Известно, что на такое отношение большинство людей отвечают взаимностью. Люди становятся мягче, добрее, откровеннее, испытывают большее доверие к собеседнику и, таким образом, легче поддаются его влиянию.
Чтобы расположить покупателя к себе, нужно дать ему почувствовать, что он, с его интересами, заботами, небезразличен продавцу. Обслуживая очередного покупателя, продавец на какое-то время должен выделить его из общей массы людей. Лучше всего это достигается прямым открытым взглядом в лицо, а точнее — в глаза человека.
Особая роль в установлении эмоционального контакта с покупателем принадлежит улыбке. О ее пользе немало сказано и спето. И тем не менее уместность так называемой служебной улыбки продолжает вызывать сомнение у многих работников, особенно у молодежи. В самом деле, не является ли служебная улыбка проявлением лицемерия, неискреннего отношения к человеку, который по сути дела не дает продавцу никаких оснований для чувств, выражающихся в улыбке? А коль скоро покупатель, обратившийся к продавцу, понимает все это, будет ли улыбка действовать на него положительно?
|
|
И все же служебная улыбка "работает". Вот как об этом пишет Даниил Гранин от лица своего героя, путешествующего по Японии: "Как-то под вечер я попал в огромный универмаг. Девушка у эскалатора радостно поклонилась, приветствуя мое появление. Она приветствовала каждого входящего, эта была ее работа, но мне было наплевать, я не собирался ни с кем делиться ее улыбкой и нежными словами, которые она сказала мне".
Секрет действия служебной улыбки состоит в том, что она вносит в общение личный компонент и тем самым накладывает на участников целый ряд моральных обязательств и ограничений. Повышается уровень значимости контакта. Улыбающегося тебе человека труднее обидеть, оскорбить. Улыбка незнакомому человеку отнюдь не лицемерие — это своеобразный аванс, предложение определенного стиля отношений, "уведомление" о благоприятном прогнозе контакта с человеком.
Разумеется, улыбка уместна не всегда: в напряженной ситуации она может быть воспринята покупателем как насмешка и только обострить отношения. Иногда полезнее продемонстрировать серьезное и сосредоточенное отношение к обслуживанию. Улыбка же должна быть естественной и гармонировать с обстановкой и настроением продавца.
Однако легко быть вежливым и радушным с людьми, отвечающими тем же или хотя бы способными это оценить. А если покупатель ведет себя грубо, вызывающе? В подобных случаях многие работники торговли вольно или невольно принимают резкий, агрессивный стиль беседы, которая, попросту говоря, превращается в перебранку. Однако грубость в "поединке" продавца с агрессивным покупателем — это оружие, которое стреляет в одну сторону. Пока такой покупатель чувствует себя на высоте, ответные реплики продавца лишь дают ему возможность прибегнуть к новым выпадам. Но стоит ему заметить, что продавец одерживает верх, и он тут же спешит пожаловаться. Известно немало случаев, когда покупатель, оскорбивший продавца, писал затем на него жалобу за то, что тот ответил ему его же словами. Таким образом, грубый продавец в столкновении с грубым покупателем беззащитен. И это с самого начала знают оба.
|
|
Если же продавец сумеет сохранить безукоризненную вежливость, выдержку и не позволит спровоцировать себя на грубость, он станет неуязвимым. Более того, если он не примет на свой счет никаких выпадов и оскорблений и, невзирая ни на что, проявит спокойствие и доброжелательность, он одержит полную победу над скандалистом. Когда тот почувствует, что ему не удается смутить "противника", заставить его потерять самообладание или хотя бы вызвать ответное раздражение, грубиян будет обезоружен. Лишить его удовольствия видеть привычный эффект от своей грубости — значит выйти победителем в единоборстве с ним. Столкнувшись с подобной реакцией продавца, грубиян будет вынужден либо уйти, либо изменить свое поведение. Правда, такая победа не всегда будет признана проигравшим, зато она обязательно принесет продавцу симпатии и сочувствие окружающих, даже если они внешне никак не выразят своего отношения к происходящему.
Итак, приветливость, вежливость, радушие продавца служат прежде всего своеобразным инструментом, с помощью которого он располагает к себе посетителей. Вежливость становится оружием, защищающим продавца в поединке с грубым покупателем. Однако некоторые продавцы, видя, что тактичное обращение не приносит ожидаемой пользы, начинают грубить. И тогда всем сразу становится ясно, что вежливость у такого продавца — не более чем инструмент, всего лишь оружие. Если же продавец остается вежливым в любой обстановке, даже когда, казалось бы, некому это оценить, есть все основания утверждать, что вежливость — это его свойство.
Сказанное можно сжато выразить в виде следующей формулы, которую каждому продавцу стоит взять на вооружение: "Вежливость — мой инструмент, мое оружие, мое свойство".