Закупочная цена

Закупочная цена — вид оптовой цены, применяемый при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке. Закупочные цены дифференцируются в зависимости от качества продукции и с учётом географической сегментации рынка. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 закупочная цена определена как цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.

Принципы ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

Важнейшими принципами ценообразования являются:

· научность обоснования цен;

· целевая направленность цен;

· непрерывность процесса ценообразования;

· единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

33. Конкурентоспособность России в мировой экономике.

Успех следующих этапов рыночных реформ в российской экономике во многом будет зависеть от того, насколько удается совместить положительные стороны конкуренции возникающих агентов рынка с устойчивостью интеграционных процессов в развитии экономики. Анализ первых шагов рыночных преобразований в производственной сфере показал, что наиболее устойчивыми и достаточно легко приспосабливающимися к быстрым изменениям окружающей экономической среды оказались предприятия, занимающие монопольное положение на рынке. Однако известно, что монополизм в любой экономической системе достаточно быстро приводит к научно-техническому застою и к снижению эффективности использования трудовых или природных ресурсов.

Конкуренция агентов рыночной экономики создает стимулы для:

1) снижения себестоимости (издержек производства) и потребительских цен;

2) обеспечения более высокого уровня качества и надежности производимых товаров и, соответственно, более полного удовлетворения существующих потребностей в известных продуктах;

3) открытия новых потребностей и способов их удовлетворения для создания новых типов продуктов.

Проблема создания конкурентной среды остается одной из наиболее острых в российской экономике. Нынешнее состояние рынков России как федерального, так и регионального уровней можно охарактеризовать как смесь элементов остаточного монополизма и атомизированных фирм. Такое сочетание, по современным представлениям, является наименее эффективным и дееспособным.

Произвести конкурентоспособную продукцию или повысить конкурентоспособность фирмы — весьма трудные, но вполне решаемые в условиях рыночной экономики проблемы. Однако повышение конкурентоспособности отдельной отрасли или целой страны на мировой арене требует решения целого комплекса долгосрочных задач. Рассчитывать на прорыв на мировые рынки готовых и наукоемких изделий Россия может, лишь резко сократив издержки производства, повысив производительность труда и эффективность материального производства. Возродить экономическую мощь России нельзя без интеграции в мировую экономику, но этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья. Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала. Основой для этого процесса служит пока еще уцелевший высокий интеллектуальный потенциал российского народа. Совершенно очевидно, что назрела необходимость стимулировать развитие высокотехнологичных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям в ближайшей и долгосрочной перспективе. Приоритетное развитие этих отраслей поможет России занять достойное место в международном разделении труда и значительно повысить свою конкурентоспособность как в целом на мировом рынке, так и на отдельных товарных рынках.

34. Международное инвестиционное сотрудничество и механизм его регулирования.

Инвестиционное сотрудничество в развитии и выпуске экспортной продукции происходит при наличии двух главных факторов: побудительных мотивов и эффективного регулирования. Каждый процесс вложения средств осуществляется и развивается в специфических внутренних и внешних социально-экономических и политических условиях. В настоящее время процесс инвестирования в развитие и выпуск экспортной продукции бурно развивается. Закономерным фактором осуществления внешнего инвестирования является экономическая стабильность. Существует четкая взаимосвязь между экономическим ростом ми темпами поступления прямых иностранных инвестиций.

В зависимости от направления инвестиций подразделяются на реальные (инвестиции в материально-вещественные значимые активы - землю, постройки, оборудование) и финансовые (не связанные с материально-вещественной формой, существующие в виде записей на счетах предприятий и в электронном виде). В развитии и выпуске экспортной продукции участвуют и реальные и финансовые инвестиции. Прямые инвестиции - вложения, дающие право собственности, возможность влиять на стратегию корпорации. Прямыми признаются инвестиции, когда иностранный собственник владеет контрольным пакетом акций.

Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:

- привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);

- регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

- привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

- создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

Механизм управления и регулирования внешнеэкономических связей осуществляют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.

Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции:

· выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;

· разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;

· осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;

· сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;

· подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;

· координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;

· осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

35. Инвестиционный климат страны, его формирование и значение для привлечения иностранных инвестиций.

Инвестиционный климат - это политическое, социальное и экономическое положение в стране, которое с точки зрения потенциальных инвесторов (государственных и частных) является доходным, и они вкладывают в ее экономику свои капиталы, чтобы способствовать их эффективному использованию, если государство при этом дает гарантию сохранения и свободную репатриацию прибыли.

Структурно инвестиционный климат страны определяется инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском.

Инвестиционный потенциал страны характеризуется совокупностью макроэкономических показателей (темпы экономического роста, соотношение потребления и сбережений, ставка ссудного процента, доходная норма прибыли, уровень и динамика существующей инфляции, потребительский спрос населения), а так же наличием и соотношением факторов производства, развитостью инфраструктуры. Проводя инвестиционный анализ можно заблаговременно охарактеризовать его потенциал.

Инвестиционный риск страны характеризуется уровнем неопределенности теоретического прогноза относительно получения прибыли в будущем от инвестиций. Риск ПИ (прибыль инвестиций) включает политическую, экономическую и социальную составляющие.

Вышеуказанное позволяет сформулировать стандартный минимум требований, выполнение которых позволяет определить инвестиционный климат как благоприятный:

— стабильная общеэкономическая и политическая ситуация;

— достаточно безупречная законодательная база;

— наличие развитой инфраструктуры, призванной обеспечить эффективный инвестиционный процесс.

Для большинства стран (особенно крупных и имеющих федеративное устройство) актуальным и практически значимым для инвестора являются оценки инвестиционного климата (инвестиционной привлекательности) регионов. Так, I.A. Бланк приводит комплексную оценку инвестиционной привлекательности регионов, которая предполагает размещение регионов по пяти синтетическими показателями с учетом их значимости:

1) уровень общеэкономического развития региона (7 аналитических показателей) - 35%;

2) уровень развития инвестиционной инфраструктуры региона (5 аналитических показателей) - 15%;

3) демографическая характеристика региона (4 аналитических показателя) - 15%;

4) уровень развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры региона (6 аналитических показателей) - 25%;

5) уровень криминогенных, экологических и других рисков (4 аналитические показателя) - 10%.

36. Иностранные инвестиционные институты в России.

Общая схема участников инвестиционного рынка выглядит следующим образом:

1. Российские предприятия, на производственной базе которых реализуются инвестиционные проекты. Они вкладывают свои финансовые средства и основные фонды: здания и производственные помещения, технологическое оборудование, землю, на которой расположено предприятие, включая свободные участки под создание новых производственных мощностей, квалификационный персонал.

2. Инвесторы - банки и другие финансовые организации - российские и зарубежные, осуществляющие кредитование проекта и взаиморасчеты между его участниками.

3. Зарубежные компании, предоставляющие технологии и оборудование, свои сбытовые сети на мировом рынке, управленческий опыт, опыт подготовки и переподготовки персонала.

4. Проектные и строительные организации, обеспечивающие выполнение проектных и сторительно-монтажных работ.

5. Администрация - федеральная, региональная, отраслевая. местная, создающая определенный налоговый режим для участников инвестиционного процесса.

Каждый участник инвестиционного рынка играет определенную роль в инвестиционной деятельности, принося в нее то, чем богат - природно-географические, людские, производственные, организационно-управленческие возможности, финансовые средства.

Использование перечисленных возможностей требует понимания их роли в инвестиционном процессе.

Отсутствие у многих российских руководителей элементарных знаний о российских и международных организациях, осуществляющих инвестиционное сотрудничество с российскими предприятиями, о порядке “доступа” к их кредитным линиям и предъявляемых ими требованиях является одной из причин того, что в условиях острой нехватки инвестционных ресурсов даже выделенные этими организациями кредиты используются не полностью. На преодоление этих барьеров, стоящих на пути между руководителями российских предприятий и финансовыми институтами, и посвящена настоящая тема.

37. Свободные экономические зоны как инструмент привлечения иностранных инвестиций и обеспечения инновационно-технологического развития.

Свободные экономические зоны — специально выделенные территории с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами, в которых поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капиталом производственная торговля и иные виды предпринимательской деятельности, развитие экспортного капитала.

Цели создания свободных экономических зон могут быть:

· придание импульса экономического развития окаймляющему региону с активным использованием иностранных инвестиций;

· рост экспортного потенциала территории страны;

· организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортзаменяющих товаров;

· освоение современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, отработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.

С функциональной точки зрения свободные экономические зоны можно подразделить на:

· внешнеторговые, где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством;

· технологические парки и технополисы, ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий;

· комплексные производственные зоны, ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники),

· оффшорные зоны, где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т.д.

На территориях свободных экономических зон может применяться режим свободной (беспошлинной) таможенной зоны.

В промышленно развитых странах СЭЗ часто создавались для оживления мелкого и среднего бизнеса в районах, затронутых экономической депрессией, и были направлены на выравнивание межрегиональных различий. Создаваемые в них мелкие и средние предприятия получали максимальные налоговые льготы. Таким образом, в развитых странах СЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики, в тех регионах, где необходимо повышение уровня экономического и социального развития.

В качестве критериев при выборе территории для создания особой экономической зоны используется уровень безработицы и уровень денежных доходов населения.

В отличие от промышленно развитых стран развивающиеся страны делали акцент на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы, достижение более высокого уровня индустриализации.

38. Иностранный капитал на российском фондовом рынке и его государственное регулирование.

Российский фондовый рынок является одним из самых динамично развивающихся национальных фондовых рынков. По своей капитализации ещё несколько месяцев назад он уверенно занимал лидирующие позиции среди фондовых рынков Центральной и Восточной Европы. В январе 2007 года совокупная капитализация российского фондового рынка достигала 1,1 трлн. долларов США, что соответствует национальному ВВП РФ и составляет около 2,0% от капитализации мирового фондового рынка.

По классификации Международной финансовой корпорации, российский фондовый рынок относится к развивающимся фондовым рынкам (так называемым, «emerging markets»). Основными характеристиками, описывающими особенности функционирования и развития развивающихся фондовых рынков, исходя из данной классификации, являются:

· Низкая ликвидность рынка;

· Высокая концентрация – как по локализации фондовых площадок в стране, так и по количеству эмитентов, на долю ценных бумаг которых приходится львиная доля оборотов торгов;

· Слабый уровень развития рыночной инфраструктуры;

· Общая неразвитость рыночных институтов в данной стране;

· Относительно высокий уровень риска фондовых операций;

· Низкая капитализация рынка; как правило, говорят о низком уровне капитализации рынка по отношению к общемировой капитализации;

· Высокая рыночная волатильность;

· Неразвитость нормативного поля профессиональной деятельности на фондовом рынке.

Применительно к российскому рынку, можно выделить ряд отдельных характеристик, позволяющих относить его к категории развивающихся:

Во-первых, неравномерность в изменении капитализации: имеет место скачкообразное изменение как масштабов рынка в абсолютных значениях, так и относительной доли соответствующих показателей в общемировой системе сопоставления;

Во-вторых, российскому рынку свойственна высокая доходность, сопряжённая с высокими рисками, финансовой и экономической нестабильностью и подверженностью кризисам;

В-третьих: относительно неразвита денежно-финансовая и банковская инфраструктура, при этом высока доля участия государства на кредитном рынке;

В-четвёртых, отечественному рынку присуща низкая капитализация рынка акций, его олигополистичность, ограниченное число компаний с котирующимися ценными бумагами;

В-пятых, одной из наиболее существенных характеристик является высокая зависимость состояния и развития рынка от притока-оттока иностранного капитала, от масштабов участия нерезидентов и банковского кредита;

В-шестых, в отличие от развитых рынков с их огромными внутренними финансовыми рынками, которые обеспечивают внутренние потребности, а внешние ресурсы являются дополнительными, внутренний финансовый рынок РФ узок и слаб. Российский рынок поддерживается зрелыми рынками;

В-седьмых, относительно слабо развитым (за редким исключением) является ассортимент рыночных инструментов, в том числе практически отсутствует такой сегмент рынка, как срочный рынок;

В-восьмых, отличительной особенностью российского фондового рынка является законодательное ограничение участия коммерческих банков в широком спектре фондовых операций;

Также стоит отметить существенную взаимозависимость российского фондового рынка и прочих «emerging markets», а в совокупности от развитых рынков и относительно макроэкономической нестабильности; “однобокость” экономики рынка, прежде всего, ярко выраженный сырьевой уклон рынков, с доминированием нефтегазовых компаний; низкую информационную прозрачность и слабую защиту инвесторов. Особенным, помимо прочего, является и регулирование деятельности на фондовом рынке.

39. Соглашение о разделе продукции и концессии как инструменты активизации инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики.

Соглаше́ние о разде́ле проду́кции (СРП)— особый вид договора об учреждении совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключённым между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определённой области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения.

Полномочия государственной стороны основываются:

  • на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами применимого законодательства, регулирующего операции с ископаемыми ресурсами, в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии, или
  • на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции с ископаемыми ресурсами на всей территории страны без определённых обязательств.

40. Венчурное инвестирование: содержание, отечественный и зарубежный опыт его развития.

Венчурное инвестирование — это вложение денежных средств или материальных активов в развитие начинающего бизнеса. (Венчурное инвестирование применяется по отношению не к обычному бизнесу, связанному с торговлей или оказанием услуг, а, как правило, используется для реализации высокотехнологичных бизнес-проектов).

Инвестирование венчурных предприятий получило широкое распространение на Западе в 80-90-х годах XX в. В частности, в США всплеск активности с акциями венчурных предприятий произошел после снижения ставки налога на прирост капитала в результате операций с ценными бумагами с 49,1% (1969 г.) до 20% (1980 г.). В 1996 г. объем инвестиций венчурного капитала в США составил 6 млрд. долларов, в Европе - 8 млрд. долларов[4,с.236]. По данным Library House, исследовательского центра в Кембридже, в 2006 году инвестиции венчурного капитала в Китай составили 2,9 млрд. долларов. Это позволило Китаю обойти Британию (2,8 млрд. долларов) и занять второе место в мире. Лидером по-прежнему являются США - 28,4 млрд. долларов.

В западных странах большую роль в процессе венчурного инвестирования играет участие правительств. С одной стороны, оно демонстрирует желание и способность государства разделить риски с коммерческими инвесторами и понимание необходимости сохранения национальных частных капиталов на рынке своей страны, с другой стороны, такое участие стимулирует привлечение в реальный сектор экономики общественных средств.

Главные рычаги воздействия правительства на венчурное предпринимательство - формирование законодательства и финансовое стимулирование венчурного предпринимательства. Обе эти задачи взаимоувязаны, так как формы финансового стимулирования и поощрения закрепляются законами, прежде всего законом о государственном бюджете. Финансовое стимулирование заключается в вырабатываемых правительством различных схем финансирования венчурных предприятий применительно к разным этапам их развития и в разных формах организации, грантов, льгот, гарантий под банковские кредиты и т.д.

В развитых зарубежных странах венчурная индустрия существует уже более 60 лет, и давно уже отработан механизм финансирования рисковых инновационных проектов. В России же, несмотря на то, что венчурные фонды в нашей стране действуют с начала 90-х, так и не удалось создать реально действующую систему венчурного финансирования. Этому помешал и августовский кризис 1998 г., закрывший многие действующие и планирующиеся венчурные фонды, и непродуманная политика государства в сфере законодательного регулирования венчурного финансирования. Сейчас в России венчурный бизнес начинает развиваться, но процесс движется довольно медленно - сказывается влияние факторов, оказывающих воздействие на все бизнес-процессы в стране: высокие темпы инфляции, упор на краткосрочные инвестиции, слабая юридическая и судебная база. Но именно в России развитие данного направления является актуальным по трем основным причинам:

1. данный механизм позволяет сократить отставание по многим составляющим экономического благополучия;

2. Россия "насыщена" огромным количеством инновационных идей;

3. в России значителен объем частного капитала (а именно он зачастую становится основой инвестирования венчурных проектов)

Венчурный капитал играет огромную роль во всем мире, позволяя коммерциализировать передовые идеи, поддерживать существующие и создавать новые компании и даже целые отрасли (персональные компьютеры, сотовая связь, программное обеспечение, биотехнология и т.п.). В России развитие этого финансового инструмента сегодня сталкивается с очень большими трудностями, обусловленным тем, что для деятельности венчурного капитала необходим принципиально более высокий уровень развития многих институтов рынка и (или) существенно большая интеграция в мировой рынок. Основными преградами для успешного развития венчурного бизнеса в России сегодня являются:

1. Несовершенство законодательной базы в части защиты интеллектуальной собственности, авторских прав как инвестора при реализации венчурного проекта, так и разработчика проекта;

2. Отсутствие достаточного количества высокотехнологичных венчурных проектов с хорошей проработкой;

3. Недостаточная государственная поддержка развития венчурного инвестирования;

4. Недостаток вложений в венчурные проекты в России;

5. Отсутствие льготного налогообложения.

Рекомендуемая литература:

1) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. http://www.constitution.ru

2) Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 2009-2012 гг. // http://президент.рф

3) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11. 2008 г. №1662-р.

4)Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. 3-е переработ. изд-е. /Под ред. В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2006.

5) Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики. – М.: Экономика, 2013.

6)Мировая экономика и международный бизнес: Учебник. /Под ред. В.В. Полякова и Р.К. Щенина. – М.: Изд-во КНОРУС, 2005.

7)Мировое хозяйство и Международные экономические отношения. Учебник МГИМО под редакцией А. Булатова и Н.Ливенцева. – М.: Магистр, 2009.

8)Мировая экономика: Учеб. пособие – М.: Изд-во Дашков и К, 2010.

9) Международные экономические отношения: Учебное пособие / Под ред. В.Л. Абрамова, О.Д. Абрамовой. – М.: Изд-во РАГС, 2011.

10) Приоритеты и ценности социально-экономической политики стран Евросоюза. Учеб. пособие под ред. Н. Шмелева, В. Перской. – М.: РАГС, 2008.

11) Экономическая теория. Учебник под ред. В.И. Кушлина. – М: Изд-во: РАГС, 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: