Признаки общества

Человеческое общество иногда отождествляют с народом и говорят, к примеру, что общество — это совокупность всех людей одной национально­сти. На самом деле общество в правильном понимании включает в себя пред­ставителей разных национальностей. Так, членами российского общества являются русские, украинцы, чукчи, татары и представители еще более ста национальностей. Значит, понятия «нация (народ)» и «общество» нельзя считать синонимами. Человеческое общество отличается и от профессиональ­ного сообщества: в нем соединяются представители самых разных профес­сий, не только шахтеры или водители, но и бизнесмены, адвокаты, солдаты и т.д. Татар, евреев и чукчей делает членами одного и того же общества го. что они являются гражданами одного государства. Но вправе ли мы отожде­ствить общество с государством или страной?

"' Бергер П.Л. Укав. соч.

Рассмотрим, что представляет собой общество в узком социологическом значении, и постараемся ответить на поставленный вопрос, различая три

сходных понятия — страна, государ­ство, общество.

Страна — часть света или террито­рии, которая имеет определенные гра­ницы и пользуется государственным суверенитетом. Как официально опи­сывается наша страна, дано в справке.

Согласно классификации Всемир­ного банка, все страны делятся на сле­дующие группы:

развивающиеся страны с низким и средним уровнем ВНП надушу населе­ния. Всего в мире более 100 развиваю­щихся стран, в которых проживает свыше 4/5 населения мира. Развиваю­щиеся страны называют также «третий мир» или «Юг»;

развивающиеся страны с высоким уровнем дохода — страны, которые по уровню дохода приближаются к разви­тым странам. В 1995 г. к ним относи­лись Израиль, Кувейт, Гонконг, Син­гапур и Объединенные Арабские Эми­раты;

развитые страны — страны, в ко­торых большая часть населения имеет высокий уровень жизни. Иногда опре­деляются как страны с большим запа­сом произведенного (физического) капитала и населением, которое по большей части занято высокоспециа­лизированными видами деятельности. В них проживает около 15% населения мира. Развитые страны называют так­же индустриальными, индустриально развитыми или «Север».

Страны бывшего Советского Со­юза, Центральной и Восточной Евро­пы, Китай, Монголию, Вьетнам и некоторые другие относят к странам с пе­реходной экономикой.

Государство — политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и струк­туру правления (правительство, парламент). Характеристика современной России как государства приведена в справке.

Государство — основная политическая структура общества, устанавлива­ющая власть, порядок, контроль, систему взаимоотношений граждан, соци­альных групп и слоев на определенной территории, осуществляющая внут-

реннюю и внешнюю политику в пользу властвующих структур; имеет аппа рат управления, органы защиты и правопорядка, разработанные юридичес кие и моральные нормы, регулирующие жизнь общества.

Общество — социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Ниже дана характеристика современного рос­сийского общества.

Основными социальными институтами или сферами российского об щества выступают семья, производство (экономика), государство об разование, культура, наука и религия. Занятое в этих институтах насе ление (граждане или члены общества) делятся на три основных клас­са — высший, средний и низший. В нашем обществе уже нет как прежде, сословий. Элита, стоящая на верху социальной пирамиды, кон­центрирует в своих руках большую часть национального богатства и принимает большинство важных для страны решений. Она не превы­шает 1% населения, а высший класс — 5%. Средний класс невелик и составляет не более 15—20% населения. Большинство людей по уров­ню жизни сегодня находится у черты бедности. Экономическую осно­ву составляют рыночные отношения. Богатое культурное наследие Рос­сии позволяет ей считаться одной из самых развитых стран мира, а на­личие ядерного оружия и сильной армии входить в число ведущих держав, определяющих политику в современном мире. По уровню жиз­ни, состоянию здравоохранения, продолжительности жизни и другим показателям Россия в 1990-е гг. вышла из состава развитых стран и опу­стилась на уровень развивающихся стран.

Страны изучает география, государ­ство — политология, а общество —со­циология. Общество следует понимать как исторический результат естествен­но складывающихся взаимоотноше­ний людей. При таком подходе госу­дарство предстанет как искусственный политический конструкт — учрежде­ние или институт, призванный управ­лять этими взаимоотношениями. Страна представляет собой также ис­кусственный территориальный конст­рукт, который обозначает суверенные границы государства.

Итак, страна — часть света или тер­ритория, имеющая определенные гра­ницы и государственный суверенитет. Государство — политическая организа­ция страны, подразумевающая опреде­ленный тип власти (монархия, респуб­лика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество — соци­ альная организация не только страны. но и нации, народности, племени. Понятия «страна», «народ», «государство» и «нация», являясь почти оди­наковыми по своему объему, т.е. охватывающими тот же класс эмпирических

референтов, что и понятие «общество», в то же время являются не полными его аналогами, а типологическими спецификациями. Термин «государство» может использоваться как заменитель понятия «общество» преимущественно на политической арене, «страна» — в географическом смысле, народ — в нрав­ственно-этическом, нация — в этнологическом значении.

Исторически общество первично, государство — вторично. Обществу по крайней мере 40 тыс. лет, а государству — 5—6 тыс. лет. Государство воз­никает на определенной стадии развития общества для защиты интересов населения, т.е. выступает слугой. Однако нередко слуга превращается в господина, и уже от него гражданам приходится защищаться. Взаимоот­ношения между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и ус­тановить равные, партнерские отношения.

Проще всего мыслить общество в рамках тех или иных государственных границ. Французское общество совпадает с Францией как страной и государ­ством. То же можно сказать об американском, российском, английском и других обществах. Но не всегда общество можно представлять на основе тер­риториально-государственного принципа, к примеру на свете не существу­ет такого образования, как люксембургское общество.

Общество — это социальная организация страны, но также нации, народ­ности, племени. Было время, когда не существовало четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой. Стран в при­вычном смысле слова тогда не было. Целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны — результат терри­ториального раздела мира.

Общество приобретает государственную форму, когда налицо три уров­ня территориальной организации, из которых третий уровень можно назы­вать также политическим объединением."

местный уровень — отдельные поселения;

региональный уровень — совокупности поселений (районов) объедине­ны в более крупные формирования (регионы, области);

государственный уровень — соединение нескольких регионов в еди­ный общественный организм, что подразумевает правительство, которое устанавливает законный порядок над определенной терри­торией, систему власти над всеми членами общества, опирающую­ся на юридические законы, агентов контроля (армия, полиция, суд, тюрьмы), способных в рамках закона использовать силовые методы принуждения.

Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Следовательно, понятие «общество» применимо к любой ис­торической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей (именно людей, а не их животных предков; человек появился лишь 40 тыс. лет назад). Это понятие приобретает совершенно определенное значение, когда мы говорим о «российском обществе», имеющем географические гра­ницы, общую законодательную систему и некое национальное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают социологи, когда созда­ют набор операциональных определений общества.

Р. Марш пытался определить условия, при которых социальное объелнение следует считать обществом: ' 1~

постоянная территория — например, Испания в своих государственщ границах; " )lx

пополнение общества главным образом благодаря деторождению, \от иммиграция также играет некоторую роль: я

высокоразвитая культура — модели культуры могут быть достаточн многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественно!' жизни;

политическая независимость — общество не является подсистемой ищ частью какой-то другой системы, поэтому колониальные общества тцгп Бельгийского Конго до получения независимости нельзя было считан таковыми".

Автор этой классификации признавал неполноту и дискуссионный харак­тер своих критериев. К примеру, можно ли применить критерий «высокораз­витая культура» к стране, где проживают предста­вители различных религиозных верований и эти­ческих групп, будь то США, Индия или СССР. Здесь нет общих ценностей и идеалов, восприни­маемых всем населением. Их культуру правильнее называть совокупностью субкультур, с огромным трудом связанных воедино политической и зако­нодательной властью. Возможно, поэтому оказал­ся столь непрочным Советский Союз. Критерий «политическая независимость» является не менее спорным. На территории СССР находились сло­жившиеся и очень древние этносы, обладавшие высокоразвитой культурой, но не имевшие поли­тической независимости и существовавшие на правах союзной республики, в частности Арме­ния, Грузия, Эстония.

Другие социологи (Д. Аберле, А. Коэн, К. Дэ-вис, М. Леви и Ф. Саттон'2 в 1950 г., а Т. Пар-сонсв в 1966 г.) предположили, что определяю­ щей характеристикой общества является «само­достаточность». Этот критерий близок к «политической независимости», но должен трак­ товаться не только в политологическом смысле. Самодостаточно то общество, которое не только способно прокормить себя, производя достаточно товаров и услуг, не при­бегая к внешним заимствованиям, способное защитить себя от внешней и внутренней угроз, но также создавать весь комплекс культуры — от высокой до народной и популярной — и связанную с ними инфраструктуру, а также успешно осуществлять социальное обеспечение населения. Но главным при­знаком самодостаточности является экономический — наличие у страны

" Marsh R.M. Comparative Sociology. N.Y., 1967.

12 Aherle D., Cohen A., Davis K., Levy M.J.-Jr.. Sutton F.X. The functional prerequisites of a societv /'/ L tines-1950. Vol. 9. P. 100-111.

13 Parsons T. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. Englewood Cliffs. N.Y.. 1966.

hilt юты, сохранение платежеспособности и возможность оплачивать долги. Поэтому островные государства Япония и Великобритания, в значительно большей мере зависящие от внешней торговли, чем континентальные, отно­сятся к самостоятельным обществам и высокоразвитым державам.

Наиболее полный список необходимых и достаточных признаков, кото­рым должно соответствовать всякое социальное объединение, претендующее именоваться обществом, дат известный американский социолог Д. Шилз14:

♦ объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);

♦ браки заключаются между представителями данного объединения;

♦ оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

♦ объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

♦ у него есть собственное название и своя история;

♦ оно обладает собственной системой управления;

♦ объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

♦ его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответствуют и совре­менные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние пле­мена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. Утех и других имеются кровнородственные системы (заключение браков и прием новых членов), свои территория, название, культура, история, управ­ление, а самое главное — они не являются частью другого целого.

В одном из самых авторитетных изданий — в «Словаре по социологии» (Лондон, 1988) — его авторы Николас Аберкромби, Стивен Хилл и Брайн С. Тернер утверждают: «Понятие «общество» представляет собой категорию здравого смысла, для которого оно эквивалентно национальным границам го­сударств. Хотя социологи часто оперируют обыденной терминологией, она не всегда подходит целям научного исследования. Общество не обязательно со­ответствует политическим границам. Правильнее полагать, что социология изучает социальные группы любого размера, в том числе и самого большого».

Таким образом, предлагаемая нами методология позволяет описывать общество в единстве трех аспектов: общество, страна, государство. Страна выводит нас на изучение роли географического фактора в развитии общества, территории и борьбы за нее, народонаселения и демографии, «утечки» моз­гов, уровня жизни населения. Страна и общество — понятия, связанные между собой признаком из типологии Шилза, а именно — воспроизводство населения членами данного общества.

Страна позволяет рассмотреть историю общества, в том числе российс­кого, его исторические этапы, роль территориального фактора в развитии, плотность населения, экономический рынок, развитие капитализма, роль общины. Понятие государства позволяет проследить влияние политичес­ких режимов и их смены на состояние и структуру общества, а также зави­симость существующего в стране политического режима от социальной зрелости народа.

Sills D. Voluntary Associations// International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 16. N.Y.. 1968.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: