«Не жалею, не зову, не плачу»
(С. Есенин)
«Не думай бежать!
Это я
Вызвал.
Найду.
Загоню.
Доконаю.
Замучу!»
(В. Маяковский)
«Не поддавайтесь той теории, которая проповедует, что для полного спокойствия на земле нужно иногда звучать цепями осужденных, нужно наполнять тюрьмы жертвами и губить их из-за одной идеи правосудия» (Ф.Н. Плевако – из речи в защиту Кострубо-Кариц-кого).
«У старинушки – три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.»
(П.П. Ершов)
Повтор – повторение слова, выражения, образа с целью привлечь к ним особое внимание, обеспечить запоминание речи и ее ритм.
Разновидности повтора: анафора (единоначатие) – повторение слова в начале фраз, следующих одна за другой, эпифора – повторение слова в конце фраз, следующих одна за другой, возвращение – удвоение, «стык», параллелизм – использование фраз с одинаковым построением и пр.
Пример анафоры: «О времена! О нравы! Все понимает сенат, все видит консул, а этот человек еще живет и здравствует!» (Марк Туллий Цицерон – из речи «Против Катилины»).
|
|
Пример эпифоры: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Н.В. Гоголь).
Пример возвращения: «О весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта!» (А. Блок).
Пример повтора с использованием анафоры, эпифоры и параллелизма: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Евангелие от Луки).
Хиазм – перевернутый параллелизм.
Пример: «Одни едят, чтобы жить, другие живут, чтобы есть». Сравните обыгрывание этого приема в выступлении В.В. Маяковского, который, полемизируя с Асеевым, сказал: «Есть поэты, которые живут для того, чтобы писать, и есть поэты, которые пишут, чтобы жить. Я больше всего люблю поэтов, которые пишут для того, чтобы жить, и все свои силы и возможности я, конечно, буду направлять на улучшение своих стихов о нашей жизни и не буду писать для того, чтобы попеть песенки и уйти».
Примеры хиазма в поэзии:
«Ужель меня несчастней нету
И нет виновнее его»
(М.Ю. Лермонтов)
«Упразднен ум и мысль осиротел»
(Ф.И. Тютчев)
«Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье»
(А.А. Ахматова)
Изречение – краткое изложение общих идей с назидательной целью.
Пример: «Одни думают для себя, другие думают для публики»
(Л. Толстой); «Если б захотеть одним словом выразить, что делается в России, то следует сказать: воруют» (Н.М. Карамзин); «Фанатизм есть порабощение мысли чувством, ею же вызванным» (Д.Н. Овсянико-Куликовский); «Неспособность есть не добродетель, а бессилие»
(Ромен Роллан); «Женщины избегают дурного не потому, что оно несправедливо, а потому, что оно безобразно» (И. Кант); «В смирении – сила, победившая мир: перед кем или перед чем может гордиться всемогущий Бог?» (К.Д. Ушинский); «Как ни тяжел крест, который человек несет, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца» (Амвросий Оптинский).
|
|
Ободрение и одобрение – фигура косвенной или прямой хвалы и внушения бодрости и надежды слушателям.
Пример: «Людям мудрым, влиятельным и могущественным – таким людям, как вы, надлежит приступить к врачеванию недугов, от каких государство тяжелей страдает» (Цицерон – речь «В защиту Секста Росция Америйца»).
Уступка, или допущение – говорящий сначала как бы соглашается с мнением оппонента, допускает, что оно соответствует действительности, а затем показывает его ошибочность. Речевые формулы уступки: «Да, но…; Согласен с тем-то и там-то, но…; Вы правы в том-то и том-то, но…; Совершенно справедливо, однако…».
Пример: «Да, господа, народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы» (П.А. Столыпин из речи о Финляндии, произнесенной в Государственной Думе 5 мая 1908 года).
Риторическое восклицание – эта фигура отмечает высшую точку накала чувства и одновременно – важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце).
Пример: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!» (П.А. Столыпин – заключительная фраза речи об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенной в Государственной Думе 10 мая 1907 года).
Риторическое обращение – фигура, помогающая подчеркнуть, эмоционально выделить существенные идеи текста.
Пример риторического обращения в сочетании с риторическим восклицанием: «О Русская земля, далеко уж ты за горами!» «Слово о полку Игореве».
Стихотворение Николая Гумилева «Молитва» целиком представляет собой эту фигуру:
«Солнце свирепое, солнце грозящее,
Бога, в пространствах идущего,
Лицо сумасшедшее,
Солнце, сожги настоящее
Во имя грядущего,
Но помилуй прошедшее!»
Приложение 6