Часть В

Считается, что тестовые задания не особенно сложные, потому что в них существуют подсказки в виде правильного ответа, который следует выбрать (не угадать!). В этом смысле задания части В выглядят менее привлекательно, так как предполагают больше решительности в выборе вариантов ответа (сколько их может быть, никому не ведомо)- В4, и, опять же, конкретных знаний – В1. Как с этой проблемой справиться, мы уже с Вами обсудили (см. выше).

Больший интерес представляют задания В2, В5, В6. Казалось бы, задание В2 не вызывает серьезных оснований для серьезных размышлений. Из предложенного списка следует всего-навсего исключить лишнее.

Например: Ниже приведен перечень характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к юридическим основаниям прекращения трудового договора.

Соглашение сторон, истечение срока, желание работника, спад производства, изменение условий. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Как мы рассуждаем в данном случае? Внимательно смотрим формулировку задания: ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ… Это и есть та основа, от которой следует отталкиваться. Теперь смотрим предложенный перечень терминов и, о радость, присутствие явно экономического элемента (а мы ищем юридические основания) – спад производства – дает нам возможность исключить именно этот вариант ответа как лишний.

(Еще раз повторим: основа в формулировке, которую примеряем к каждому термину. Как будто вы находитесь в примерочной перед зеркалом. Вы – юридические основания, а термины – это одежда, которую Вы выбираете. Приглядитесь хорошенечко: спад производства Вам точно не идет).

Проект демоверсии ЕГЭ-2012 года демонстрирует изменения в этом виде задания. Из предложенного списка необходимо выделить ДВА лишних понятия. (То есть, теперь вы не просто «купите» себе какую-то деталь гардероба, а можете приобрести целый костюмчик!).

Следующее задание замечательным образом умеет запутать – это задание В5, в котором мы должны определить фактические и оценочные суждения. Ой, как здесь уместно выглядит поговорка: «В трех соснах заблудились» (небольшая поправочка – в 4-х «соснах», так как предложений для анализа будет четыре).

Чтобы верно выполнить это задание, для начала необходимо понимать, что такое ФАКТ, что такое ОЦЕНКА.

В переводе с латинского слово «факт» - сделанное, свершившееся; в обычном словоупотреблении синоним понятий истина, событие, результат (slovari.yandex.ru). Суждения, которые носят фактический характер, нельзя оспорить.

Например: (1) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Пётр и Марина, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (2) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Пётр уже состоит в зарегистрированном браке.

Оценочные суждения показывают отношение к фактам с разных сторон, будь то с точки зрения морально-нравственных категорий – «хорошо», «плохо» и т.п.; или же с точки зрения какого-либо сомнения – «может служить…», «если принять во внимание…» и т.п.

Например: 3)Скрыв этот факт от своей невесты, Пётр поступил безнравственно. (4)Марина вряд ли простит своего несостоявшегося мужа.

И, пожалуй, самое сложное задание в этой части работы – В 6. В предлагаемом тексте пропущен ряд терминов, ниже приводится перечень терминов, которыми необходимо заполнить пропуски. Задача осложняется еще и тем обстоятельством, что, кроме правильного расположения, выбрать термины нужно из большего количества, чем требуется. (Проще и понятнее: выбрать 6 терминов из 9 и расположить в правильном порядке).

Единственная зацепка для выполнения задания В6, смотрим на окончания слов. ИНОГДА это может помочь. Посудите сами, если следующее за пропущенным слово предполагает термин среднего рода, глупо выглядит иная ситуация.

Например: Существует __________, которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Какой термин Вы выберете из предложенных: истина, обыденное знание, практическое, потребности? Очевидно, ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ.

Поэтому, самый важный вывод при выполнении этого задания, запишите получившиеся Ваши предложения, внимательно просмотрите все согласования (уверена, что знаний русского языка Вам будет достаточно в данном случае), подумайте, ничего не режет слух, восприятие текста уже с точки зрения обществоведческого контекста.

И, пожалуй, вновь обращу Ваше внимание на НЕОБХОДИМОСТЬ ЗНАНИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ. Уверены в сути термина или понятия, в таком случае текст Вам не страшен!

И, безусловно, эти знания пригодятся вам при выполнении еще одного нового вида заданий на позиции В8 (см. проект демоверсии ЕГЭ-2012)- задание на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных

понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы

деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.

При выполнении этого задания следует помнить, что само искомое понятие присутствует в перечне, поэтому лишний раз не придется напрягать «серые клеточки» (не знаете, что это такое? Почитайте произведения Агаты Кристи с главным героем Эркюлем Пуаро).

Как выполнять? Представляем, что мы успешно сдали все экзамены и с чистой совестью можем отправиться на приятный летний отдых. Потребуется вместительная сумка, в которую сложим все необходимое. Смотрим внимательно, какое из понятий «ну такое большое», что точно проглотит все остальные. Внимание, правильный ответ: структура деятельности.

Ну что же, до сих пор были цветочки, а сейчас – ягодки: задания части С. Их всего 9. Первые четыре из них имеют непосредственную связь с текстом.

С1, С2 – задания, которые требуют лишь внимательного, вдумчивого прочтения текста и выбора ГОТОВОГО ОТВЕТА на вопросы. Найти и переписать, что может быть проще?

Ошибки, которые допускаются учащимися, связаны с элементарной невнимательностью, в редких случаях – с отсутствием навыков аналитического чтения (но последнее замечание не для Вас, верно?).

Если Вас волнует проблема невнимательности, Вы хотите научиться концентрировать внимание в нужном для Вас направлении, то вот Вам первые простые советы:

Развить Внимательность можно следующими способами:

1. Тщательно проверять написанное или сделанное и учиться искать свои ошибки.

2. Убрать все отвлекалки: мигающие аськи, отвлекающие картинки и пр., когда занимаетесь делом.

3. Работать по плану, регулярно делать перерывы в работе

4. Высыпаться и бодро начинать утро

5. Играть в детские игры на внимательность - найти отличия, разглядеть персонажей и др. http://www.psychologos.ru/

Задание С3, С4 требуют ваших знаний предмета. Причем зачастую формулировки заданий кажутся сложными для простого восприятия, не говоря уже о том, чтобы предложить верный ответ.

Например: Автор утверждает, что «военное занятие территории может перейти в государственное господство, но оно с ним не тождественно». На основании текста приведите три аргумента, подтверждающие эту идею (задание С4).

Давайте разбираться, что имеет в виду автор (я намеренно не предлагаю Вам сам текст).

Речь идет о том, что завоевание одного государства другим еще не означает беспрекословное принятие новых отношений покоренными народами. Что из этого следует? А) сопротивление нежелательному господству; Б) попытки других стран вмешаться на стороне проигравших, что неизбежно повлечет за собой новые военные конфликты; В) нелегитимная власть обречена на поражение, хотя и может просуществовать достаточно длительный промежуток времени (споткнулись на слове «нелегитимная», поищите ответ обществоведческом словаре и, конечно, выучите этот термин – «легитимность»).

А теперь давайте посмотрим текст.

Отличительную особенность государства как особой формы человеческого общения составляет принудительное властвование. Государство есть прежде всего властвование. Этот признак государственного общения так ярок, стоит вне спора.

Вопрос лишь в том, достаточен ли этот признак? Можем ли мы им одним отличить государство от всех других форм человеческого общения? В составе любого государства мы находим общественные союзы, осуществляющие в отношении к своим членам принудительную власть. Такова, прежде всего, семья: члены ее подчинены принудительной власти главы семьи. Таковы, далее, общины и другие местные союзы, осуществляющие функции управления, а вместе с тем и принудительную власть. Всё это так, но власть, осуществляемая этими союзами, несамостоятельна. Глава семьи властвует над своими домочадцами лишь настолько, насколько это допускает государство. <...> Точно так же не самостоятельно и властвование местных союзов, входящих в состав государства. Деятельность их может быть очень широка, их власть очень значительна; но и они поставлены под контроль государства, предоставляющего им права властвования и наблюдающего не только за соблюдением установленных законом пределов власти, но и за тем, чтобы предоставленные полномочия власти осуществлялись согласно указанной государством цели.

Совершенно в иные условия поставлено властвование самого государства. Никакой другой союз не предоставляет ему прав власти, никакой другой союз не указывает ему целей его деятельности. Власть государства не есть кем-либо другим предоставленная ему власть, а власть самостоятельная. Государство властвует не по делегации, не по поручению другого союза, а по собственному праву, самостоятельно. Таким образом, для характеристики государства необходимо добавить, что оно представляет собою самостоятельное принудительное властвование.

Государство есть состояние установившегося властвования. Когда неприятель совершает военное занятие враждебной территории и властвует в ней силою оружия вполне самостоятельно, это еще не составляет государства. Военное занятие территории может перейти в государственное господство, но оно с ним не тождественно. О государстве как особой форме человеческого общения можно говорить лишь тогда, когда властвование уже установилось, а не только еще устанавливается силою оружия… Государство предполагает мирный порядок, признанный в целом обществом, составляющим государство. Где из-за власти идет колеблющаяся борьба, там или война, или анархия, но не государство. Государственное властвование есть установившееся, признанное, мирное властвование, предполагающее монополизацию всякого принуждения за органами государственной власти.

(Н.М. Коркунов)

Для ответа на разбираемый вопрос (С4) нам требуется более внимательно прочитать последний абзац текста. Как Вы думаете, мы первоначально правильно ответили?

Сравните с эталонами ответа: В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы, подтверждающие идею автора:

1) Завоевание территории другого государства (акт агрессии) предполагает борьбу за независимость со стороны граждан завоеванного государства, а это означает отсутствие «мирного порядка».

2) Завоевание территории другого государства может быть не признано мировым сообществом и вызвать ответные действия, т.е., продолжение войны.

3) Включение завоеванной территории в состав государства означает распространение в ее пределах новых государственных порядков. В перспективе это может привести к утверждению тех признаков (особенностей) государства, о которых пишет автор.

Могут быть приведены другие аргументы.

Задание С3 для этого же текста выглядит следующим образом:

Опираясь на текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые две характеристики государства, приведенные автором.

В этом задании нам с Вами нужно отыскать по тексту характеристики (что составляет примерно 30% выполнения задания, так как если Вы ограничитесь только этим, получите 1 балл) и подкрепить понимание характеристик примерами (что значительно сложнее).

Ищем характеристики, то есть рассуждения автора о том, что такое государство, в чем его особенности.

1) «принудительное властвование» (1-е предложение);

2) «самостоятельное властвование» (последнее предложение 3-его абзаца);

3) «установившееся властвование» (первое предложение 4-го абзаца);

4) «мирное властвование» (4-й абзац).

(Кстати, практически все эти характеристики приведены автором также и в последнем заключительном предложении).

Теперь обращаем внимание на следующее обстоятельство. Мы нашли четыре характеристики, хотя от нас требовалось две. Все просто. Из этих четырех выбираем те, которые готовы проиллюстрировать примерами.

ВНИМАНИЕ: ЕСЛИ ВЫ НАПИШИТЕ ВСЕ ЧЕТЫРЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (а не две, как требуется), ВЫ НЕ ЗАРАБОТАЕТЕ БОЛЬШЕГО КОЛИЧЕСТВА БАЛЛОВ!!!

Поэтому не тратим времени и усилий на лишнюю информацию, ограничиваемся выполнением поставленных условий.

Для примера возьмем первые две характеристики и объясним, как мы их понимаем. «Принудительное властвование» означает подчинение законам; «самостоятельное властвование» - не что иное как внутренний и внешний суверенитет.

Объединяем наши ответы в удобную форму и получаем требуемую по форме и содержанию запись:

1. «Принудительное властвование» (что подразумевает подчинение законам);

2. «самостоятельное властвование» (означает внутренний и внешний суверенитет).

Все. Ответ готов.

Следующее задание, которое вызывает определенные трудности – С5. Задание на определение понятия и составление двух информативных предложений.

Первая и самая распространенная ошибка выпускников заключается в том, что вместо 3-х необходимых предложений (1 – определение понятия + два предложения - информация), предлагается вниманию эксперта только два.

Да, конечно, даже в этом случае Вы получите 1 балл (при условии корректного выполнения задания), но если Вы ограничитесь одним предложением, спешу Вас разочаровать, экспертная оценка будет – 0.

Для того, чтобы заработать максимальное количество баллов – 2, следует дать формулировку понятия и подкрепить впечатления экспертов дополнительной информацией (не простое упоминание, а именно дополнительные характеристики понятия).

Вернемся к нашему примеру, который мы рассматривали, когда учились учить термины: Что такое способности?

Правильный вариант выполнения задания: Понятие: Способности – индивидуально-психологические особенности личности. Предложения: 1) Способности являются необходимым условием для успешной деятельности человека. 2) Высший уровень развития способностей – талант и гениальность.

«У одного человека одни способности, у другого - другие», «У человека есть способности, а у животного нет» - подобные предложения являются антипримером потому, что доказывают полное отсутствие знаний по теме «Человек» в рассматриваемом контексте.

Таким образом, наша задача – избегать такого рода суждений, свидетельствующей об определенных пробелах. Решение задачи известно – работаем с текстами учебников и других пособий, анализируя, конспектируя, составляя планы, выделяя главное и т.д. Все эти операции как нельзя лучше помогут нам с выполнением следующих заданий, которые, действительно, являются самыми сложными по сравнению с предыдущими.

Итак, задание С6. Существуют несколько разновидностей этого задания. В частности, рассмотрим следующие.

1. Требуется проиллюстрировать фактами общественной жизни некоторое количество характеристик социального объекта. Чтобы было понятнее, о чем речь, рассмотрим пример: Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три фактора, определяющие существенные различия в уровнях заработной платы работников.

Алгоритм выполнения:

Первое, что мы делаем – правильно читаем условие задания, после чего должны понять: следует записать три фактора + три примера (то есть всего 6 элементов ответа).

Второе: сам вопрос переводим в более понятную и удобную формулировку: Почему заработная плата работников бывает разной и как это выглядит в реальности? (в нашей формулировке вопрос «почему» - это фактор; «как» - это пример).

Отвечаем: 1) у директора школы зарплата больше, чем у учителя, потому что у него больше ответственности (фактор); 2) спасатели МЧС получают высокую зарплату, потому что их работа связана с риском для жизни (фактор); 3) специалист с опытом работы получает большую зарплату по сравнению с молодым коллегой, потому что выше уровень квалификации (фактор).

2. Требуется раскрыть какие либо свойства обозначенного социального объекта на конкретных примерах. Этот тип задания выглядит так: На трех примерах покажите влияние конкуренции на деятельность фирмы.

Алгоритм выполнения такой же, как и в предыдущем варианте. Разница в условии задания. Если Вы смогли заметить, здесь требуется привести только три примера, то есть верных элементов ответа должно быть – 3.

Дальше разбираемся с формулировкой: Как на деятельность фирмы может повлиять конкуренция?

Начинаем рассуждать. Вы открыли фирму по надуванию воздушных шаров. Ваш друг Василий также вдохновился этой идей и открыл такую же фирму. Только Вы и Ваши сотрудники курите и прохладно относитесь к спорту, а Василий и его команда – приверженцы здорового образа жизни, у них объем легких больше, поэтому шары они надувают быстрее.

Что Вы можете сделать в Вашей ситуации, чтобы ее исправить в свою пользу (при этом не хотите менять образ жизни)? Надо правильно и эффективно организовать производство.

А для этого:

1) закупить специальное оборудование для надувания воздушных шаров, то есть улучшить технологические возможности Вашего предприятия;

2) организовать рекламную акцию под девизом: «Повтори полет Винни-Пуха на наших воздушных шарах! Купи столько воздушных шаров, сколько поднимут тебя в воздух. Наш бонус: бесплатное сопровождение Вашего полета профессиональным авиадиспетчером!»; акция организована для привлечения покупателей с целью увеличения продаж;

3) улучшить качество товара и расширить ассортимент товара, то есть, например, воздушные шары любого цвета, размера, фасона.

Да, и еще один момент. Бросайте курить, займитесь спортом, а то ведь у Вашего конкурента Василия, это преимущество все равно сохраняется.

Итак, подведем итоги. Ответ на данное задание будет выглядеть так:

1. Специалисты фирмы закупили новое оборудование для повышения технологических возможностей предприятия;

2. Специалисты фирмы привлекли внимание покупателей рекламой и дополнительными бонусами;

3. Специалисты фирмы улучшили ассортимент товара для удовлетворения любого взыскательного вкуса потребителей.

Задание С7 – это задание-задача. Оно имеет свои условия (социальный факт, проблемная ситуация) и свои требования (вопросы).

Например. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: