Ускорение истории

Эволюция самой Земли и органической природы тоже очень быстрая и короткая. Земля возникла 4,6 млрд лет назад. А уже через 1,0 млрд лет на ней появились микроорганизмы, еще через 2,5 млрд лет произошло зарождение макроскопических форм жизни. Рыбы существуют около 500 млн лет, пер­вые растения на суше появились около 450 млн лет назад, млекопитающие — 150 млн лет, а история человечества насчитывает всего около 1,5 млн лет.

За время своего существования Земля вместе с Солнцем сделала 23 обо­рота вокруг центра Галактики. А вместе с человеком она прошла всего '/11П часть этой космической орбиты. Чтобы наглядно представить, какое место занимает история человечества в жизни Земли, предположим, что возраст Земли насчитывает 24 ч. Тогда человечество начало свой путь всего около минуты назад, а история человека современного типа, продолжающаяся око­ло 40 тыс. лет, уложится всего в 1 с.

Человеку потребовалось 2 млн лет, чтобы освоить производство камен­ных орудий, еще 2 млн — для приобретения навыков обработки других ма­териалов, а затем накопления знаний в области математики, инженерии, астрономии. Всего за 3600 лет, почти мгновение по историческим меркам, человек сделался земледельцем, одомашнив дикую флору и фауну. Прошло всего 50 тыс. лет со времен неандертальца — и астронавты-земляне совершают полет на Луну.

По мере становления цивилизации человечество развивалось все более ускоряющимися темпами. Если считать, что появление нового поколения людей происходит каждый 25 лет, то история человечества, начиная с кро­маньонца — человека современного типа, насчитывает всего 1600 поколений. Из них 1200 поколений людей прожили в пещерах, 240 — жили в условиях существования письменности, 22 — имели возможность читать напечатан­ные книги. При электрическом освещении живет лишь пятое поколение людей. Автомобили, самолеты, радио, кинематограф стали входить в нашу жизнь всего около 100 лет назад. Телевидение существует 60 лет, а компью­теры менее 50 лет1.

Сегодня люди воспринимают постоянное улучшение качества жизни как что-то само собой разумеющееся. Однако на самом деле, на протяжении большей части истории человечества средний доход на душу населения уве­личивался в год всего на 0,1%. Лишь за последние 200 лет этот показатель поднялся до 1,8% в среднегодовом исчислении благодаря резкому ускорению развития науки и техники.

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит че­ловеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономер­ностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории, согласно которому на каждую последующую стадию уходит мень­ше времени, чем на предыдущую. Так, эпоха капитализма короче эпохи фе­одализма, а тот в свою очередь короче эпохи рабовладения. Доиндустриаль-ное общество протяженнее индустриального. Длительность каждой после­дующей общественной формации короче, чем предыдущей, в 3—4 раза. Самым продолжительным был перво­бытный строй, просуществовавший несколько сотен тысяч лет. Археологи, изучающие историю общества по рас­копкам памятников материальной культуры, вывели ту же закономер­ность. Каждую фазу в эволюции чело­вечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени (рис. 3).

В каждую последующую эпоху больше технических изобретений и науч­ных открытий, быстрее совершенствуются орудия труда и технология. В пер­вобытном обществе один вид орудия, например чоппер — массивное орудие из гальки, обработанное с одной стороны, претерпевал незначительные из­менения на протяжении жизни десятков и сотен поколений. Напротив, в современном мире при жизни одного поколения сменяется несколько видов орудий, техники и технологии.

1 Человек и общество. Кн. 1: Что такое общество? / Под ред. В.И. Купцова. М., 1993. С. 3-4.

Новейшая история составляет всего Vmoo всемирной истории. Но это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и по­литическими событиями период. Поток информации удваивается каждые 20 месяцев. Резко сокращается интервал времени между заметными изме-

Рис. 3. Закон ускорения исторического времени

нениями в социуме. Так, люди, родившиеся в нашей стране в начале XX в., пережили практически три типа цивилизации — аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Время между появлением изобретения и его прак­тическим использованием составляло: для бумаги — 1000 лет, паровой ма­шины — 80 лет, телефона — 50 лет, самолета — 20, транзисторной техники — 3 года, волновых передач — 20 лет, лазеров — полгода, а факсов — всего 3 ме­сяца2.

Социальный прогресс в каменном веке полз со скоростью улитки, пото­му что скорость смены поколений орудий труда отставала от скорости сме­ны поколений людей. По мере приближения к нашим дням его скорость постоянно нарастала. В XX в. скорость прогресса возросла настолько, что, пожалуй, даже стала опасной для жизни человека, так как чрезвычайно заг­рязнена окружающая среда и стали разрушаться традиционные уклады жиз­ни и привычки людей. И все это потому, что скорость смены поколений орудий труда стала опережать скорость смены поколений людей. Сколько поколений телевизоров и компьютеров сменились на наших глазах. Человек не успевает не то чтобы привыкнуть к новому, но просто уследить за сменой нового еще более новым.

2 Спасибенко С.Г., Дубровина Л.К. Творчество в процессе взаимодействия обществам личности//Со­циально-политический журнал. 1996. № 3. С. 50—67; Человек и общество. С. 4; Авдеев РФ. Фило­софия информационной цивилизации. М., 1994.

Около 2 млн лет назад появились первые орудия труда, с которых и берет свое начало технический прогресс. Примерно 15 тыс. лет назад наши пред­ки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры. Около 8—10 тыс. лет назад они перешли от собирательства и охоты к земле­делию и скотоводству. Приблизительно 6 тыс. лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы. Всего 250 лет назад произошла индустриальная револю­ция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев. Современный персональный компьютер, который можно купить в магазине за 800 долл., по производительности превосходит вычислительные центры 20-летней давности, доступные тогда далеко не каждому крупному предприятию.

Технический и социальный прогресс в наше время взметнулся ввысь по­добно ракете. Но известно, что человеческий организм испытывает ужасные перегрузки при взлете. Так и организм общества. Он тоже испытывает чрез­мерные перегрузки, если естественная эволюция (смена поколений людей) отстает от эволюции искусственной.

Подсчитано, что один день жизни современного человека вмещает собы­тия 20 лет жизни человекаXIX в. Один день в XX в. и 20 лет в XIX в. А скоро­сти все растут! Но физиология челове­ка осталась прежней. Перегрузки без­болезненно не проходят. Какую цену платит человеческое общество за одно только то, что скорость социальных изменений резко возросла? В 1960-е гг. в нашей стране модным было говорить об акселерации молодежи. Сколько статей и монографий написано на эту тему! Но двухметровые акселераты — это не только благо, но и большая про­блема для общества. Раннее половое созревание, раннее социальное станов­ление, завышенные претензии, кото­рые общество не способно удовлетво­рить, а молодые люди не могут понять, почему этого нет. Скорость изменения психики отстает от скорости измене­ния внешнего мира.

Согласно второму закону (или тенденции) истории, народы и нации раз­виваются с неодинаковой скоростью. Поэтому в США или России с индус­триально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают наро­ды, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут появиться не только по­зитивные, но и негативные моменты. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоро­стью: для одних народов время протекает быстрее, для других — медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка вы­сокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации коренного населения. В процесс модернизации во второй половине XX в. вслед за Аме­рикой и Западной Европой втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллиген­ция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценнос­тей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные народ­ные обычаи и нравы, существовавшие до экспансии капитализма.

Ускорение исторического времени неодинаково влияет на разные соци­альные группы. Сегодняшняя молодежь живет в условиях бурного техничес­кого прогресса. Возможно, ни в каком другом обществе не ценили нововве­дения так высоко, как в современном. В XX в. сделано множество порази­тельных открытий: электричество, радио, телевидение, автомобили, самолеты, ядерная энергия, космические корабли, компьютеры, лазерная техника, роботы... Каждое изобретение в свою очередь приводило к созда­нию еще более совершенной техники.

Технический прогресс изменил жизнь миллионов людей. Отразился он и на социальной сфере. Так. появление автомобиля в корне изменило представ­ления о месте работы и жительства, дало возможность людям жить за много километров от своего рабочего места. Горожане стали более мобильны, в том числе подростки. Подростки начали общаться со своими сверстниками из географически отдаленных мест. Автомобильные и железные дороги позво­ляют общаться людям из разных стран, разных городов, из города и дерев­ни. Современный образ жизни можно назвать «жизнью на колесах».


Рис. 4. Согласно второму закону развития истории, народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью

 

Рост численности городского населения привел к появлению мегаполи­сов — сплошных городских кварталов и промышленных объектов. Многие города практически сомкнулись, сведя на нет сельскую местность и загрязняя

окружающую среду. Это изменило и социальный климат. Чем быстрее растет город, тем сложнее для его жителей осуществлять не только экологический, но и социальный контроль — за соблюдением общественного порядка.

Стремительные перемены оказывают глубокое влияние на юношество. Современные подростки должны отдавать больше времени освоению новых

технологий, чтобы не отстать от своих сверстников и чувствовать себя более уверенными в будущем. К переменам в нашей жизни юное поколение обыч­но приспосабливается намного быст­рее, чем старшее. Это и понятно: для того чтобы впустить в себя новое, надо расчистить место от старого. У моло­дых этого места много, а у пожилых меньше. Все «полочки и шкафчики» их сознания заполнены прошлым — вос­поминаниями, привычками, ценностями — всем тем, что именуют жизнен­ным опытом.

Однако молниеносная смена декораций на общественной сцене не про­ходит безболезненно для подростков. Неосознанно у них вырабатывается механизм преувеличения перемен. Они привыкают, а затем втягиваются в калейдоскоп событий и чувствуют себя неуютно, если что-то не меняется, если на смену старому тут же не приходит новое. Так во всем — в смене пра­вительства, вещей, обстановки, друзей, впечатлений, а иногда и убеждений. Появляется тревожное чувство. Подростки предпочитают жить одним днем: «К чему беспокоиться о будущем, если я не знаю, что случится уже завтра? Все, что я могу, это просто жить день за днем».

Стремительные перемены ослабляют значение семьи. Так, все меньше сы­новей и дочерей выбирают ту же профессию, что и родители. Дети все чаще получают образование, живя вдалеке от дома. Закончив школу в своем горо­де, они, в основном по совету родителей, поступают в вуз, находящийся в столице или более крупном городе. Но ведь известно, что территориальная разобщенность способствует разрыву эмоциональных связей. Родственники подолгу не видятся, не переписываются и редко звонят, поскольку это до­рого. Еще дороже, особенно студенту, приехать домой навестить родителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: