Сознание есть способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности

Сознание, его структура и функции.

Цели: з нать данные современной науки о природе и структуре сознания, причинах его возникновения.

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.

В истории философии существуют 2 направления: материализм и идеализм.

Идеалисты отстаивают мысль о первичном сознании, рассматривают сознание как искру божественного разума, возникающего в тайнах человеческой души. Они утверждают, что сознание не имеет отношение к мозгу.

Материализм всегда боролся против этих утверждений и рассматривал сознание, как отражение мира в мозге человека, как функционирование особым образом организованной материей. На ранних стадиях развития философии и категории сознания еще не говорили, а употребляли термин «душа».

Например, Пифагорейцы понимали душу как бессмертное существо, падшее в земной мир и в наказание заключенное под страну «в темницу» тела. Душа трактовалась как гармония или число. Разумно то, что подчинено математической закономерности. Наша душа разумна в той мере, в какой она приобщена к этой закономерности.

Гераклит трактовал душу (психея), как огненное, огонь – одухотворяющее, мудрое и благородное начало, а вода низменна. Дух представляется в виде пламени, горящего тем ярче и сильнее, чем интенсивнее духовная жизнь человека.

Атомисты считали, что душа состоит из мелких и крупных атомов. Душа, то что доставляет живым существам движения.

Для всей ранней философии характерно безличное понимание. Душа – она лишена неповторимости и индивидуальной человеческой личности. Платон впервые выделил понятия идеального как противоположности материализму. Душа – вечная идея, бессмертная сущность, отделенная от тела. Он делит ее на части, следовательно, разумная обращена к идеям – адекватно – волевой разум, а чувственная – обращенная к вожделению.

Все позитивные достижения того времени обобщил Аристотель в трактате «О душе». Он дает анализ различных сторон психики. Душа и тело неотделимы друг от друга, душа сущность тела. Впервые отчетливо сформулировал идею развития применительно к психике. Аристотель выделяет 3 вида души: растительная (для растений), животная (для мира животных) и разумная (для человека).

Большой вклад в разработку проблемы внес Декарт. Он признавал существование 2х субстанций – души и тела. Душа или дух превращается в специальный принцип сознания. В душе совершается раздвоение жизни: переживание и познание мысли и сознания. сознание он отождествляет с мышлением.

Локк считал, что сознание есть «восприятие» того, что происходит у человека в его собственном уме.

Фр. материалисты понимали сознание как способность или функцию мозга, отражение действительности. Дидро сравнивал мозг с воском, способным принимать различные формы. Ламетри, Гельвеции и Гольбах сравнивали его с музыкой, а мозг с ролями. Кант исходил из принципиального отличия сознания и бытия. Они представляют собой замкнутый, чуждый друг другу мир. сознание самостоятельно по отношению к внешнему миру и независимо от действительности.

Гегель проследил развитие сознания в соответствии с событием мировой истории.

Проблема сознания ставится и в современной западной философии. Экзистенциализм исходит из единичного человеческого существования, которое характеризуется как комплекс отрицательных эмоций: озабоченность, страх, приближение смерти. Чтобы осознать себя как нечто существующее, человек должен оказаться в пограничной ситуации (например, перед лицом смерти), постижение мира осуществляется путем интуиции, экзистенциального озарения. Неопозитивизм исключает из рассмотрения вопрос об отношении сознания к внешнему миру. Они считали, что мы черпаем наши знания из опыта, а опыт – это наши же ощущения, переживания. Значит, мы черпаем наши знания из самих себя. Ученого они уподобляли пауку: он выпускает из себя паутину знаний и ткет узоры науки.

Смысл проблемы сознания и трудности ее решения

Сознание – поразительный феномен Вселенной. В сознании величайшая сила человека и его величайшая печаль: в том, что человек в отличие от животных знает о своей будущей смерти. Благодаря сознанию («иметь сознание» значит «быть со знанием») мы и знаем, как многообразен и бесконечен мир, и понимаем, как мы слабы и как мало можем знать (древние: «во многом знании многие печали»).

Сознание часто мешает нам – представьте, что вы быстро бежите по лестнице, автоматически переставляя ног, но стоит сознанию вмешаться, стоит вам подумать: «как это я бегу и безошибочно, не глядя, попадаю на нужную ступеньку?» и вы тут же споткнетесь и можете упасть. Спасаясь от злой собаки, вы можете перемахнуть через высокий забор, но если сознание вмешается в этот момент, оно вам скажет, что через этот забор перепрыгнуть нельзя, слишком высоко – и вы не перепрыгните. Один исследователь уверяет, что люди умеют летать, но сознание мешает, оно внушает страх, и человек начинает думать: а вдруг упаду? И, конечно, падает или вообще отказывается прыгать.

И в то же время сознание – великая сила, оно дает человеку второй мир – идеальный мир. Прежде чем что-то сделать, человек сначала мысленно представляет себе это дело и его последствия. У него есть много таких моделей действий, ощущений, моделей, с помощью которых он ориентируется в мире.

Например, вы можете отчетливо представить себе, как пахнет горячий свежий хлеб. Да так отчетливо, что потекут слюнки. У вас в сознании есть идеальная модель запаха свежего хлеба. Есть модель зубной боли: можно ведь представить себе, как болит зуб, да так явственно, что он действительно может заболеть. Есть модель боли от укола иглы или удара током, и поскольку у вас есть такая модель, вы стараетесь пальцы в розетку не совать.

Любое действие вы сначала проигрываете в голове, а уже потом что-то предпринимаете. Любую цель и любые последствия сначала стараетесь представить себе наглядно – как, например, будет выглядеть лицо вашей матери, когда вы ей скажете о том, что ее приглашают в институт для разговора о ваших успехах, как будет выглядеть ракета, которую вы собираетесь сколотить из досок для полета на Луну и т.д.

У каждого из нас есть идеальный образ, идеальная модель человека вообще, и потому, когда мы идем по улице, мы не вглядываемся в каждого встречного прохожего. Но если из-за угла выйдет кто-нибудь с тремя головами, - мы насторожимся, ибо это не соответствует нашему идеальному образу.

Но есть и более «серьезные» модели – модель атома, модель Вселенной, модель электрического напряжения, структурная модель любого органического вещества – бензольного кольца, например. Вообще все законы науки – это идеальные модели мира. Т.о., у каждого человека есть огромное количество таких идеальных моделей (действия, ощущения, мысленные модели окружающего мира и т.д.) в совокупности они составляют идеальный мир, с помощью которого мы ориентируемся в окружающем материальном мире, можем внедриться в этот мир, раздвинуть его, увидеть его сущность, которая никаким иным образом, кроме как через наши идеальные модели, нам не дана. У столяра есть большой набор идеальных моделей табуреток, столов, оконных рам. У химика – идеальные модели химических реакций, соединений, валентности и т.д.

Эксперимент: подумайте о чем-нибудь (например, как вы отвечали на семинаре). А теперь попробуйте проанализировать, как именно вы думали об этом. Сразу же оказывается, что ответить «как» - совсем не просто. Может быть, вы увидели картинку перед глазами, услышали внутренним сознанием голос преподавателя, или то и другое одновременно и т.д. Разобраться в этом сложно. К тому же ваше воспоминание заняло несколько секунд, в то время как само выступление длилось минут десять.

Обратившись внутрь сознания, мы сразу же попадаем в какое-то другое измерение действительности, на которое обычно совсем не обращаем внимания, чисто практически пользуясь его проявлениями и плодами.

Еще один опыт: посмотрите внимательно на какой-нибудь предмет (например, цветок). А теперь отвернувшись, постарайтесь представить его. Вы получите образ, который называется единицей сознания.

Давайте определим, чем образ в вашей голове отличается от реального предмета. Те черты, которые мы найдем, будут характеристиками идеального, того особого качества, которым обладает наше сознание по сравнению с внешним миром.

1. Идеальный образ принадлежит самому субъекту (можно придать предмету другой цвет, форму и т.д.) Значит, идеальный образ субъективен по способу своего бытия. Однако это образ реального предмета. Стало быть, содержание образа достаточно объективно. Образ свидетельствует о том явлении, которое есть независимо от нас. Но, в идеальных образах бывает разная степень объективности и субъективности (даже вместе глядя на один и тот же предмет, люди воспринимают его по-разному).

2. Идеальный образ, пребывающий в нашем сознании не обладает физическими и химическими характеристиками (пощупать реальный цветок можно, а тот, который живет в сознании – нет).

Идеальные образы незримы, неощутимы, они не являются частью нашего организма, имея совсем другую природу. Будучи невещественным, идеальный образ не имеет пространственных координат.

Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем набодобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи

Сознание – весьма сложное, многогранное, многоаспектное явление, возникающее лишь на определенном этапе развития живой природы. Феномен сознания в силу в своей многогранности изучается различными науками (философией, психологией, нейрофизиологией, психиатрией, биофизикой, юриспруденцией, информатикой, кибернетикой), каждая из которых склонна определять его сообразно своим целям и интересам, каждое из этих определений оказывается при этом неполным или односторонним.

Сознание – способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах.

Сознание – сложное системное образование, совокупность разнородных идеальных процессов – мыслительных, чувственных (ощущения, восприятие, представления, эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания, - достигается за счет таких качеств, как его связность и согласованность.

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенапрвленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Сознание - высшая форма отражения реальной действительности, представляющая собой совокупность психических процессов:

- позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности;

- обеспечивающих преемственность опыта, единства и многообразия поведения.

Сознание есть способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.

В клинической практике о состоянии сознания судят по ориентированности:

- во времени и месте пребывания;

- в окружающих лицах и в собственной личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: