Понятие и виды государственно-политического режима

Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим» это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное - «государственный (государственно-правовой режим)». В отличие от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин «государственный режим» характеризует ее функциональную сторону - формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти.

Государственно-политический режим - это совокупность методов и средств легитимизации и осуществления власти определенным типом государства. Легализация государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку власти законом прежде всего конституцией, опору власти на закон. Легитимация же государственной власти - это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определенные социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Легитимизация - это поддержка власти народом в виде выборов или референдумов. Определить суть режима, значит, определить насколько данная государственная власть формируется и контролируется народом.

Государственно-политический режим - это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

Выделяют следующие разновидности политических режимов:

1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.

Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.

Первая группа это формальные признаки: а) народ - основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан; в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов.

Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств.

Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

2. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

3. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других - режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

Изучение путей и способов оптимизации, повышения эффективности государственно-политического управления, а также рассмотрение проблем регионального политического менеджмента в процессе становления политического режима в России представляется весьма важным на современном этапе.

Основные положения теории управления в политологическом контексте были разработаны в трудах А. Бентли и Д, Трумэна. Анализ современных теорий управления представлен в работах российских исследователей Д.И. Правдина, О.М. Роя. Сущность политического управления выявляли А. Лоутон, Ч. Лин-дблом, Э. Роуз. Проблемы соотношений государственного и муниципального управления рассматривались в трудах П.И. Атамчука, А.И. Черкасова. Выявлением сущности административного управления занимались Т.А. Кулакова, A.B. Курочкин, Дж. Лайн, В.П. Милец-кий, Л.В. Сморгунов.

18. Тоталитарное государство: предпосылки формирования, основные
признаки.

Возникновение тоталитаризма связано прежде всего с трудностями модернизации, перехода общества к индустриальной стадии развития, с попытками правящей элиты преодолеть эти трудности путем огосударствления, сверхбюрократизации. Сущность тоталитаризма заключается в том, что в результате указанных процессов устанавливается бюрократическая диктатура, фактически отражающая интересы государственного аппарата, а также отчасти нтересы представителей разного рода маргинальных групп, из которых в значительной степени этот аппарат формируется. Обязательным условием существования тоталитарного государства является наличие общей национальной идеи, которая сплотила бы большую часть общества, безразлично, какой по своей сути. Это может быть идея строительства новой жизни, идея создания нового человека, идея завоевания мира.

Исторические ситуации, в которых устанавливается система общественных отношений, под названием тоталитаризм, очень сходны. При этом, хотя явление было обнаружено явно с политическими целями в XX в., тоталитарные общества имели место в разных странах и в самое разное историческое время.

Примером формирования тоталитарных настроений в обществе может являться обстановка в эпоху якобинского террора и деятельность государства якобинской диктатуры. В этом ряду можно назвать и бонапартистскую диктатуру во Франции начала XIX в.

В конце 1920-х годов в капиталистических странах Западной Европы и Соединенных Штатах Америки начался страшный экономический кризис, который привел, с одной стороны, к обнищанию большей части населения, но, с другой стороны, к невиданному раньше обогащению очень малой части населения. Перед первыми встал вопрос простого выживания, перед вторыми – как сохранить и преумножить полученное богатство. Беднейшее безработное и сочувствующее население стало бороться за свои права, проводя демонстрации и забастовки, пытаясь совершить революцию. В таких условиях массовую поддержку получили коммунистические и фашистские политические течения.

Испытания по созданию подконтрольного тоталитарного государства прошли успешно в Италии, где в 1922 году вождь фашистов Муссолини захватил власть. Изначально тоталитаризм однозначно отождествлялся с общественным устройством фашизма. В идеологии Муссолини термин тоталитарное государство содержал ярко выраженное позитивное значение.

Таким образом, можно заметить, что тоталитарные идеи возникли еще в глубокой древности, философы уже тогда пытались предоставить развёрнутые обоснования тоталитарного идеала и совершенного государства. Начали вырисовываться черты тоталитарного режима.

Государство обладает абсолютным суверенитетом, в случае же неподчинения граждан оно имеет право принудить их силой. Обязательным условием существования тоталитарного государства является наличие общей национальной идеи, которая сплотила бы большую часть общества. Идеология во многом способствует формированию тоталитарных режимов.

В СССР и Германии, странах вышедших из революции, народ был воодушевлен общей идеей – переустройством своего общества, что во многом предопределило условия установления тоталитаризма.

Термин тоталитаризм, впервые появился в работах философа Джованни Джентиле в 1926 г. и был популяризован итальянскими фашистами. В статьях Муссолини тоталитаризм понимается как общество, в котором главная государственная идеология обладает решающим влиянием на граждан. Джентиле и Муссолини полагали, что развитие коммуникационных технологий приводит к непрерывному совершенствованию пропаганды, следствием чего является неизбежная эволюция в сторону тоталитаризма.

С 1929 года, начиная с публикаций в газетах, его стали применять и к политическому режиму Советского Союза. Из политической публицистики этот термин входит в научный оборот для характеристики фашистских режимов.

Тоталитаризм – это явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни. В экономике он означает огосударствление экономической жизни, экономическую несвободу личности, личность не имеет собственных интересов в производстве. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой.

Тоталитарное государство – форма авторитарных буржуазных государств периода империализма, характеризующаяся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества. Тоталитарным государствам и режимам свойственны огосударствления всех легальных организаций, дискреционные полномочия властей, запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении прогрессивных сил и инакомыслящих вообще.

Для определения общей модели тоталитаризма предлагают пять признаков:

− единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

− официальная идеология, признаваемая всеми;

− монополия власти на средства массовой информации;

− монополия на все средства вооруженной борьбы;

− система террористического полицейского контроля и управления экономикой.

Можно выделить следующие родовые черты, которые в совокупности определяют тоталитаризм:

В политической сфере вся власть принадлежит особой группе людей, которую народ не может контролировать. Общество и государство при тоталитаризме оказываются поглощёнными одной господствующей партией, происходит слияние высших органов этой партии и высших органов государственной власти. Фактически происходит превращение партии в решающий стержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такой структуры является запрет на оппозиционные партии и движения.

Характерной чертой всех тоталитарных режимов является также то, что власть не опирается на законы и конституцию. В сталинской конституции были гарантированы почти все права человека, которые на деле практически не выполнялись. Не случайно первые выступления диссидентов в СССР проходили под лозунгами за соблюдение конституции.

Значительный вклад в исследование тоталитарной проблематики внесли западные исследователи этого феномена: Т. Адорно, Р. Арон, X. Арендт, 3. Бжезинский, Ф. Боркенау, А. Камю, М. Кертис, Дж. Киркпатрик, И. Кристолл, Г. Маркузе, Э. Морен, Дж.Б. Мур, X. Ортега-и-Гассет, К. Поппер, Т. Ригби, Г. Спиро, Р. Такер, Дж. Талмон, Й. Фест, Ф. Фюре, Э. Фромм, С. Хантингтон, М. Хоркхаймер, Ф. Хайек, Д. Хоскинс, Л. Шапиро, К. Ясперс и др. В результате, на Западе сложилось 9 основных направлений и систем взглядов на тоталитаризм, однако ни одному из них, в силу их односторонности не удалось, как справедливо отмечал в своей диссертации Э.Г. Соловьёв, создать целостную, всеобъемлющую и адекватную сложности изучаемого феномена описательную конструкцию.

Заметный вклад в осмысление и изучение общих и частных аспектов тоталитаризма внесли работы восточно-европейских и советских авторов: А. Авторханова, М. Восленского, М. Джиласа, Ж. Желева, А. Зиновьева, A.B. Мая, И. Шафаревича и др.

Значительно полнее проблема тоталитаризма разработана в современной российской науке, где можно выделить работы Ю.П. Аверина, М.Б. Бекова, А.П. Бутенко, А.П. Большакова, К.С. Гаджиева, И.А. Гобозова, А.Г. Дугина, Г.В. Егорова, A.A. Кара-Мурзы, Р.Х. Кочесокова, A.C. Панарина, Э.А. Позднякова, Н.В. Работяжева, Э.Г. Соловьёва, В.М. Харитонова, A.B. Шубина, А.П. Цыганкова, С.А. Чернова и других авторов. Тоталитаризм описан в них с исторических, политологических, социологических и философских позиций. Однако, несмотря на значительные достижения, общая концепция тоталитаризма у отечественных авторов ещё не вполне сложилась, как и у их западных коллег. Тем не менее, исследования и разработки отечественных авторов внесли решающий вклад в становление авторской концепции тоталитаризма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: