Познание. Формы познания: чувственное, рациональное, интуитивное

Познание является одним из видов человеческой деятельности, процессом приобретения знаний. Содержанием и результатом познавательного процесса является знание. Ученые выделяют различные виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Все виды познавательной деятельности взаимосвязаны друг с другом.

В познании присутствуют субъект и объект познания. Под субъектом познания подразумевается человек, наделенный волей и сознанием, в широком смысле – общество в целом. Объектом познания является познаваемый предмет, в широком смысле – весь окружающий мир, в том числе и сам человек. В объекте познания выделяются разные его стороны или предметы познания. Так, человек является одновременно объектом познания многих наук, но познают его они с разных сторон, то есть предметы познания для наук различны: анатомия познает строение человеческого тела, психология – психологические качества, социология – человека как социальное существо и пр. Человек может познавать и сам себя. В таких случаях говорят о самопознании. Анализ субъектом своего сознания и отношения к жизни называют рефлексией.

Существуют различные подходы к определению того, что находится в центре философского познания. Одним из таких направлений является экзистециализм – иррационалистическое направление в философии, считающее, что предметом философии является человек. Постигая себя как экзистенцию, человек приобретает свободу, которая есть выбор своей сущности.

Современная гносеология в основном занимает позиции гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики – необходимость подходить к проблеме познания диалектически (с точки зрения развития), использовать законы, категории, принципы диалектики;

историзма – рассмотрения всех предметов и явлений в плане их возникновения и становления;

практики – признания главным способом познания практики;

познаваемости – убеждения в самой возможности познания;

объективности – признания самостоятельного существования предметов и явлений независимо от воли и сознания;

активности творческого отображения действительности;

конкретности истины – поиска именно индивидуальной и достоверной истины в конкретных условиях.

Выделяют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (эмпирическим или сенситивным) познанием, человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение – непосредственное воздействие познаваемого предмета на один из органов чувств: зрительное ощущение, слуховое и пр.;

б) восприятие – непосредственное воздействие познаваемого объекта на несколько органов чувств одновременно. Результатом восприятия является целостный образ объекта познания;

в) представление – форма познания, при которой чувственный образ предметов и явлений сохраняется в сознании благодаря механизму памяти, что позволяет воспроизводить его без непосредственного воздействия на органы чувств.

По времени удерживаемой информации память подразделяют на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (месяцы, годы, десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется большим объемом сохраняемой информации. Главным механизмом ввода данных в долговременную память и их закрепления является повторение. Кратковременная (оперативная) память обеспечивает оперативное удержание данных, поступающих от органов чувств.

Роль эмпирического познания проявляется в следующем: органы чувств являются единственным каналом связи человека с окружающим миром; без органов чувств человек не способен к познанию в любой форме; потеря даже части органов чувств осложняет процесс познания; органы чувств дают необходимый и достаточный минимум первичной информации, требуемый для всестороннего познания объектов материального и духовного мира.

Однако не всё можно познать с помощью органов чувств. Чувственный образ служит предпосылкой для перехода к рациональному познанию, мышлению. Образ кодируется понятием, и затем человек может оперировать им, не нуждаясь в демонстрации самого предмета. Разумеется, чтобы понимать друг друга, люди должны подразумевать под одними и теми же понятиями одни и те же предметы, говорить на одном языке. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мысли, отражающая общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Понятие отражает мысль о предмете (стол) и свойстве предмета (синий). В языке понятие выражается словом (простое понятие – стол) и словосочетанием (сложное понятие – письменный стол).

Суждение (высказывание) – форма мысли, в которой устанавливается связь между понятиями, а также утверждается или отрицается что-либо. Суждение может быть истинным, если оно адекватно отражает объективную действительность, и ложным: утвердительным (утверждение) или отрицательным (отрицание). Структурными элементами суждения являются понятия. Суждения выражаются в языке предложениями. Понятие и суждение связано с оперированием уже имеющимися знаниями.

Получение нового знания достигается на уровне умозаключения – самой сложной формы рационального познания. Структурными единицами умозаключения (рассуждения) являются суждения. Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Дедуктивное умозаключение есть цепь высказываний, связанных отношениями логического следования от общих утверждений к частным, индуктивные – от частных к общим.

В отличие от чувственного, результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах или в языке. С помощью рационального познания конструируются понятия-идеи, впоследствии воплощаемые в реальную действительность. Промежуточным звеном между чувственным и рациональным познанием служит интуиция – познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию путем его прямого усвоения. Механизм интуиции науке доподлинно не известен. Можно лишь сказать, что интуитивное знание не приходит к случайному человеку. Если ученый напряженно работает над какой-либо проблемой, но не может прийти к ответу, его может «озарить», даже во сне. Ведь принцип периодической таблицы приснился Д.И. Менделееву, который и работал над этой проблемой, а не дворнику его дома. Выделяют следующие черты интуиции: 1) неожиданность решения поставленной проблемы; 2) неосознанность путей и средств разрешения проблемы; 3) непосредственный характер постижения истины.

Один и тот же объект познания может изучаться при помощи методов как рационального, так и эмоционального познания. Истинным может быть знание в любой его форме: эмпирическое, рациональное, интуитивное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: