Вот здесь-то и выступают кары и награды и их мотивационно- Дрессирующее влияние

Каждая социальная группа всегда имеет в своей среде "инакомыс- Ляи4их'\ то есть преступников, но не все "инакомыслящие" реализуют вой противообщественные" нормы должного поведения. Напротив, плошь и рядом эти отщепенцы, несмотря на конфликт своих представ­ши "должного" поведения с представлениями другой части группы, т?Мы которой и являются официальными нормами группового поведе­но**? СПлошь и рядом ведут себя не согласно своим убеждениям, а соГлас- пко "официальным". Подобное противоречие убеждений и посту-

в вызывается нн чем иным, как давлением кар и наград, исходящих ос^РУгой части социальной единицы. Только кары и награды могут (то QHoeumb их от исполнения актов, требуемых их моральным сознанием поверь представлениями должного, запрещенного и рекомендованного Шеп НИ50' Если бы их не было, то не было бы ничего, что помешало них неСНЦаМ вести се^я согласно своим нормам поведения, а значит, без возможно было бы и бесконфликтное состояние замиренной груп­
пы.
Без кар и наград внутригрупповая борьба была бы не спорадически а постоянным явлением, и взаимодействие людей ъ самом деле было б?' "bellum omnium contra omnes" [80] *. ы

Именно кары и награды, а не что иное заставляли и заставляю таких отщепенцев делать то, что они считают по своим убеждениям запрещенным и преступным делать, воздерживаться от тех актов, воз! держания от которых не требует их моральная совесть, и терпеть то, что без кар и наград они не стали бы терпеть... Мотивационное давление санкций являлось здесь тем рычагом, который поддерживал бесконф. ликтное состояние группы, заставляя отщепенцев вести себя согласно требуемым "официально" шаблонам поведения, шаблонам, противоре­чащим их собственным нормам должного поведения. А по мере того как под влиянием мотивационного давления они все чаще и чаще выполняли эти "противоестественные" для них поступки, по мере того начинало действовать дрессирующее влияние санкций в связи с рикошетным дей­ствием акта на психику, в результате чего отщепенцы и инаковерующие превращались в "единоверующих", в "истинных сынов своей группы" забывая свои нормы и впитывая в плоть и кровь требуемые карами и наградами шаблоны поведения.

Следовательно, наш ответ на вопрос: как возможно бесконфликтное и мирное взаимоотношение членов группы друг к другу при наличности конфликтного состояния их норм должного поведения? — гласит: оно возможно благодаря соединенному действию мотивационного и дрессиру­ющего влияния кар и наград. Это они виновники того, что поведение индивидов принимает формы, не конфликтные друг с другом, и взаимо­действие их происходит без значительных трений. Если бы, например, в России, где шаблоны "должного" поведения фиксированы в "Своде законов", вдруг уничтожены были бы все санкции, как положительные, так и отрицательные, как исходящие от государственной власти, так и от общественного мнения, — то можно себе представить, какая пертур­бация произошла бы в междуиндивидуальном поведении членов госуда­рства: бесконечно возросли бы убийства, так как многие не убивают других не потому, что акт убийства для них противен, а из боязни кары; соответственным образом повысилась бы и цифра других преступлений против личности; участились бы кражи и грабежи; нападения на банки и на казначейства, так как многие не крадут и не грабят опять-таки лишь из боязни наказания; масса должников отказалась бы от платежей; "свобода слова" приняла бы своеобразные формы; тысячи людей, не надеясь на награды, бросили бы службу или стали бы ее вести недобро­совестно; тысячи студентов перестали бы учиться, так как учение не давало бы прав и дипломов, и вообще, выражаясь языком Ману, "воро­ на стала бы клевать жертвенный пирог, а собака стала бы лизать жертвенные снеди и не осталось бы ни у кого собственности, низшие захватили бы места высших"[81].

Одним словом, характер внутригруппового взаимодействия совер­ шенно изменился бы и изменился бы в сторону повышения конфликтов и борьбы. Старого шаблона поведения стала бы держаться лишь часть подданных, которые "законно" поступали не только за страх, но и за совесть. Другая же часть, которая, несомненно, имеется, круто переме­нила бы свое поведение в том направлении, которое диктуется ей ее моральнми убеждениями. Кары же и награды, как государственные, так

ственные, долженствующие наступить в случае поведения, не и обшс ^ шаблоном, требующим кар и наград, — являются той согласн силой, которая сначала (благодаря мотивационному дейст- магиче^ живаех индивида от "преступлений" и подталкивает на "по- затем и чуждые ему вначале акты и поступки делает органичес- дряги ~ственными (дрессирующе-рикошетное влияние кар и наград). кИ CR°o6iue говоря, как только в социальной группе появилась гетеро- сть понимания должного взаимоотношения между двумя или генН° м числом ее частей, выходом из этого положения могут быть боль ^ основных способа:

\ А). Первый возможный исход тот, что группа может распасться ' иди большее число частей... Часть членов с одними шаблонами на Соотношений отделится от другой, имеющей также одинаковые ВЗаблоны. Конкретный пример такого исхода дает Библия: "И был спор ШеждУ пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова. Й сказал Аврам Лоту: Да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими; ибо мы родственники. Не вся ли земля перед тобою? Отделись же от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо — то я налево... И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую, и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Аврам стал жить на земле Ханаанской, а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома"[82]. Дальнейшими примерами этого исхода могут служить, например, эмиграция квакеров из Англии в Америку, удаление плебеев на Священную гору, разделение крестьянской семьи на две из-за взаимных ссор и т. д. Разновидностями этого исхода может служить и ряд других явлений, бывших и существу­ющих еще и теперь. Сюда относится, до известной степени, изгнание одного или ряда членов из группы. Остракизм, русское изгойство, кавказское абречество и т. д. и вообще удаление ряда членов из группы (добровольное или принудительное), поведение которых не совпадает с поведением остальных, — все это разновидности данного исхода.

Б). Таков первый возможный исход. Разновидностью его служит борьба на жизнь и на смерть между частями группы, шаблоны по­ведения которых противоречат друг другу... Сюда же относятся и сто­лкновения двух обществ с различными шаблонами поведения. Резуль­татом этой борьбы может быть полное уничтожение одной из вра­ждующих сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: