Средства массовой информации

Среди средств обеспечения коммуникации принято различать средства массовой информации (СМИ), средства массового воздействия и собственно технические средства. Средства массовой информации (СМИ) можно определить как многофункциональный социально-политический институт, действующий через систему средств информации и характеризующийся:

1) обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью;

2) корпоративным характером производства и распространения информации;

3) социально-преобразовательным потенциалом.

Систему СМИ определяет ряд характеристик: информативная насыщенность; публичность, т.е. неограниченный и неперсонифицированный круг потребителей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры для передачи сообщений; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, ограниченность обратной связи; непостоянный и рассредоточенный тип аудитории, которая образуется в результате концентрации общего внимания на том или ином сообщении (статья, телепередача).

Исходя из технических способов распространения информации и соответствующих способов ограничений СМИ можно рассматривать как систему, состоящую из основных подсистем: 1) пресса (печать) – средства распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения; 2) радио – передача звуковой информации с помощью электромагнитных волн; 3) телевидение – передачи звуковой и видеоинформации с помощью электромагнитных волн; 4) Интернет (законодательство большинства стран не относят его к СМИ).

С демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX в., развитием кибернетики, возникновением и возрастанием роли новых коммуникационных систем СМИ становятся не только социальным, но и важным политическим институтом общества, способствующим развитию политического сознания. Сегодня политическая коммуникация является важнейшим компонентом и неотъемлемой составной частью политической системы общества, поскольку для ориентации в политическом процессе необходимо обладать определенным объемом знаний и информации. В свою очередь средства массовой информации, как и любой социальный институт, не только определяют развитие общества, но и сами находятся в зависимости от общественного мнения.

Политическая коммуникация имеет специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику, выступает непосредственной причиной, определяющей выбор варианта политического развития, поведения различных групп и отдельных граждан, перевода государственной системы в новое состояние. Политическую коммуникацию можно охарактеризовать как информационно-пропагандистскую деятельность социальных субъектов по производству и распространению социально-политической информации, направленной на формирование, стабилизацию или изменение образа мыслей и действий других социальных субъектов.

Роль информации в духовной и социально-политической жизни общества можно уподобить роли денег в экономике, поскольку она циркулирует во всем общественном механизме. В таком случае, СМИ выполняют функцию «кровеносных сосудов», доставляя и передавая информацию людям, и во все институты общества. В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации»:

1. В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

2. Цензура массовой информации не допускается (за исключением чрезвычайного и военного положений).

3. Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

4. Запрещается использование текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

5. При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: