Предисловие. Среди множества проблем, накопившихся сегодня в сфере юридической науки, одной из основополагающих, на мой взгляд

Среди множества проблем, накопившихся сегодня в сфере юридической науки, одной из основополагающих, на мой взгляд, яв­ляется проблема всестороннего осмысления понятия и сущности юриспруденции и связанных с нею явлений. Выступая на Всероссий­ской научной конференции «Российское государство и право на ру­беже тысячелетия», академик В.Н.Кудрявцев назвал сегодняшнее время "золотым веком юриспруденции" и говорил об использовании благоприятного периода для развития юридической науки1.

Золотой век юриспруденции! Это, конечно, хорошо. Но знать бы еще то, что же из себя представляет эта юриспруденция. Раз-смышляя над этим понятием, не сразу разберешься о чем собственно идет речь: о праве, о законах, о юридической науке, о вузовской спе­циальности или еще о чем-то. Ведь каких-либо общеизвестных учеб­ников по юриспруденции на сегодня нет. Да и само слово «юриспру­денция» у нас не часто употребляется, только в сфере юридического образования.

Известно, что в соответствии с Федеральным законом "Об об­разовании" от 13 января 1996 года2 в нашей стране (впрочем, так же, как и в других цивилизованных странах) действуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образова­ния, которые подразделяются по специальностям. Наряду с такими общеизвестными специальностями, как философия, экономика, фи­лология, история и т.д., начиная с 1992 года, выделяется и такая спе­циальность, как «Юриспруденция». До 1992 года эта специальность называлась «Правоведение». Действующий государственный стан­дарт высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации 14 марта 2000 г. № 6863.

Государственный образовательный стандарт высшего про­фессионального образования по специальности «Юриспруденция»

Государство и право. 2000. № 7. С. 5. !СЗРФ. 1996. №3. Ст. 150. ' См.: Отдельное издание. М., 2000.

представляет собой наиболее общий регулятор содержания высшего юридического образования, где приведен минимум обязательных дисциплин, необходимый для формирования профессионального юриста. В соответствии со ст. 7 закона об образовании государствен­ный образовательный стандарт определяет «обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подго­товки выпускников».

В Государственном образовательном стандарте высшего про­фессионального образования по специальности «Юриспруденция» прямо сказано, что квалификация выпускника по этой специальности - юрист (специалист юриспруденции)1.

Таким образом, если по Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специально­сти «Экономика» выпускник называется «экономистом» (специали­стом по экономике), а по специальности «История» - «историком» (специалист по истории и т.д.), то по специальности «Юриспруден­ция» - «юристом» или же специалистом по юриспруденции. Юрист и специалист юриспруденции, в соответствии с Государственным обра­зовательным стандартом вьющего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» означает одно и то же.

Юрист в рамках специальности «Юриспруденция» получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруден­ции, и его деятельность направлена на «реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества».

Объектами профессиональной деятельности выпускников-юристов являются:

- события и действия, имеющие юридическое значение;

- правовые отношения, возникающие в сфере функциониро­вания государственных институтов;

- правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Юрист должен уметь:

1 См.: Государственный образовательный стандарт высшего профессиональ­ного образования. Издание официальное. М, 2000.

- толковать и применять законы и другие нормативные пра­вовые акты;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоя­тельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществ­лять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифициро­ванные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридиче­ские действия в точном соответствии с законодательством;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, опреде­лять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квали­фикацию, изучать законодательство и практику его применения, ори­ентироваться в специальной литературе.

Кстати говоря, об этом также сказано во введении к Государ­ственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция»1.

В этих условиях возникает вполне резонный вопрос: что же пытается доказать автор этой книги, если все, что он сказал, довольно четко вытекает из того же Государственного образовательного стан­дарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция». Зачем нужно так элементарно и почти назойливо объяснять то, что понимается под специальностью «Юриспруден­ция»?

Да, вроде бы все и так понятно. Однако это только на первый взгляд. На взгляд читателя, неискушенного в подробных особенно­стях развития юриспруденции в нашей стране. Если же вникнуть бо­лее серьезно и внимательно в проблемы российской юриспруденции, то вы, уважаемый читатель, ничего другого и не найдете, кроме не­давно утвержденного вышеуказанного государственного образова­тельного стандарта, что бы напоминало нам о существовании и

См.: Государственный образовательный стандарт высшего профессиональ­ного образования. Издание официальное. М., 2000. С. 2.

функционировании здесь юриспруденции. Если у историков есть ис­тория, а у экономистов - экономика и т.д., то у юристов нет юрис­пруденции! Нет ее ни на уровне общеобразовательных, ни на уровне вузовских учебных заведений. Почему ее нет - вопрос не простой. Поэтому мы и попытаемся объяснить все это по порядку.

У вас в руках как раз та книга, где впервые в нашей стране сделана попытка по-новому взглянуть на юриспруденцию, на ее предмет и содержание. В то же время она объясняет основные вопро­сы государственного и правового строительства общества, то есть знакомит с теми явлениями, с которыми нам все чаще и чаще прихо­дится встречаться в последнее время.

Какое государство мы хотим с Вами построить, каковыми должны быть законы, которыми все больше и больше стала опреде­ляться наша повседневая жизнь? Эти вопросы волнуют нас не только из любознательности. Их сегодня надо знать для того, чтобы мы все могли с пониманием оценить происходящие политические процессы, а самое главное, осознанно участвовать в этих процессах и, по воз­можности, позитивно на них воздействовать.

Книга раскрывает не только понятие юриспруденции, но и сущность исторически сложившихся и функционирующих в настоя­щее время государств, показывает социальную необходимость госу­дарства и его законов, их истинное назначение. В ней представлены основные концепции государственно-правового строительства, ана­лиз и обобщение которых позволяет понять феномен современного правового государства, о строительстве которого однозначно продек­ларировала Конституция Российской Федерации.

По нашему мнению, читатель вовсе не должен обладать юри­дическими или еще какими-то специальными знаниями, чтобы по­нять все, что изложено в этой книге. Здесь нет никаких совершенно отвлеченных теоретических положений. Все, что читатель узнает из книги, относится к историческим или современным реалиям.

Правовое государство не несбыточная мечта, оно уже функ­ционирует в отдельных зарубежных странах. Многие его принципы вполне могут быть внедрены и в нашу повседневную жизнь. Более того, именно в целях использования идеи правового государства в нашей практике государственного и правового строительства мы и взялись за написание этой книги.

В целом читателю, как нам думается, еще предстоит встреча с весьма интересной и в то же время важнейшей стороной жизни граж­данина - быть соучредителем формирующегося правового государст­ва, становления его юриспруденции, осознанным участником поли­тических событий, развивающихся в направлении установления принципов верховенства закона. Для этого каждому гражданину, по нашему мнению, необходимо знать минимум того, о чем идет речь в этой книге. В наше время, когда мы вольно или невольно являемся соучастниками довольно трудного поиска наиболее оптимальных форм государственно-правового строительства, эти знания просто необходимы.

Юриспруденция как раз та дисциплина, которая имеет прямое отношение не только к подготовке профессиональных юристов, но и к выработке знаний о государстве и праве вообще. К тому же по мере продвижения к общей мировой цивилизации, к которой стремится и Россия, становится очевидно, что юристы, живущие и работающие в разных странах, должны хорошо понимать друг друга. Это вовсе не означает полного согласия во всем, иначе не будет развития, переме­щения научных знаний из одной страны в другую. Но ясно и другое: юриспруденция все больше и больше превращается (впрочем, так же, как и другие отрасли научных знаний) в общечеловеческую ценность, которую беречь и обогащать должны представители всех стран мира. Поэтому было бы хорошо значительно расширить параметры сравни­тельного юридического правоведения, охватить его исследованиями все стороны юриспруденции, включая вопросы правопонимания и государствоведения. Думается, что развитие юриспруденции в мире будет идти именно в плане расширения исследований по поиску ее взаимоприемлемых аспектов.

В целом о научной юриспруденции, к которой должна при­общиться и Россия, идет речь в этой книге.

Автор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: