Юридические лица как субъекты гражданского права

(общие положения).

Юридическое лицо - это организация, которой присущи совершенно определенные обязательные юридические признаки: наличие у организации обособленного имущества в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении; самостоятельная имущественная ответственность; выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени; организационное единство.

Существуют также дополнительные (формальные) признаки, производные от главных: наличие самостоятельного баланса или сметы, расчетного счета, печати.

Способами создания юридического лица являются:

1) явочно-нормативный (юридическое лицо создается на основании волеизъявления учредителей);

2) разрешительный (необходимо получить предварительное разрешение от органов власти).

Несмотря на то, что юридические лица создаются по воле учредителей, государство контролирует данный процесс, требуя проведение обязательной государственной регистрации юридических лиц. В качестве учредителей могут быть любые физические и юридические лица.

В соответствии с ст. 51 ГК РФ государственная регистрация осуществляется органом юстиции.

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" определено, что моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

По общему правилу, для регистрации юридических лиц необходимы следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 №319 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Деятельность незарегистрированной предпринимательской организации запрещается, а полученные доходы от такой деятельности взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет. На основании ст. 171 УК РФ лицо (лица), осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации, подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Отказ в регистрации организации возможен только по следующим основаниям:

а) непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Никаких ссылок на «нецелесообразность» или на отсутствие каких-либо других документов (справок, гарантийных писем и т.п.) - быть не может.

Отказ в регистрации может быть обжалован в суд с требованием возмещения убытков, нанесенных в результате незаконного отказа в регистрации организации. Более того, за неправомерный отказ или уклонение от регистрации предпринимателя либо коммерческой организации наступает уголовная ответственность по ст. 169 УК РФ.

Юридическое лицо прекращается на основании следующих способов:

1) Реорганизация юридического лица (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации);

2) Ликвидация юридического лица.

Порядок прекращения юридического лица зависит от оснований, по которым производятся эти процедуры, а также от организационно-правовой формы. Причем, следует обратить внимание на то, что Общие нормы прекращения юридического лица изложены в ГК РФ, а специальные - в специальных законах (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (гл. VIII), «Об акционерных обществах» (гл. II)).

Как указывают ст.ст. 57, 58 ГК РФ реорганизация осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Необходимо отметить, что при реорганизации происходит универсальное правопреемство, т.е. все права и обязанности реорганизуемого лица переходят новому юридическому лицу. Решение о реорганизации в любой из установленных форм вправе принять само юридическое лицо добровольно. Однако в формах слияния, присоединения, преобразования (п.3 ст. 57 ГК РФ) добровольная реорганизация возможна, но с предварительного согласия государственных органов только в предусмотренных законом случаях. И только две формы реорганизации (разделение и выделение) могут быть осуществлены против воли юридического лица на основании решения уполномоченных государственных органов (это касается в первую очередь ситуации, если субъект занимает доминирующее положение на рынке и существенно ограничивает конкуренцию) и решения суда.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации же юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Ст. 58 ГК РФ определяет документы, на основании которых осуществляется правопреемство при реорганизации:

передаточный акт - при слиянии, присоединении, преобразовании;

разделительный баланс - при разделении, выделении.

Процедуры, направленные на обеспечение прав кредиторов реорганизуемого юридического лица и гарантий их соблюдения предусмотрены ст. 60 ГК РФ. Кредиторов необходимо письменно уведомить о реорганизации юридического лица. При этом кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать:

* прекращения исполнения обязательства

* досрочного исполнения обязательства

* возмещения возникших убытков.

При процедуре ликвидации юридическое лицо прекращается без правопреемства (ст. 61 ГК РФ). Возможны два варианта ликвидации: добровольная и принудительная.

Добровольная ликвидация осуществляется на основании решения учредителей или уполномоченного на то органа юридического лица.

Принудительная ликвидация осуществляется на основании решения суда:

* при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

* при неоднократном или грубом нарушении закона или иных правовых актов;

* при осуществлении деятельности, которая не соответствует уставным целям (для общ. организаций и фондов);

* в результате признания юридического лица банкротом (ст. 65 ГК РФ), что это касается коммерческих организаций (кроме казенных предприятий) и потребительских кооперативов, фондов.

Причем, основания для принудительной ликвидации юридического лица могут быть установлены только самим Кодексом.

Порядок ликвидации приводится в ст. 62, 63 ГК РФ.

Юридическое лицо считается прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п.8 ст. 63 ГК РФ).

Прекращение юридического лица при банкротстве регулируется Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Однако банкротство - это не обязательно ликвидация юридического лица, т.к. ликвидация в результате банкротства может привести и к неблагоприятным последствиям: рост безработицы, рост социальных выплат безработным и членам их семей, в конце концов, социальный взрыв. Поэтому прежде чем ликвидировать юридическое лицо, применяются предупредительные меры, предусмотренные законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: