Одним из важнейших событий в истории Древнего Египта явился непродолжительный по времени, но глубокий по сути религиозный переворот, осуществленный фараоном XVIII династии Аменхотепом IV (XIV в. до н.э.), затронувший все стороны египетской действительности: быт, верования, искусство, письменность, язык. Этот период в египетской культуре носит название «амарнского» -по деревне, находившейся на месте бывшей столицы фараона. Из семнадцати лет правления первые пять Аменхотеп IV пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра. Затем неожиданно перенес столицу во вновь отстроенный
Ахетатон («Горизонт Атона»), провозгласил истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона и принял новое имя Эхнатон, что значит «угодный Атону». Культ Атона и по существу, и по форме резко отличался от культа Амона и прочих богов. Он не имел ни антропоморфной, ни зооморфной иконографии. Это был культ натуралистический - культ самого животворящего солнцу что нашло отражение в гимне Атону, сочиненном самим фараоном:
Прекрасен твой восход на небосклоне,
О Атон, живущий изначала жизни!..
Ты посылаешь свои лучи, и Египет ликует...
Птицы летят из своих гнезд,
И их крылья восхваляют твой дух!
Всякий скот прыгает на своих ногах,
Рыбы в Ниле прыгают перед твоим лицом,
И лучи твои - внутри моря...
Все, что летает, и все, что порхает, живет,
когда ты озаряешь их...
Решительный перелом произошел в египетском искусстве, тесно связанном с религией. Уже на пограничных стелах, обозначающих местоположение новой столицы, появились рельефы, сильно отличающиеся от всех предыдущих. Во-первых, на этих рельефах семья фараона и сам фараон изображались строго в профиль, что по правилам канона (без условного разворота плеч) совершенно не допускалось при изображении царствующих особ. Во-вторых, появилась новая иконография фараона. Как известно, в Египте изображения правящего фараона всегда совпадали с образами богов, дабы подчеркнуть его божественное происхождение. Поскольку Эхнатон преследовал культ старых богов, его образ лишался иконографического сходства: фараона изображали с некрасивыми чертами лица и со всеми погрешностями фигуры. Многие исследователи, обнаружив предметы искусства того времени, считали даже, что имеют дело с пародийными изображениями. В-третьих, впервые появились изображения египетского царя в быту. На рельефах гробниц и в росписях дворца показаны царь и его семья на улицах города, во дворце, за обедом, в саду. В-четвертых, нововведением явилось возникновение некрополя приближенных фараона на восточном берегу Нила, вопреки традиции.
Стела Эхнатон а в Ахетатоне. XVIII династия. Национальный музей. Каир |
Храмы, посвященные Атону, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пилона с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными
бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, и их постигла та же участь, что и пирамиды Среднего царства. Зато сохранились прекрасные образцы скульптуры, которую отличали индивидуализация черт и явное тяготение к лирической трактовке образов. Лучшими скульптурными портретами того времени являются головы Эхнатона и царицы Нефертити. Бесспорно, это произведения реалистического искусства, созданные за тысячу лет до расцвета искусства скульптуры в Греции.
Памятниками, отражающими традиции Амарны, можно считать все произведения искусства, найденные в гробнице Тутанхамона (см. цв. вкл.). После смерти Эхнатона его второй преемник и юный зять Тутанхатон вынужден был пойти на примирение со знатью и жречеством и даже изменить свое имя, в котором содержалось имя бога Атона. Расцвету искусства Ахетатона наступил конец. Но все же характерные особенности стиля амарнского искусства - свободная постановка фигур, живые непринужденные позы, передача непосредственного общения -оказали влияние на дальнейшее развитие египетского искусства и более свободное обращение с каноном.
ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в культуре Древнего Египта занимали также литература и театр. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения, сказки.
Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что, начертанные на стенах пирамиды, они обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Унаса (XXIII в. до н.э.) на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зеленый цвет «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.
В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах - ящиках прямоугольной формы. Новый комплекс магических текстов получил название «Тексты саркофагов».
Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ еще более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях, «домах жизни», как их называли египтяне, и записывали на папирусе. Это стало настолько обычным, что свитки папирусов изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книга мертвых», замечательной особенностью которой являлись многочисленные иллюстрации - виньетки. Главы «Книги мертвых» египтяне именовали речениями: «речение, чтобы...» или «речение для...»
Древние египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе».
Свиток наряду с текстами космогонического звучания содержит целый свод мудрых советов бытового плана. Например, в «Поучении Аменемопе» говорится: «Ведь человек - это глина и солома, и бог его создатель. Он (бог. -Л.Е.) разрушает
и создает ежедневно, он создает тысячи бедняков ежедневно по своему желанию, он создает тысячу надсмотрщиков в свой час». Далее читаем: «Не братайся со вспыльчивым, не приближайся к нему для разговора... пусть он не завлечет тебя и не набросит петли на тебя».
К дидактической литературе относятся также любопытные советы по поводу выбора профессии, адресованные юношам. Профессия писца, бывшая одной из самых почетных, прославлялась в соответствующих текстах:
Мудрые писцы
Времен преемников самих богов,
Они не строили себе пирамид из меди
И надгробий из бронзы.
Не оставили после себя наследников,
Но они оставили свое наследство в писаниях,
В поучениях, сделанных ими.
Они ушли,.
Имена их исчезли вместе с ними,
Но писания заставляют
Вспомнить их.
Построены были двери и дома, но они разрушились,
Жрецы заупокойных служб исчезли,
Их памятники покрылись грязью,
Гробницы их забыты.
Но имена их произносят, читая эти книги,
И память о том, кто написал их,
Вечна.
Стань писцом, заключи это в своем сердце,
Чтобы имя твое стало таким же.
Книга лучше расписного надгробья
И прочной стены.
Книга нужнее построенного дома,
Лучше гробниц на Западе,
Лучше роскошного дворца,
Лучше памятника в храме.
Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех,
Кто повторяет имена писцов,
Чтобы на устах была истина.
Широкое распространение во время XVIII династии (XVI-начало XIVb. до н.э.) получили любовные песни. Вот одна из них:
Доносится голос дикого гуся, «Разве ты не ставила сегодня силков?»
Попавшегося на приманку. Твоя любовь завладела мною!
Но любовь к тебе удерживает меня, Дикий гусь летит и спускается,
И я не могу освободиться. Множество птиц порхает вокруг,
Когда я сниму мои силки, - А я не думаю о них -
Что я скажу моей матери, Со мной моя любовь, только моя!
К которой прихожу каждый вечер, Сердце мое равно твоему,
Нагруженная птицей? Я не удалюсь от твоей красоты!..
В Египте появились и первые сказки, например «Сказки о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.
Особенным жанром египетской литературы стали тексты, отражающие растущий скепсис в отношении культа мертвых. Потеря веры в традиционное учение
о жизни за гробом, вызванная разрушением гробниц, уничтожением мумий, забвением умерших, нашла выражение в «Песне арфиста». Ее основным лейтмотивом стал призыв отречься от бессмысленных забот о посмертном существовании и обратиться к земным утехам: «Отдавайся своим желаниям, пока ты жив... умножай свои удовольствия и не поддавайся унынию... Никто не может взять свое имущество с собой, никто из ушедших не вернулся обратно». Все варианты «Песни арфиста» резюмировали: «Я, мы да пьем, ибо завтра умрем».
В Древнем Египте зародился и театр как массовое действо. В основу театрализованных представлений легли мистерии Осириса. Сюжет этих драматических религиозных представлений составляли «страсти» Осириса - эпизоды его жизни, его страдальческая смерть. Актерами были жрецы и даже фараоны. Мистерии содержали следующие обряды:
выход Вепуата (идола; этого воинственного божества в виде стоящего шакала выносили на шесте из храма; он указывал путь Осирису и был его первым бойцом);
выезд Осириса (он выплывал на барке и поражал врагов);
«великий выход» (во время «выхода» Сет убивал Осириса в местности Недит, расчленял тело на четырнадцать кусков и разбрасывал их по Египту; Исида собирала мужа и оплакивала его);
перевозка тела Осириса Тотом;
подготовка Анубисом тела Осириса к погребению (духовенство и Анубис погребали его в местности Пекер);
расправа над «врагами» Осириса;
всеобщее ликование и перевозка воскресшего Осириса в его храм в Абидосе.
В Абидосе была похоронена голова Осириса. Фараоны Сети I и Рамсес II отстроили роскошные храмы, потому основное представление проходило в этом месте. Мистерии разыгрывались также в Фивах, Эдфу и на острове Бигэ - у первого порога Нила близ Элефантины, где погребена была левая нога Осириса.
Существовали и другие мистерии, посвященные, например, Исиде и Хору Бех-детскому. Поскольку наибольшего расцвета культ Исиды достиг в районе первого порога Нила, там, на острове Филе, был построен ее храм, считавшийся жемчужиной греко-римского времени и ставший местом паломничества. Мистерии включали сцены нахождения Исидойтела Осириса, ее плач по Осирису, оживление Осириса, рождение Гора, борьбу Гора с Сетом, воскресение Осириса.
Миф о Хоре Бехдетском (Бехдет - второе название Эдфу), запечатленный на стенах эдфу ского храма, представляет собой религиозную драму, содержание которой сводится к следующему. Хор Бехдетский в виде Крылатого Диска сопровождал в Нубии великого бога Ра, возглавляющего бесчисленное войско. Хор Бехдетский узрел врагов бога, а Ра разрешил уничтожить их. Враги превратились в крокодилов и гиппопотамов, пытающихся напасть на Ра, но Хор Бехдетский разгромил их, уничтожив и предводителя - бога Сета в облике гиппопотама. Причем Гор, сын Исиды, присоединился к Хору Бехдетскому, и они вместе преследуют бегущих врагов вплоть до самого моря.
Египтологи интерпретировали миф по-разному. Одни видели в нем мифологизацию исторических событий времени первых двух династий, когда, несмотря на объединение Южного и Северного Египта, происходили кровавые конфликты. Другие усматривали в эдфуском мифе историю изгнания гиксосов.
Мистерии были разные, но во всех воплощалась генеральная для египетской мифологии тема борьбы добра со злом и света с мраком.
В поздние времена изображение Хора Бехдетского - Крылатого Диска - стало всеобщей эмблемой божественности и высшей святости, помещаемой при входе во все египетские храмы, чем-то вроде священного герба, символизирующего еди-