Уровни профессионализма учителя

В нашей предыдущей публикации мы описали 8 типов проявления учителями своих особенностей в пространстве педагогического труда (см. «Школьный психолог», № 3, 2000 г.).
В процессе исследований мы пришли к выводу, что поведенческие проявления каждого типа учителя связаны с особенностями профессионального самосознания, а точнее — с уровнями его развития. Низкие уровни коррелируют с нарушениями эмоционально-волевой сферы, гибкости поведения, саморегуляции. То есть вполне обоснованно можно утверждать, что недостаточное развитие самосознания связано с нарушениями психологического здоровья учителя (в том смысле, как оно понимается И.В. Дубровиной, Л.М. Митиной), что в свою очередь оказывает влияние на весь процесс педагогического труда.
Динамика развития профессионального самосознания учителя отражается в прохождении следующих уровней: регулятивно-прагматического, эгоцентрического, стереотипно-зависимого и субъектно-универсального. (Предлагаемая уровневая классификация в некоторых чертах совпадает с иерархией уровней смысловой сферы личности, разработанной Б.С. Братусем.)
Опишем эти уровни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: