Деятельность Союза Воинствующих Безбожников в Тобольском округе Уральской области во второй половине 1920-х гг

В советском государстве антирелигиозная пропаганда считалась одной из форм борьбы за социалистическое преобразование общества [5, с.61; 10, с.150]. Основные её задачи заключались в разоблачении классовой сущности современных религиозных верований, их антинаучного характера; распространении атеистического мировоззрения [5, с.61]. Решение этих задач возлагалось на Союз Воинствующих Безбожников (далее – СВБ) – массовую добровольную организацию, функционировавшую в СССР в 1920 – 1940-х гг. Она образовалась в 1924 г. в Москве по инициативе Общества друзей газеты «Безбожник» и первоначально именовалась «Союз Безбожников». В 1928 году на II съезде Союза в название был добавлен эпитет «воинствующих» [6, с.278].

СВБ создавался для активной систематической и последовательной борьбы с религией во всех ее видах и формах [9, с.3]. Членом СВБ мог быть каждый трудящийся, проживающий в пределах СССР, достигший 14 лет и порвавший с религией. Лица, не достигшие указанного возраста, не моложе восьми лет, могли входить в союз, но без права решающего голоса. Детям предлагалось составлять группы юных безбожников. Первичной организацией СВБ являлась ячейка, строившаяся в основном по производственному принципу при фабриках, заводах, клубах, учреждениях, воинских частях, учебных заведениях и т.д. [9, с.10]. На районные, городские и окружные советы возлагалась задача непосредственного руководства и организации антирелигиозной работы применительно к местным условиям на основе планов и указаний вышестоящих советов, вербовка в члены СВБ, создание ячеек и антирелигиозных кружков, выполнение всех директив вышестоящих органов СВБ [9, с.23].

Первые немногочисленные ячейки Союза Безбожников в Тобольском округе появляются в 1925 г. Они были образованы при административном отделе, изоляторе, педагогическом техникуме, пивном заводе, пожарном депо. В 1926 г. из представителей этих ячеек создается городское бюро СБ. Председателем Тобольского городского совета Союза Безбожников являлся А.Г. Эристов, работавший в этой должности безвозмездно, как и все остальные его члены [1, с.109]. В деятельности СБ преобладала «умеренная линия», заключавшаяся в основном в решении организационных вопросов, сборе взносов, оформлении членских книжек, формировании уголков безбожника. Массовых антирелигиозных мероприятий не проводилось. Вербовка в члены Союза велась крайне слабо. К примеру, самой многочисленной считалась ячейка при административном отделе. Количество составляющих ее безбожников увеличилось с 1925 по 1928 гг. с 25 до 42 человек. В то же время число самих ячеек в городе сократилось с 6 до 2. [3, 7]

Поэтому не удивительно, что на заседании окружного организационного бюро СВБ, состоявшегося 18 декабря 1928 г., была отмечена крайне слабая, непродуктивная и плохо организованная работа тобольских городских ячеек. В частности, отмечалось, что представители ячеек не являлись на городские собрания, не уплачивали членских взносов, мало внимания уделяли организации уголков безбожника [3, 8].

Похожая ситуация наблюдалась и по всей Уральской области. В частности, Уральской областной антирелигиозной комиссией были подготовлены сведения о состоянии работы по области на 1 октября 1928 г. Из этих данных следует, что «союза как массовой организации не существует... сами ячейки существуют только номинально, члены пассивны, собраний не бывает, создавшись ячейки скоро разваливаются так как нет антирелигиозного актива. На рынке нет антирелигиозной литературы. Влияние СБ как общественной организации почти незаметно...» [2, с.59].

Подобные результаты работы не могли устраивать партийное и советское руководство. Переход к коллективизации и индустриализации поставил вопрос об окончательной ликвидации «религиозных пережитков», мешающих строительству социалистического общества. Так, И.В. Сталин в апреле 1928 г. на собрании актива московской организации ВКП(б) заявил: «Дело в том, чтобы связать широкую массовую антирелигиозную кампанию с борьбой за кровные интересы народных масс и повести ее таким образом, чтобы она, эта кампания, была поддержана массами» [7, с.50]. Ставится задача усиления деятельности СВБ, превращения его в массовую организацию. Так, II съезд СВБ требовал: «Не должно быть ни одного предприятия, ни одного совхоза, колхоза и части Красной Армии без ячейки СВБ, не должно быть ни одной школы без такой ячейки, не должно быть ни одного пионерского отряда без детской группы безбожников» [9, с.11].

Для исправления беспланового, «компанейского, праздничного» характера работы большинства ячеек СВБ, на заседании Агитпропколлегии Центрального Совета Союза Безбожников СССР, состоявшегося 2 декабря 1928 г. в Москве, были предложены практические мероприятия по усилению антирелигиозной пропаганды: 1. Создать Окружные Организационные Бюро Союза Безбожников; 2. Начать работу по созданию кадров антирелигиозников из партийцев. 3.Начать систематическое накопление основного фонда антирелигиозной литературы. 4. В интересах привлечения общественного внимания к антирелигиозным вопросам организовать ряд общедоступных лекций естественнонаучного характера. 5. Формы и методы антирелигиозной пропаганды дифференцировать в зависимости от национальных, экономических, бытовых, половых и возрастных условий [2, с.35].

На местах принятые решения были восприняты как руководство к действию. В середине декабря 1928 г. было образовано Тобольское Окружное Организационное Бюро СВБ, состоявшее из семи человек. Его председателем являлся служащий С.И. Павлов, секретарём – К.И. Моисеев. [1, с.30, 77]. Активную работу окружной СВБ начал с учреждения в Государственном музее Тобольского Севера антирелигиозного подотдела, который был назван «История религии в Тобольском округе». Экспонаты было решено разместить на месте бывшего алтаря [3, 13]. Целевой установкой подотдела являлось: доказать что не бог сотворил человека, а человек творил и развивал идею бога; выявить неизменно эксплуататорскую и реакционную роль духовенства всех времён и религий, в частности, контрреволюционную деятельность тобольского духовенства за последние десятилетия.

Группа экспонатов выставки «Православная Церковь и общественная жизнь последних десятилетий» составляла 16 фотографий и рисунков и 7 документов, в том числе карикатуры местного художника М.С.Знаменского на тобольского архиерея Ефрема (Рязанова), в «которых высмеивается алчность и пьянство последнего, как типичного представителя духовенства». Были представлены воззвания местных иерархов православной церкви, адресованные представителям Временного правительства. Причём воззвания были подобраны таким образом, чтобы наглядно продемонстрировать эксплуататорскую сущность православной церкви. Заканчивался подотдел серией снимков со вскрытия мощей святителя Иоанна Максимовича, которое произошло в Тобольске в 1922 г. Подписи под фотографиями гласили, что «вместо нетленных мощей» в гробу обнаружены неумело подобранные кости и череп в архиерейской митре» [8, с.44].

За два месяца существования подотдела через него прошло около 5000 человек посетителей путем организованных экскурсий. В основном это были профсоюзные организации Тобольских учреждений, школы города и ближайших сельских местностей, комсомольские и пионерские организации. Особенно много посетителей прошло в пасхальные дни, когда вход в музей был бесплатным. Только в первый день Пасхи антирелигиозный подотдел посетило 1200 человек [3, 45]. Союз Безбожников г.Тобольска возлагал на подотдел большие надежды в деле атеистической пропаганды в Тобольском округе. Планировалось в дальнейшем организовать на его основе целый музей, посвящённый истории борьбы с религией, который предполагалось разместить в кафедральном Соборе в случае его закрытия [8, с.45].

К началу 1929 г. была окончательно сформирована структура органов Союза Воинствующих Безбожников. Работой в общесоюзном масштабе руководил Центральный Совет во главе с Ем. Ярославским. На уровне области – Уральский областной Совет СВБ с центром в Свердловске (председатель – Б.Щепкин), в округах – Окружные Организационные Бюро. Так же в каждом городе и районе образовывались свои городские и районные Советы СВБ. Низовым подразделением в данной системе являлись ячейки на предприятиях, в учебных заведениях, организациях.

15 декабря 1928 г. в г. Свердловске состоялся первый Уральский Областной съезд Союза Воинствующих Безбожников. На съезде было запланировано завербовать в течение года 100 тысяч человек в члены СВБ. Самое многочисленное пополнение безбожных кадров ожидалось в Свердловском, Пермском, Тагильском, Челябинском, Златоустовском округах – по 7–9 тысяч человек в каждом. Безбожникам Тобольского округа предлагалось увеличить свои ряды на 3 тысячи человек (в среднем на район по триста человек).

Съезд также подвел итоги проделанной в области работы по антирелигиозной пропаганде и наметил дальнейшие пути ее развертывания. Было указано на недостаточное распространение по Уралу периодической безбожной литературы. Поэтому в числе практических мероприятий съезд постановил принять все меры к продвижению произведений подобного рода в рабочую и крестьянскую массу. В целях привлечения внимания советской общественности было принято решение о проведении трёх месячника антирелигиозной печати с 1 февраля по 31 апреля 1929 года [2, 55]. Тобольскому округу предлагалось распространить газету «Безбожник» в количестве 1000 экземпляров из расчёта минимум 10 экземпляров на сельсовет. Школы округа обязывали иметь в школьной библиотеке минимум по одному экземпляру журналов «Антирелигиозник», «Безбожник» и газету «Безбожник» [3, 17]. В местной прессе регулярно публиковались списки литературы, которую рекомендовалось обязательно прочитать руководителям ячеек, кружков и всем членам СВБ. В этот список входили «Антирелигиозный учебник для деревни», «Мысли о религии» И.И. Скворцова-Степанова, «Антирелигиозная хрестоматия» Гурева, «Библия для верующих и неверующих» Ем. Ярославского, «О религии» Г.В.Плеханова и др. [2, 41].

В конце апреля 1929 г. на заседании Президиума Областного Совета СВБ были подведены предварительные итоги трёхмесячника. Его участники пришли к выводу, что «распространение периодической антирелигиозной печати далеко недостаточно» [2, 167]. Тюменский окружной СБ сообщал, что несмотря на то, что «соцвосом закуплено и разослано по школам первой ступени 50 библиотечек и плакатов антирелигиозного содержания на 900 рублей» [2, 58] в целом работа по распространению антирелигиозной печати «продвигается крайне медленно… Никакой массовой работы и даже методов пассивной рекомендации литературы в торговых магазинах ГИЗа, киосках, на почте нет» [1, с.76]. Документы позволяют проследить выполнение этого задания по округам Уральской области в процентах к плану: Пермский округ – 29%; Златоустовский – 30%; Свердловский – 28%; Челябинский – 20%; Курганский – 20%; Тобольский – 16 %; Ирбитский – 26%; Тюменский – 9%; Ишимский – 11%; Шадринский – 23% [2, 167].

Таким образом, несмотря на весьма активную кампанию по распространению антирелигиозной литературы задачи, поставленные перед Тобольским окружным советом СВБ, не были решены. Население в своей массе не проявляло интереса к подобного рода изданиям. Также не удалось добиться расширения состава союза. Через три месяца активной работы по вербовке безбожных кадров численность СВБ Уральской области составила всего 9.428 человек [1, с.78].

Для повышения эффективности антирелигиозной пропаганды с 15 марта 1929г. в области начала свою работу широковещательная радиостанция. В ее программу был включен «антирелигиозный час». Один раз в неделю в рамках данной передачи по радио транслировались популярные лекции и передавалась информация, «имеющая общественный интерес и нужная ячейкам СБ при проведении ими работы в массах». Так, в апреле и мае были прочитаны лекции: «Чья вера лучше», «Сельскохозяйственные праздники и религия», «Мировое антирелигиозное движение», «Школа и учитель на антирелигиозном фронте» [1, с.79].

На первом Уральском Областном съезде Союза Безбожников было также уделено внимание факту абсолютного отсутствия антирелигиозного движения на селе. Делегаты Тобольского СВБ сообщили, что до сих пор не созданы районные Организационные Бюро в Обдорском, Берёзовском, Сургутском, Кондинском районах [3, 21]. Поэтому перед Окружными Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ставится задача «добиться немедленного оформления районных Оргбюро СБ и ячеек СБ не только в районных центрах, но и в деревне». В директивах из центра подчеркивалось, что формы и методы антирелигиозной пропаганды должны быть дифференцированы в зависимости от национальных, экономических, бытовых, половых и возрастных условии [2, 5]. В связи с этим областная методическая комиссия Уральского Областного отдела Народного Образования разработала рекомендации по проведению массовой безбожной работы на селе. Предлагалось организовывать серьезные и систематические занятия в антирелигиозных кружках с вовлечением в них возможно большего числа активных крестьян из бедноты, батраков и середняков. Был предложен перечень тем для обсуждения в таких кружках: «Крестьянство и религия», «Почему необходима борьба с религией», «Возникновение жизни и человека на земле», «Как и почему появилась у людей вера в бога», «Религия и сельское хозяйство», «Был ли Христос», «Религия земледельческих народов», «Религиозное и естественно-научное представление о вселенной и человеке» и т.д. [2, 41]. Сельскому населению пытались доказать, что «религия – это тормоз социалистического строительства и культурной революции» [2, 41]. В официальных же документах подчеркивалось, что такая массовая антирелигиозная работа необходима «в связи с оживлением за последнее время религиозного движения, попытками религиозных обществ перейти к широкой агитации» [2, 5].

Акт обследования работы Байкаловской районной организации СВБ от 11 мая 1929 г. констатировал абсолютное отсутствие какой-либо антирелигиозной деятельности в районе. Было установлено, что учет членов Союза и ячеек был поставлен чрезвычайно плохо. Состоялось лишь одно заседание районного Совета СВБ. По ячейкам не рассылались ведомости учета членов и членских взносов, не подводилась материальная база под антирелигиозную работу, не было вовлечено ни одного юридического члена в районную организацию. Несмотря на целый ряд соответствующих указаний со стороны Окружного Бюро СВБ продвижение антирелигиозной периодической и непериодической литературы не контролировалось со стороны Районного Совета СВБ. Был сделан вывод, что «практическая работа СВБ противоречит принципам антирелигиозной пропаганды» [3, 32].

Не лучшим образом складывалась ситуация и в других районах округа. Так, руководитель ячейки СВБ села Бегишевского Дубровского района шкраб Шишкин сообщил 28 апреля 1930 г. о том, что в районе партийно-общественные организации не уделяют внимания антирелигиозной работе. Кроме того, стало известно, что районное Оргбюро числится лишь на бумаге т.к. его члены, за исключением одного, давно из района выбыли [4, 11]. Сама организация безбожников по существу «не имеет лица», т.к. нет и не было кадров организаторов и пропагандистов [4, 11]. Шишкин сообщил, что в то же время в районе существует семь крестьянских православных и шестнадцать магометанских общин, которые имеют хорошие культовые здания. Руководитель ячейки отметил, что данные ошибки и просчеты связаны с тем, что в «разгар» кампании по агитации за выход верующих из общин началась коллективизация и работу, соответственно, пришлось проводить одновременно, причем «безбожниками было сделано то, чего делать было нельзя –коллективизацию начали со снятия колоколов» [4, 11]. В результате спешка и погоня за высокими процентами ясно отразилась на качестве работы. Она по определению самого Шишкина «довольно скверная». В деревне Трушниковой наблюдался случай, когда крестьяне единогласно проголосовали за выход из общины, «но поскольку разъяснительной работы было мало, некоторые ретивые «безбожники» на второй день чесали у себя затылки и думали «как же я отказался от бога?». Также Шишкин сообщал, что многие крестьяне интересовались, «не будет ли запрещено «веровать» и молиться в случае вступления в колхоз?» [4, 12]. Таким образом, несмотря на то, что в Дубровском районе, благодаря старанию наиболее активных безбожников, из семи церквей было закрыто шесть, быт деревенских жителей, их отношение к церкви осталось неизменным.

Сургутское отделение Союза Воинствующих Безбожников в своей антирелигиозной работе превзошло многие районы области. В 1930 г. по району насчитывалось восемь ячеек СВБ, из них в сельской местности 6, в райцентре – 2 (в том числе одна школьная). Всего в Сургутском районном СВБ числился 231 человек. Из них в Сургуте – 88 человек; в Тундрино – 26; в Покуре – 11; в Югане – 18; в Кушниково – 14; в Локосово – 7; в Пилюгино – 7; в школьных ячейках – 60 человек [4, 16]. По социальному составу среди членов ячеек было 15 рабочих, 12 батраков, 31 крестьянин середняк, 22 бедняка, 91 служащий, 35 юных пионеров. По постановлениям самого населения в районе передаются под культурные учреждения Сургутская церковь (оборудована под клуб, избу-читальню и кинотеатр), церкви в Юганске, Локосово, Тундрино, Покуре (под красные уголки). Силами профсоюзных организаций в райцентре было проведено три художественных антирелигиозных вечера с постановками на антирелигиозные темы. Кроме того, в антипасхальную кампанию организуется антирелигиозная демонстрация.

Но несмотря на кажущиеся успехи в деле борьбы с религией и церковью в Сургутском районе председатель районного Совета СВБ В.Б.Пакин в полугодовом отчёте сообщал, что антирелигиозная работа в районе проводится недостаточно и нерегулярно из-за слабой инициативы со стороны ячеек СБ и не всегда серьезного отношения к ней со стороны культурных организаций и политпросвет учреждений [4, 16].

Таким образом, проанализировав опыт работы СВБ Тобольского округа можно прийти к выводу, что данная организация, созданная с целью антирелигиозной пропаганды и борьбы с религиозным мировоззрением не смогла в полной мере справиться с поставленными перед нею задачами. Идеологи безбожного движения были склонны искать причину неудач в «слабом руководстве районными организациями и ячейками». Многочисленные конференции СВБ заканчивались одной резолюцией: во всех районах округа работа крайне слаба, советы не связаны с рабочей массой, не организуют их на борьбу с религией, не укрепляют кадры безбожников, не ведут систематической кружковой работы, не используют имеющуюся литературу, не продвигают печать в массы. Отмечалась слабость работы среди национальных меньшинств, молодежи и по антирелигиозному воспитанию в школе. В деятельность Союза не были включены врачи, учителя, агрономы и «другие культурные силы».

Причины неудач безбожного движения в Тобольском округе Уральской области видятся нам в первую очередь в невозможности изменить мировоззрение человека, его ценностные и жизненные установки в короткие сроки и с применением административных методов, посредством которых советская власть боролась с религиозной идеологией.

Библиографический список:

1. Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г.Тобольске» (далее-ГУТО ГА в г.Тобольске) Ф.709. Оп.1. Д.1.

2. ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф.709. Оп.1. Д.2.

3. ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф.709. Оп.1. Д.3.

4. ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф.709. Оп.1. Д.6.

5. Из резолюции первого Тобольского окружного съезда по народному образованию по докладу «Антирелигиозная пропаганда». 26 июня 1928 г. // Чёрные дни русского православия (Документы и материалы о притеснении служителей культа и религиозных объединений Тюменского края в годы Советской власти. 1917-1965 гг.) Тюмень, 1992.

6. Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР/ Д. Поспеловский. М., 1996.

7. Сталин И.В. Соч. Т.11.

8. Телишёв И. Бюллетень общества изучения края при Музее Тобольского Севера/ И. Телишёв. 1929. № 1-2. Январь-июнь.

9. Устав Союза Воинствующих Безбожников СССР (принятый II Всесоюзным съездом СВБ 10-16 июня 1929 года). М., 1930.

10. Щепкин И. Антирелигиозная пропаганда/ И. Щепкин // Уральская советская энциклопедия/ отв. ред. Я.Р. Елькович. Т.I. Москва-Свердловск, 1933.

Ю.А. Векшина

Челябинский государственный университет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: