Предыстория вопроса

Популярность обсуждаемые термины приобрели благодаря усилиям вы­дающегося мыслителя нашего времени Карла Поппера, который считал Берг­сона своим учителем. Учитель лишь наметил путь, по которому ученик по­шел сам и повел европейскую интеллигенцию.

Хотя книга А. Бергсона «Два источника морали и религии» (1932), откуда Поппер, по его признаниям, позаимствовал термин «открытое общество», была широко известна в 1930-е гг., только Поппер, проведя обстоятельное сравнительно-историческое исследование, превратил понятие в настоящую концепцию, а учитывая всемирную известность его книги «Открытое обще­ство и его враги», можно сказать, и символ веры нескольких поколений ев­ропейских интеллектуалов. И сегодня у теории открытого общества Поппе­ра находится множество последователей, в том числе филантроп и мульти-магнат Дж. Сорос, посвятивший ей одну из своих книг. Тем не менее достичь научного уровня работ Поппера им уже не удалось.

Оба мыслителя, Бергсон и Поппер, описывая общество, сравнивали его одновременно и с организмом, и с особым типом социальной системы.

Французский философ сравнивал два возможных вариант социального развития. По одному пути пошли насекомы создав муравейник, рой, термитник, по другому — человек' развивавшийся в сравнительно небольших группах. Закрм тое общество, по Бергсону, — это такая социальная система члены которой руководствуются навязываемыми сверху м0 ральными нормами и религиозными табу. Они закрепляют ся из поколения в поколение механизмом обычаев и тради­ций. Как и живой организм, где все подчиняется приказам центральной нервной системы, закрытое общество функци­онирует по непреложным социобиологическим законам Моральные запреты, культурные нормы, религиозные табу можно уподобить первичным биологическим импульсам в организме. Однако и Поппер считал, что закрытое общество в его лучших образцах вполне можно сравнить с организмом. По его мнению, такое «об­щество сходно со стадом или племенем в том, что представляет собой по­луорганическое единство, члены ко­торого объединены полубиологичес­кими связями — родством, общей жизнью, участием в общих делах, одинаковыми опасностями, общими удовольствиями и бедами»1.

В своей работе Бергсон противопо­ставил два типа обществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опи­рающееся на принципы авторитаризма и насилия, и открытое, воплощенное в великих личностях — моральных геро­ях и христианских мистиках. Бергсон связывал с ними два типа морали и религии — статический и динамичес­кий. О выдающейся роли религии, точнее магии, и морали писал и Поп­пер. Возможность дальнейшего про­гресса человеческого общества Берг­сон видел лишь в открытом обществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принципов любовь к человечеству, «дух простоты», отказ от искусственных потребностей, вызван­ных преимущественным развитием «тела» человечества в ущерб его духов­ной культуре2.

В середине XX в. исследование двух типов общества продолжил Поппер, который написал двухтомную монографию «Открытое общество и его вра-

1 Поппер К. Открытое общество и его враги. М, 1992. Т. 1. С. 218.

2 Блауберг ИИ. Анри Луи Бергсон. — http://mega.km.ru.

ги» (первый том был закончен в октябре 1942, а второй — в феврале 1943; первая публикация на английском языке в 1945). Книга Поппера мгновен­но получила широкий отклик и была переведена на многие языки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: