1. Правовое регулирование - воздействие юридическими средствами на
общественные отношения и поведение людей. Предмет правового регулирования - та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию. Данный предмет включает в себя три основные группы общественных отношений:
• властеотношения;
• отношения по обеспечению прав и свобод человека и охране правопорядка;
• отношения по поводу обмена материальными и нематериальными ценностями.
3. При правовом регулировании наиболее распространены императивный и диспозитивный методы. В основе императивного метода лежит субординация между участниками правоотношения (то есть один субъект правоотношения находится в подчиненном положении по отношению к другому). Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в публично-правовых отраслях (например в конституционном, административном, финансовом, уголовном праве) при регулировании властеотношений. Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения. Диспозитивный метод обычно применяется в частно-правовой сфере (например отрасли гражданского права). Также при правовом регулировании возможно сочетание императивного и диспозитивного методов.
|
|
4. Теория государства и права выделяет три основных способа правового регулирования:
ü Управомочивание (дозволение) - наделение участника правоотношений комплексом определенных прав (например, арендатор жилой площади имеет право ее использования).
ü Обязывание - предписание исполнить определенные действия (должнику исполнить свои обязательства перед кредитором).
ü Запрет - возложение на участника правоотношений обязанности не совершать тех или иных действий (например, арендатор не имеет права распоряжаться арендованным имуществом - дарить, продавать и т. д.).
Дозволение и обязывание проистекают из регулятивной динамической функции права, запрет - из регулятивной статической. Дополнительными способами правового регулирования являются информационный (например, доведение до гражданина информации, содержащейся в Уголовном кодексе, о противоправности тех или иных деяний); применение мер принуждения. 5. Основными типами правового регулирования являются:
• общедозволительный; запретительный.
Смысл общедозволительного типа - разрешено все, что не запрещено законом, запретительного - запрещено все, что не разрешено законом. Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешено все, что не запрещено законом). Запретительный тип применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (госорган имеет право только на то, что указано в законе - круг полномочий, и т. д.).
|
|
6. Выделяются следующие стадии правового регулирования:
ü возведение государственной воли в закон;
ü индивидуализация прав и обязанностей;
ü реализация права.
При возведении воли государства в закон:
ü определяется круг участников правоотношения;
ü устанавливается (указывается) их статус;
ü определяются возможные права и обязанности участников правоотношения;
ü указываются возможные варианты их поведения;
ü данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте (его правовых нормах), принимаемом государственными органами в установленном порядке.
На стадии индивидуализации прав и обязанностей (правоотношения):
ü наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные правовой нормой, - юридические факты;
ü нормы права начинают действовать в конкретной ситуации;
ü возникают правоотношения;
ü участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности.
На стадии реализации правовая норма начинает "работать" - использоваться участниками правоотношений, применяться к конкретной ситуации.