Искусство древнейшего периода

(IV тысячелетие до н. э, - VI в. н.э.)

Древнейший период в развитии японской культуры начинается с IV-I тысяче­летий до н.э. и называется Дзёмон - «след веревки». Название связано с распро­странением в этот период глиняных ритуальных горшков, декор на которые на­носился при помощи травяной веревки, выгоравшей при обжиге и оставлявшей глубокий след в керамике. Отверстия и углубления создавали активную игру све­тотени, придавая глиняной массе подвижность и олицетворяя мощь природы. Со временем стилизованные пики гор, крутые завитки морских волн, зигзаги молний, знаки солнца и луны сменил экспрессивный орнамент: гримасничающие лица, зве­риные морды, извивающиеся змеи и драконы. К периоду Дзёмон относятся также глиняные статуэтки, изображающие богинь плодородия с огромными глазами типа «снежных очков», каменные фигурки, напоминающие инопланетян, с треугольным туловищем и круглой головой.

В V в. до н.э. - IV в. н.э. в результате переселения на Японские острова зем­ледельческих племен, занимавшихся разведением риса, появилась культура Яёй. Сложные ритуальные обряды, посвященные богине плодородия, потребовали строительства храмов-амбаров и литья бронзовых колоколов - дотаку, покры­тых магическими знаками. Амбар воспринимался как жилище богини и являлся наиболее рациональным в условиях влажного климата, сильных ветров и посто­янных землетрясений типом деревянной постройки. Он представлял собой глухой


Святилище храмового ансамбля. Исэ

прямоугольный объем, сложен­ный из бревен, поднятый на столбах и окруженный невысо­кой галереей; массивная крыша из прессованной коры кипарисо­вого дерева нависала над глухи­ми стенами. Входить внутрь раз­решалось только верховному жрецу, функции которого испол­нял сам император. Считалось, что синтоистские божества насе­ляют не только храм, но и окру­жающее его пространство. По­этому в большом дворе перед храмом совершались мистерии «первого колоса», связанные с ле­гендой о нисхождении Ниниги, принесшего людям рисовый колос, сорванный со священного поля бо­гов, и положившего начало прав­лению «потомков неба», т.е. импе­раторов.

В японской мифологии отсутствует единый творец мироздания. Самопроизвольное уста­новление порядка сопровождалось появлением богов-ками, не имеющих пола и каких-ли­бо внешних признаков. Бог обильных облаков над равнинами, бог всплывающей грязи, бо­гиня осаждающегося песка, которые «были каждый сам по себе и не дали себя увидеть», предшествовали Идзанаки и Идзанами, имеющих антропоморфный облик и обладающих способностью рождать других богов. Мешая воду копьем, они обратили жидкую, наподо­бие плавающего жира, землю в твердь, а затем породили богов-духов земли и кровли, ве­тра и моря, гор и деревьев, равнин и туманов в ущельях. Согласно мифу, Идзанами удали­лась в царство мертвых, став божеством подземной страны и олицетворением темных сил. Идзанаки, представляющий светлые силы, произвел на свет трех главных богов, совершая обряд очищения после возвращения из страны мертвых. Рожденная из капель воды, омыв­ших его левый глаз, Аматэрасу, как старшая дочь, получила во владение «равнину высокого неба» и стала богиней солнца и плодородия, главой пантеона синтоистских богов и праро­дительницей японских императоров. Богом луны, получившим в управление царство ночи, стал Цукуёми, рожденный из воды, омывшей правый глаз Идзанаки. Третьим великим бо­жеством, появившимся из воды, омывшей его нос, стал Сусаноо, бог ветра и водных про­сторов, владыка «равнины моря».

Как повествует легенда, внук Аматэрасу принц Ниниги, обожествленный предок япон­цев, сошел на землю, получив в подарок яшмовое ожерелье, зеркало и меч - символы свя­щенной власти японских императоров и японской культуры.

Выделение в мифах главного божества Аматэрасу совпало по времени с обра­зованием первого государства Ямато, получившего в истории культуры название Кофун (IV - начало VI в.) - по сооружению гигантских императорских гробниц-курганов, имевших форму замочной скважины и напоминавших естественный зеленый холм, окруженный подковообразным водоемом. Тем самым подчерки­валось слияние с природой и преклонение перед ней. Особенностью оформле­ния гробниц-курганов являлась ограда, состоявшая из глиняных статуэток ханива («глиняный круг»), представлявших собой фигурки домашних животных и бое­вых коней, а также различные типы человеческих фигур - жрецов, воинов, при-


дворных, слуг, музыкантов. Кроме того, в качестве ограды могли служить воин­ские щиты и мечи, архитектурные сооружения либо полые столбики-цилиндры. Пример кофуна - гробница императора Нантоку, построенная в начале V в., кото­рая превосходит размерами пирамиду Хеопса в Египте, но в отличие от нее неот­делима от окружающего ландшафта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: