Автор этого материала — журналист Леонид Круглов, руководитель программы «Исчезающая планета». Во время экспедиции в Папуа-Новая Гвинея группа Круглова собрала уникальный этнографический материал и нашла племя лесных женщин — воинов-амазонок....Амазонки более дикие и агрессивные, чем речные крокодилы. Быть такими их вынуждают обстоятельства. Им приходится прятаться не только от всего нового и непонятного, что несет цивилизация, но и таких же диких, как они, «нормальных» племен, где есть мужчины. Женщины в этих местах — величайшее богатство и ценность, из-за них идут постоянные войны между племенами, и захватить амазонок силой при возможности не откажется ни один уважающий себя мужчина. Амазонки стали суперосторожными, великолепно владеют мужским оружием — луками и копьями. Они бдительно охраняют свою территорию и безжалостны к любому пришельцу. Их дома спрятаны в самых глухих и труднодоступных уголках джунглей. Об этих лесных женщинах говорят, что у них так сильно развит слух и все другие органы чувств, что они знают о приближении врага за многие километры.
|
|
Когда-то очень давно они жили гораздо ниже по реке. Очень часто совсем близко от деревень с мужчинами. Почему же эти женщины решили жить обособленно? И почему добровольно согласились взять на себя все тяжелые мужские обязанности — охота, война?.. Ответ на этот вопрос мы получили после того, как пожили в нескольких «нормальных» племенах. С женщинами там обращаются хуже, чем с домашними животными, они имеют вид узниц, обреченных на пожизненное заключение. Их держат под постоянным неусыпным надзором, дерутся из-за них, часто даже внутри племени. На них смотрят только как на единственное развлечение и как на рабочую силу.
Скорее всего, много лет назад какая-то первая небольшая кучка женщин просто сбежала и обосновалась где-то в глухом уголке. Уникальная женская община начала развиваться, обретать свои традиции и обычаи. Агрессивность мужчин, их частые нападения и попытки захватить себе наложниц заставляли уходить все выше по реке и глубже в лес. Известны истории из тех мест, откуда теперь ушли племена амазонок. Захваченная женщина рожала ребенка для своего нового мужа и затем воспитывала его в ненависти к отцу, принуждая убить его, когда вырастет. Был случай, когда
чем? Они пытаются приспособить ее для хозяйственных нужд и детских забав. Но вскоре оказывается, что бутылка — предмет раздора: каждый хочет завладеть диковинкой. Тогда старейшина отправляется в дальний путь, чтобы найти тех, кто послал им этот дар и вернуть его. Путешествуя по современному миру, он встречается с самыми разными людьми. И всех, с кем он сталкивается, поражают его непосредственность и совершенно необычная для европейцев логика мышления.
|
|
До сих пор во многих уголках земного шара сохранились живые реликвии — племена, живущие охотой и собирательством. Их можно встретить на Мадагаскаре, в южной Азии, Малайзии, на Филиппинах и других островах побережья Индийского океана. Одними из самых известных являются аборигены Австралии — коренные австралийцы, населяющие свой континент уже более 40 тыс. лет. Они до сих пор не перешли к земледелию и скотоводству. В западном полушарии тоже есть собиратели. Эскимосы Аляски и Канады — это древние охотники. Совсем недавно, правда, они начали пользоваться винтовками и пересели на снегоходы. Коренное население Калифорнии, Орегона, Вашингтона и Колумбии (США) занимается собирательством, так же как индейцы на Великих озерах (Канада). Для многих коренных американцев рыболовство, охота и собирательство остаются важными источниками существования (иногда коммерческими). На травянистых равнинах Аргентины, южной Бразилии, Уругвая и Парагвая также обитают древние охотники-собиратели. Всех их делят на две группы: коренные народы и народы, ведущие племенной образ жизни.
выросшая девочка в 12 лет убила своего отца и затем ушла в джунгли, забрав как пропуск ожерелье матери. Специальное ожерелье, которое носят только лесные женщины. Но совсем спрятаться и не показываться никому в мире они не могут. Им нужны мужчины для продолжения рода. Поэтому раз в году, когда цветет пальма саго, часть племени отправляется
в долгий поход к ближайшим племенам, где живут мужчины. Они незаметно подходят к деревне, используя все свои лесные навыки, и несколько дней присматриваются из кустов. Затем амазонки оставляют возле домов избранников небольшие букеты из лесных цветов — знак, говорящий о том, что «мы здесь».
В страхе находятся обе стороны. Женщины боятся нападения, поэтому никогда не расстаются с оружием, а мужчин пугает агрессивность совершенно диких, как лесные звери, женщин. Молодые женщины, которые вообще никогда не видели мужчин, могут не совладать с собой и ткнуть в избранника копьем, если он будет слишком быстро приближаться к ней. Поэтому подолгу, очень осторожно и медленно они принюхиваются и присматриваются друг к другу. После этого уходят на несколько дней в джунгли, где строят себе специальные шалаши и в них занимаются любовью, чтобы после этого, возможно, не увидеться уже больше никогда. Известен случай, когда мужчина ушел вместе со своей избранницей к ней в племя и ему было даровано право заниматься любовью со всеми женщинами деревни.
Плод любви — девочек — оставляют жить в племени, а мальчиков убивают, принося в дар лесным зверям. Они оставляют их на специальных помостах в лесу.
Источник: Московский Комсомолец. 1996. 22 марта.
В мире существует около 5 тыс. таких групп общей численностью около 300 млн человек. Помимо того что они принадлежат к наименее развитой экономически и политически части населения планеты, они проживают, как правило, в экологически не защищенных, но богатых природными ресурсами регионах и по этой причине часто оказываются в центре многочисленных конфликтов.
Ради развития энергетики или высвобождения земли под пастбища путем выжигания или вырубки тропических лесов коренные народы изгонялись из родных мест на неплодородные земли или переселялись в крупные города. Их положение, и без того бедственное, еще более ухудшалось. Вместе с тем контакты с более крупной цивилизацией часто изменяют их поведение и потребительские запросы таким образом, что они становятся сторонниками, зачастую активными, эксплуатации природных ресурсов и получения доходов от этого.
|
|
В 1989 г. Международная конференция труда одобрила Конвенцию № 169, призванную закрепить права коренного населения в международном законодательстве. В ней затрагиваются такие проблемы, как право на природные ресурсы и их использование, процедуры переселения и компенсации, перс-дача прав на землю, наказание за незаконное вторжение на земли коренных народов и племен, защита их прав при реализации сельскохозяйственных программ. В конце 1990-х гг. Конвенцию подписало большинство стран, на территории которых проживают коренные народы и народы, сохранившие племенной образ жизни.
Охота и собирательство продолжалось сотни тысяч лет. Совсем недавно, по историческим меркам, человечество перешло к следующей стадии — огородничеству. Историки точно не знают, как давно это произошло. Зато им точно известно, когда на смену огородничеству пришла новая фаза развития — земледелие. Произошло это примерно 10—12 тыс. лет назад. Земледелие непосредственно выросло из огородничества как его органичное продолжение. Разница между двумя укладами хозяйства невелика.