Итак, римское частное право является своеобразным эталоном частного права.
Конечно, было бы, по меньшей мере, наивно считать, что нормы этой достаточно древней системы права могут применяться непосредственно в реальном гражданском (торговом обороте).
Однако и преуменьшать его влияние не следует, поскольку таковое не только не уменьшается, но и возрастает, благодаря такому феномену как рецепция права.
Строго говоря, рецепция римского частного права не является уникальным явлением. Рецепции других правовых систем, вообще, и рецепции частного права, в особенности, случаются достаточно часто и регулярно - до нескольких раз в тысячелетие. Однако именно римскому частному праву, как правовой системе, воплотившей в себе высшие достижения философской, гуманитарной и юридической мысли античности, было суждено стать основой современного частного права Европы и не только Европы.
Поэтому остановимся на вопросе рецепции римского частного права подробнее.
Применительно к праву рецепцию определяют по-разному, выделяя те или иные характерные черты этого явления.
|
|
Так, в наиболее общем виде рецепция может быть определена как заимствование одним государством более развитого права другого государства. Такое определение характерно для популярных справочных изданий. Например, его можно встретить практически в любом словаре иностранных слов.
Но похожее определение можно встретить и в специальных юридических изданиях. Например, Большой юридический словарь 1999 г. издания отмечает, что в истории права термин "рецепция" употреблялся для обозначения заимствования, восприятия какой-либо внутригосударственной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой внутригосударственной правовой системы, констатируя, что "именно в этом смысле говорили о рецепции римского права рядом европейских государств". Юридическая энциклопедия, изданная в 1999 г., определяет рецепцию как заимствование римского права рядом западноевропейских стран, особенно в Германии, начиная с XII и особенно в XV - XVI вв.
Похожие определения рецепции нередко встречаются в романистической литературе.
Так, Д. В. Дождев характеризует рецепцию римского права как явление, характерное для всей континентальной Европы и Шотландии, которое состояло в "восприятии и усвоении римского правового наследия в качестве действующего права" '.
Несмотря на упоминание о римском правовом наследии, как будто ориентирующее на восприятие духа римского права, дальнейший тезис об использовании его в качестве "действующего права" фактически сводит это явление к заимствованию тех или иных норм, конкретных правовых решений.
|
|
Поэтому гораздо более удачным представляется при ха-
Дождев Д.В. Римское право. – М., 1996. – С. 4.
рактеристике рецепции упоминание о том, что мы имеем дело с правом несуществующего уже государства, которое, к тому же, не имеет прямых преемников, в связи с чем речь должна идти о возрождении системы права, существовавшей ранее2. Поэтому именно о возрождении римского права необходимо вести речь, в первую очередь; именно этот момент является ключевым в определении понятия его рецепции.
С учетом сказанного, рецепция римского частного права может быть определена как его возрождение, восприятие духа, главных принципов и положений на новом витке развития цивилизаций.
Поскольку рецепция римского частного права является понятием неодномерным, происходить она может в различных формах и видах.
В частности, рецепция римского права возможна в следующих формах:
1) изучение в учебных заведениях как юридической общеобразовательной дисциплины с целью формирования мировоззрения будущих правоведов;
2) изучение римского права как достояния культуры;
3) исследование, анализ и комментирование римских юридических источников;
4) непосредственное применение норм и положений римского частного права;
5) использование норм позитивного римского частного права (источников) как образца при создании нормативных актов (особенно при реализации кодификационных проектов);
6) использование римско-правовой методики создания нормативных актов или практики их реализации (применения);
7) восприятие и использование основополагающих начал, принципов, идей и категорий римского частного права.
Естественно, что предложенная классификация исходит из необходимости "обособления" отдельных форм рецепции в учебно-методических целях. В реальной практике (истории права), рецепция, как правило,
2 Хвостов В.М, История римского права. – М., 1910. – С. 426.
происходит не в одной какой-либо форме, а в их совокупности и взаимодействии.
К сказанному необходимо добавить, что рецепция (случаи рецепции) отличаются не только по формам, но и могут быть различных видов.
Поскольку рецепция не обязательно является результатом непосредственного контакта цивилизаций во времени, то в зависимости от характера контакта цивилизаций можно разграничивать рецепцию прямую и опосредованную (производную).
Случаи прямой рецепции встречаются нечасто. Обычно, они имеют место тогда, когда новая локальная цивилизация достаточно созрела для возрождения достижений ушедшей культуры, в том числе права, в тот момент, когда более ранняя цивилизация угасает или уже угасла, но с той поры прошло не слишком много времени, чтобы были утеряны идеи, правовые памятники и т.п. Примерами такого вида рецепции могут быть рецепция греческого права в Риме, римского права в Византии.
Чаще идеи римского частного права, отдельные его положения, правовые решения реципируются опосредованно, например, путем заимствования идей из правовой системы какой-то страны, уже реципировавшей римское право (вторичная, опосредованная, производная рецепция). Примером тут может служить заимствование многими странами положений Кодекса Наполеона или Германского гражданского кодекса (хотя следует отметить, что и их создание отчасти является результатом опосредованной рецепции - промежуточным звеном явилась "проторецеп-ция", состоявшаяся в Византии в У1-Х вв.).
Рецепция может быть также не только явной, но и латентной (скрытой). Это имеет место, обычно, в тех случаях, когда заимствование определенных идей либо принципиальных решений римского частного права случается в процессе правотворчества, но при этом декларируется принципиально иной отход, отказ от "устаревшего" права и т.д.
|
|
С таким видом рецепции встречаемся, например, при кодификациях гражданского законодательства в советском государстве, других странах, где существовала или существует социалистическая система права.