Значение римского частного права

Итак, римское частное право является своеобразным эталоном частного права.

Конечно, было бы, по меньшей мере, наивно считать, что нормы этой достаточно древней системы права могут применяться непосредственно в реальном гражданском (торговом обороте).

Однако и преуменьшать его влияние не следует, поскольку таковое не только не уменьшается, но и возрастает, благодаря такому феномену как рецепция права.

Строго говоря, рецепция римского частного права не является уникальным явлением. Рецепции других правовых систем, вообще, и рецепции частного права, в особенности, случаются достаточно часто и регулярно - до нескольких раз в тысячелетие. Однако именно римскому частному праву, как правовой системе, воплотившей в себе высшие достижения философской, гуманитарной и юридической мысли античности, было суждено стать основой современного частного права Европы и не только Европы.


Поэтому остановимся на вопросе рецепции римского частного права подробнее.

Применительно к праву рецепцию определяют по-разному, выделяя те или иные характерные черты этого явления.

Так, в наиболее общем виде рецепция может быть определена как заимствование одним государством более развитого права другого государства. Такое определение характерно для популярных справочных изданий. Например, его можно встретить практически в любом словаре иностранных слов.

Но похожее определение можно встретить и в специальных юридических изданиях. Например, Большой юридический словарь 1999 г. издания отмечает, что в истории права термин "рецепция" употреблялся для обозначения заимствования, восприятия какой-либо внутригосударственной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой внутригосударственной правовой системы, констатируя, что "именно в этом смысле говорили о рецепции римского права рядом европейских государств". Юридическая энциклопедия, изданная в 1999 г., определяет рецепцию как заимствование римского права рядом западноевропейских стран, особенно в Германии, начиная с XII и особенно в XV - XVI вв.

Похожие определения рецепции нередко встречаются в романистической литературе.

Так, Д. В. Дождев характеризует рецепцию римского права как явление, характерное для всей континентальной Европы и Шотландии, которое состояло в "восприятии и усвоении римского правового наследия в качестве действующего права" '.

Несмотря на упоминание о римском правовом наследии, как будто ориентирующее на восприятие духа римского права, дальнейший тезис об использовании его в качестве "действующего права" фактически сводит это явление к заимствованию тех или иных норм, конкретных правовых решений.

Поэтому гораздо более удачным представляется при ха-


Дождев Д.В. Римское право. – М., 1996. – С. 4.


рактеристике рецепции упоминание о том, что мы имеем дело с правом несуществующего уже государства, которое, к тому же, не имеет прямых преемников, в связи с чем речь должна идти о возрождении системы права, существовавшей ранее2. Поэтому именно о возрождении римского права необходимо вести речь, в первую очередь; именно этот момент является ключевым в определении понятия его рецепции.

С учетом сказанного, рецепция римского частного права может быть определена как его возрождение, восприятие духа, главных принципов и положений на новом витке развития цивилизаций.

Поскольку рецепция римского частного права является понятием неодномерным, происходить она может в различных формах и видах.

В частности, рецепция римского права возможна в следующих формах:

1) изучение в учебных заведениях как юридической общеобразовательной дисциплины с целью формирования мировоззрения будущих правоведов;

2) изучение римского права как достояния культуры;

3) исследование, анализ и комментирование римских юридических источников;

4) непосредственное применение норм и положений римского частного права;

5) использование норм позитивного римского частного права (источников) как образца при создании нормативных актов (особенно при реализации кодификационных проектов);

6) использование римско-правовой методики создания нормативных актов или практики их реализации (применения);

7) восприятие и использование основополагающих начал, принципов, идей и категорий римского частного права.

Естественно, что предложенная классификация исходит из необходимости "обособления" отдельных форм рецепции в учебно-методических целях. В реальной практике (истории права), рецепция, как правило,


2 Хвостов В.М, История римского права. – М., 1910. – С. 426.


происходит не в одной какой-либо форме, а в их совокупности и взаимодействии.

К сказанному необходимо добавить, что рецепция (случаи рецепции) отличаются не только по формам, но и могут быть различных видов.

Поскольку рецепция не обязательно является результатом непосредственного контакта цивилизаций во времени, то в зависимости от характера контакта цивилизаций можно разграничивать рецепцию прямую и опосредованную (производную).

Случаи прямой рецепции встречаются нечасто. Обычно, они имеют место тогда, когда новая локальная цивилизация достаточно созрела для возрождения достижений ушедшей культуры, в том числе права, в тот момент, когда более ранняя цивилизация угасает или уже угасла, но с той поры прошло не слишком много времени, чтобы были утеряны идеи, правовые памятники и т.п. Примерами такого вида рецепции могут быть рецепция греческого права в Риме, римского права в Византии.

Чаще идеи римского частного права, отдельные его положения, правовые решения реципируются опосредованно, например, путем заимствования идей из правовой системы какой-то страны, уже реципировавшей римское право (вторичная, опосредованная, производная рецепция). Примером тут может служить заимствование многими странами положений Кодекса Наполеона или Германского гражданского кодекса (хотя следует отметить, что и их создание отчасти является результатом опосредованной рецепции - промежуточным звеном явилась "проторецеп-ция", состоявшаяся в Византии в У1-Х вв.).

Рецепция может быть также не только явной, но и латентной (скрытой). Это имеет место, обычно, в тех случаях, когда заимствование определенных идей либо принципиальных решений римского частного права случается в процессе правотворчества, но при этом декларируется принципиально иной отход, отказ от "устаревшего" права и т.д.

С таким видом рецепции встречаемся, например, при кодификациях гражданского законодательства в советском государстве, других странах, где существовала или существует социалистическая система права.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: