Популярность обсуждаемые термины приобрели благодаря усилиям выдающегося мыслителя нашего времени Карла Поппера, который считал Бергсона своим учителем. Учитель лишь наметил путь, по которому ученик пошел сам и повел европейскую интеллигенцию.
Хотя книга А. Бергсона «Два источника морали и религии» (1932), откуда Поппер, по его признаниям, позаимствовал термин «открытое общество», была широко известна в 1930-е гг., только Поппер, проведя обстоятельное сравнительно-историческое исследование, превратил понятие в настоящую концепцию, а учитывая всемирную известность его книги «Открытое общество и его враги», можно сказать, и символ веры нескольких поколений европейских интеллектуалов. И сегодня у теории открытого общества Поппера находится множество последователей, в том числе филантроп и мульти-магнат Дж. Сорос, посвятивший ей одну из своих книг. Тем не менее достичь научного уровня работ Поппера им уже не удалось.
Оба мыслителя, Бергсон и Поппер, описывая общество, сравнивали его одновременно и с организмом, и с особым типом социальной системы.
|
|
Французский философ сравнивал два возможных вариант социального развития. По одному пути пошли насекомы создав муравейник, рой, термитник, по другому — человек' развивавшийся в сравнительно небольших группах. Закрм тое общество, по Бергсону, — это такая социальная система члены которой руководствуются навязываемыми сверху м0 ральными нормами и религиозными табу. Они закрепляют ся из поколения в поколение механизмом обычаев и традиций. Как и живой организм, где все подчиняется приказам центральной нервной системы, закрытое общество функционирует по непреложным социобиологическим законам Моральные запреты, культурные нормы, религиозные табу можно уподобить первичным биологическим импульсам в организме. Однако и Поппер считал, что закрытое общество в его лучших образцах вполне можно сравнить с организмом. По его мнению, такое «общество сходно со стадом или племенем в том, что представляет собой полуорганическое единство, члены которого объединены полубиологическими связями — родством, общей жизнью, участием в общих делах, одинаковыми опасностями, общими удовольствиями и бедами»1.
В своей работе Бергсон противопоставил два типа обществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципы авторитаризма и насилия, и открытое, воплощенное в великих личностях — моральных героях и христианских мистиках. Бергсон связывал с ними два типа морали и религии — статический и динамический. О выдающейся роли религии, точнее магии, и морали писал и Поппер. Возможность дальнейшего прогресса человеческого общества Бергсон видел лишь в открытом обществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принципов любовь к человечеству, «дух простоты», отказ от искусственных потребностей, вызванных преимущественным развитием «тела» человечества в ущерб его духовной культуре2.
|
|
В середине XX в. исследование двух типов общества продолжил Поппер, который написал двухтомную монографию «Открытое общество и его вра-
1 Поппер К. Открытое общество и его враги. М, 1992. Т. 1. С. 218.
2 Блауберг ИИ. Анри Луи Бергсон. — http://mega.km.ru.
ги» (первый том был закончен в октябре 1942, а второй — в феврале 1943; первая публикация на английском языке в 1945). Книга Поппера мгновенно получила широкий отклик и была переведена на многие языки.