль: как мощный эвристический источник идеальных конструктов и как стимул к их эвристическому совершенствованию. Гегель называл аналогию «инстинктом разума», схватывающим основание эмпирических определений во внутренней природе объектов.Милль, низко оценивая аналогию как разновидность индукции и способ достижения достоверных результатов, видел ее ценность преимущественно в эвристическом приеме продуцирования гипотез, стимулирующего эмпирическое исследование.
Условия повышающие вероятность вывода по аналогии а) максимальность числа и разнородности сравниваемых свойств или объектов (широта аналогии); б) существенность сравниваемых свойств (глубина аналогии); в) производность переносимого свойства от общих сравниваемых свойств; г) отсутствие у объекта выводного суждения свойств, заведомо исключающих переносимое свойство, и др. Однако соблюдение подобных условий не гарантирует полную достоверность умозаключения по аналогии.
В ряде современных работ вывод по аналогии рассматривается как вывод от модели к оригиналу. Предмет (или класс предметов), являющийся непосредственным объектом исследования, называется моделью, а предмет, на который переносится информация, полученная на модели,—оригиналом или прототипом. В тех случаях, когда пользуются моделями, построенными с применением теории подобия выводы по аналогии обладают полной достоверностью.
Известны также многочисленные примеры ложных аналогий (биологические аналогии «социал-дарвинистов» в объяснении общественных процессов)
в развитой науке преобладают аналогии, почерпнутые из опыта самих научных дисциплин. Часто основным «поставщиком» аналогий является «лидирующая» область науки.
МОДЕЛИРОВАНИЕ — представление процесса или ситуации с помощью модели. Применяется для исследования и/или управления. Процедуры моделирования используются в теоретических и в прикладных сферах.
2 типа моделирования, основанные на двух различных определениях модели: 1)модель — это конструкция, изоморфная моделируемой системе. При таком моделировании каждому объекту системы ставится в соответствие определенный элемент моделирующей конструкции, а свойствам и отношениям объектов соответствуют свойства и отношения элементов(модели аксиоматических систем в математике)
Важным гносеологическим условием моделирования является измеримость всех описываемых объектов и отношений. Чтобы построить модель, необходимо найти их числовое представление. Всякий моделируемый процесс должен быть полностью охарактеризован с помощью параметров, поддающихся измерению.
2) Второй тип моделирования основан на понятии «черный ящик»- объект, внутренняя структура которого недоступна для наблюдения и о котором можно судить только по его внешнему поведению, по тому как он преобразует приходящие на вход сигналы. Если некоторая система слишком сложна, то нет смысла искать ее математическое описание. Проще попытаться построить вместо нее другую систему; которая при заданных условиях будет вести себя точно так же. Такое моделирование часто используется при исследовании отдельных систем живых организмов с помощью компьютерной симуляции. Описать работу живого организма уравнениями крайне тяжело. Но возможно построить компьютерную схему, которая при подаче на вход определенного стимула давала бы на выходе реакцию, тождественную или близкую к реакции моделируемой системы. Если спектр совпадающих входных и выходных процессов достаточно широк, то можно ожидать, что построенная схема точно воспроизводит исследуемый объект.
Еще одним видом правдоподобных рассуждений является аналогия (греч. – «подобие»). Рассуждение по аналогии состоит в том, что на основе сходства двух предметов (систем предметов)? и? по каким-то характеристикам, а также на основе того, что? присущ некоторый признак, заключают о присущности этого признака и?. Возможности такого перехода как раз и способствует установление подобия между? и?. АНАЛОГИЯ (греч.соразмерность) —отношение сходства между объектами; рассуждение по аналогии — вывод о свойствах одного объекта по его сходству с другими объектами.
Идея «переноса» свойств с одного объекта на другой восходит к античности. Термин «аналогия» использовался пифагорейцами. Лейбниц видел в аналогии не формальный модус вероятностного умозаключения, но универсальный метод научного и философского познания, вытекающий из принципа «тождества неразличимых»: объекты могут считаться относительно тождественными, если различие между ними «исчезающе мало», т. е. становится меньше любой наперед заданной величины. Такие объекты могут заменять друг друга во всех контекстах «с сохранением истинности». Поэтому установление аналогии является общим условием всякого научного и философского доказательства; универсальные истины, получаемые в таких доказательствах, относятся к идеальным конструктам, выступающим как аналоги реальных объектов. Метод аналогии многоступенчат; в теоретических системах используются аналогии с ранее построенными идеальными конструктами. Онтологическим обоснованием метода аналогии в философии Лейбница выступает принцип «оптимальности»: мир управляется минимально простой системой законов и вместе с тем содержит максимум объектного разнообразия. Поэтому рационально объяснение сходных явлений одинаковыми причинами. Но задача исследователя заключается в установлении максимального сходства, вплоть до «тождества неразличимьгх». Т. о., аналогия, по Лейбницу, играет двоякую методологическую роль: как мощный эвристический источник идеальных конструктов и как стимул к их эвристическому совершенствованию. Гегель называл аналогию «инстинктом разума», схватывающим основание эмпирических определений во внутренней природе объектов.Милль, низко оценивая аналогию как разновидность индукции и способ достижения достоверных результатов, видел ее ценность преимущественно в эвристическом приеме продуцирования гипотез, стимулирующего эмпирическое исследование.
Условия повышающие вероятность вывода по аналогии а) максимальность числа и разнородности сравниваемых свойств или объектов (широта аналогии); б) существенность сравниваемых свойств (глубина аналогии); в) производность переносимого свойства от общих сравниваемых свойств; г) отсутствие у объекта выводного суждения свойств, заведомо исключающих переносимое свойство, и др. Однако соблюдение подобных условий не гарантирует полную достоверность умозаключения по аналогии.
В ряде современных работ вывод по аналогии рассматривается как вывод от модели к оригиналу. Предмет (или класс предметов), являющийся непосредственным объектом исследования, называется моделью, а предмет, на который переносится информация, полученная на модели,—оригиналом или прототипом. В тех случаях, когда пользуются моделями, построенными с применением теории подобия выводы по аналогии обладают полной достоверностью.
Известны также многочисленные примеры ложных аналогий (биологические аналогии «социал-дарвинистов» в объяснении общественных процессов)
в развитой науке преобладают аналогии, почерпнутые из опыта самих научных дисциплин. Часто основным «поставщиком» аналогий является «лидирующая» область науки.
МОДЕЛИРОВАНИЕ — представление процесса или ситуации с помощью модели. Применяется для исследования и/или управления. Процедуры моделирования используются в теоретических и в прикладных сферах.
2 типа моделирования, основанные на двух различных определениях модели: 1)модель — это конструкция, изоморфная моделируемой системе. При таком моделировании каждому объекту системы ставится в соответствие определенный элемент моделирующей конструкции, а свойствам и отношениям объектов соответствуют свойства и отношения элементов(модели аксиоматических систем в математике)
Важным гносеологическим условием моделирования является измеримость всех описываемых объектов и отношений. Чтобы построить модель, необходимо найти их числовое представление. Всякий моделируемый процесс должен быть полностью охарактеризован с помощью параметров, поддающихся измерению.
2) Второй тип моделирования основан на понятии «черный ящик»- объект, внутренняя структура которого недоступна для наблюдения и о котором можно судить только по его внешнему поведению, по тому как он преобразует приходящие на вход сигналы. Если некоторая система слишком сложна, то нет смысла искать ее математическое описание. Проще попытаться построить вместо нее другую систему; которая при заданных условиях будет вести себя точно так же. Такое моделирование часто используется при исследовании отдельных систем живых организмов с помощью компьютерной симуляции. Описать работу живого организма уравнениями крайне тяжело. Но возможно построить компьютерную схему, которая при подаче на вход определенного стимула давала бы на выходе реакцию, тождественную или близкую к реакции моделируемой системы. Если спектр совпадающих входных и выходных процессов достаточно широк, то можно ожидать, что построенная схема точно воспроизводит исследуемый объект.
Еще одним видом правдоподобных рассуждений является аналогия (греч. – «подобие»). Рассуждение по аналогии состоит в том, что на основе сходства двух предметов (систем предметов)? и? по каким-то характеристикам, а также на основе того, что? присущ некоторый признак, заключают о присущности этого признака и?. Возможности такого перехода как раз и способствует установление подобия между? и?.

42.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: