В истории континентальной Европы X век был веком разрухи и буквально апокалиптических бедствий: войн, голода, эпидемий.
Еще с середины IX столетия началось вторжение норманнов, двигавшихся морским путем из Скандинавии и опустошивших сначала северные, а затем и южные страны. Со стороны Средиземного моря делали набеги арабы. Самое могущественное государство - империя франков - распалось. Культурная жизнь Европы замерла.
Начало второго тысячелетия явилось важным рубежом во всех областях европейской жизни. Вторжением норманнов в Англию завершилась волна миграций. Государства, возникшие на развалинах Священной Римской империи Карла Великого, несмотря на крайнюю политическую раздробленность, оказались более стабильными. Внутри стран закончилось разделение сословий, наметилось оживление культурной жизни. Искусство, получившее в дальнейшем название романского, развивалось на территории от Испании до Польши, включая Италию на юге, Великобританию и Скандинавские страны на севере. Термин «романское искусство», «романский стиль» (от лат. romanus - римский) возник в начале XIX в., когда художники-романтики, открыв для себя искусство раннего средневековья, заметили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает древнеримскую.
|
|
Исторически оно соответствовало периоду феодализма. Желая иметь надежную армию, короли как награду за службу раздавали своим верным воинам земельные наделы, которые назывались на германский лад леном (займом) или феодом, что и дало наименование сложившемуся в IX-XI вв. общественному строю. К этому же времени относится и зарождение рыцарства. Само слово «рыцарь» означает в переводе с немецкого «всадник». Рыцарем сын знатного человека становился с момента вручения ему оружия, когда он достигал возраста, чтобы стать воином. Юноша благородного происхождения, прежде чем сделаться рыцарем, в течение некоторого времени должен был исполнять обязанности оруженосца при каком-либо сеньоре. Когда подходил срок, юноша получал меч как символ его нового положения. Кроме меча посвящаемый получал панцирь, шлем и копье. Ночь перед посвящением будущий рыцарь проводил в
церкви в молитве, а его меч, положенный на алтарь, получал благословение духовного лица. Это означало, что рыцарь являлся защитником церкви и христианской веры. Рыцари должны были также оказывать покровительство вдовам, сиротам, паломникам. Но вместо этого они постоянно враждовали между собой, совершали набеги и грабили.
Бесконечные распри рыцарей при почти не прекращающихся войнах обусловили появление укрепленных замков. Европа буквально покрылась замками. Несмотря на свое сугубо утилитарное назначение, замок стал символом власти сеньора над окрестными землями, а также культурным символом эпохи. Обычно замок строили на естественной возвышенности, и он доминировал над окрестностью, либо на островах широких рек и озер. Замок являлся одновременно и жилищем феодала, и крепостью, поэтому большое внимание уделялось стенам. Толщиной они были в несколько метров, их окружали глубокие рвы, заполненные водой. Единственным входом в замок служили ворота через башню, от которой через ров наводили подъемный мост. Но даже если авангард наступающих перескакивал через мост, в узком проходе башни опускалась массивная решетка. Стены замка увенчивались зубцами, позади которых был деревянный настил, и защитники оттуда стреляли по врагу или же сбрасывали камни, или выливали кипящую смолу, нечистоты
|
|
- все, что оказывалось под рукой. Со временем башни стали делать круглыми, чтобы увеличить радиус обстрела, а в верхней части помещали особые нависающие галерейки с люками в полу. В центре двора возводилась каменная башня - донжон
- последнее убежище в случае осады. Обычно это была трех-четырехэтажная башня, весьма уродливая, с очень толстыми стенами и узенькими, редко расположенными окнами. В XII в. рядом с донжоном стали строить дом, возле него капеллу, погреба, кухню, конюшни. К внутреннему двору примыкал более широкий двор с мельницей, пекарней, ремесленными мастерскими. Во время осады замок служил убежищем для окрестных жителей. Таким был один из величественных и мощных замков Франции - замок Пъерфон к северу от Парижа.
При общем сходстве планировки и укрепления феодальных замков существовали некоторые региональные различия. К примеру, архитектура Испании несла на себе отпечаток реконкисты - освободительных религиозных войн с маврами. Почти все строения - монастыри, города, замки - имели характер крепостей и возводились на вершинах обрывистых скал. Особенно много таких строений было в Кастилии, даже получившей свое название от испанского слова Castillo - крепость. Самым большим и величественным из романских замков Кастилии является построенный на крутой скале в Сеговии королевский дворец Алькасар, окруженный толстыми стенами, вырастающими прямо из скалы, с множеством башен. В Англии замок представлял собой тип укреплений, где рвы и палисады вокруг лагеря лучников сочетались с донжоном. Это было двухэтажное здание кубической формы, первоначально деревянное. Внизу располагались складские помещения, наверху жилые комнаты и холл. С 1077 г. при постройке лондонского Тауэра башни стали строить каменными. В состав крепости помимо знаменитой Белой башни, которая играла в нем роль донжона, была включена капелла, перекрытая цилиндрическим сводом. В XII в. стал господствовать башнеобразный донжон, прямоугольный или многоугольный в плане.
Таким образом, устройство жилища феодала диктовалось прежде всего необходимостью обороны, а не стремлением к комфорту и красоте. Поэтому в течение долгих лет основную массу художественных произведений составляли предметы прикладного искусства. Стены жилых и парадных помещений украшались только ткаными коврами - шпалерами, предназначавшимися также для
Замок Пьерфон. Франция
утепления каменных стен. Росписи встречались лишь в капеллах, скульптура служила для украшения надгробий.
Тауэр. Белая башня. Лондон |
Со временем неподалеку от замков возникали города. Нередко новый город вырастал на основе древнеримского поселения (это считалось признаком его благородного происхождения) иразвивал-ся, приспосабливаясь к потребностям нового общества, целью которого было укрепление свободы путем накопления богатства, полученного не с помощью войн и грабежей, а своим трудом. Стремление к богатству не считалось более грехом, недозволенным стяжательством, оно являлось божественным воздаянием на земле за труд в ожидании награды на небе. Город как совокупность производителей выступал в качестве центра, где труд отдельных людей превращался в общее дело. Первоначально поселение, возникшее стихийно, группировалось вокруг монастыря или рыночной площади. Жилые дома росли вверх, нависая над узкими улочками. Городские стены укреплялись так же, как и замки, - запиравшимися на ночь воротами. Иногда вокруг стен делали еще и ров, наполненный водой, через который перебра-
|
|
сывали мост с башнями перед ним, где постоянно находилась стража и таможенная застава.
С XII в., когда началось массовое возведение городов, характерной становится регулярная планировка. План определяли проведенные под прямым углом центральные магистрали, на пересечении которых размещался жизненный центр города - рыночная площадь с церковью. Вокруг располагались резиденция епископа и различные общественные здания: крытый рынок, биржа, таможня, суд, больница. В обязанность епископа и коммунальных властей входило устройство хлебопекарной печи, кузнечного горна, установление городских весов. Позднее, в результате коммунальных революций, волной прокатившихся в XII в. по всей Европе, во многих местах возникло городское самоуправление - муниципалитет, который располагался в ратуше.
Городская ратуша - это большой каменный двух-трехэтажный дом. Нижний этаж открывался на площадь просторной галереей, где совершались различные торговые операции, а в случае непогоды размещались купцы со своим товаром. Во втором этаже находились парадные залы, где проходили заседания городского совета, а иногда и судебные разбирательства; в третьем - подсобные помещения. Над ратушей возводилась сторожевая башня - гордость средневековой республики, символ ее независимости и свободы.
|
|
Дома, образующие узкие кривые улочки, заселялись людьми, как правило, одной профессии, так что в средневековых городах существовали улицы столяров, оружейников, ткачей, золотых дел мастеров, аптекарей, булочников.
Большинство городских жилых построек XI-XII вв. были деревянными или глинобитными; лишь церкви, епископские и королевские дворцы, здание коммунального управления и жилища феодалов возводились из камня и украшались резьбой. В отличие от античных, дома средневекового города имели два-три этажа и окнами выходили прямо на улицу. Внизу находились лавки, сараи, конюшни, во втором этаже - жилые комнаты, под высоким щипцом кровли устраивали склад.
Центром романского города и наиболее совершенным воплощением романского представления о мироздании был кафедральный городской собор.
Собор строили с расчетом вместить в него все население города. При этом романские зодчие должны были решить три важнейшие проблемы: сохранить в плане базилику, наиболее полно отражающую идею крестного пути Иисуса Христа и спасения через искупление, решить проблему каменного перекрытия и на ее основе установить соотношение пространства и объема здания. Использование для перекрытия нефов крестовых сводов, позволивших увеличить объем базилики, но и потребовавших более мощных опор для распределения нагрузок, обусловило появление толстых стен с небольшим количеством узких проемов и массивных столбов центрального нефа.
Чтобы привести крестовые своды центрального нефа в соответствие с крестовыми сводами боковых, зодчие применяли так называемую связанную систему, сущность которой заключалась в том, что на каждый травий1 центрального нефа приходилось два боковых пролета. Составившая основу перекрытия романского храма полуциркульная арка стала как бы лейтмотивом романского архитектурного стиля: она завершала входной портал, повторялась в арках нефов, в очертаниях сводов, оконных проемах.
1 Травий - пространственная ячейка нефа под одним крестовым сводом, ограниченная четырьмя опорами.
По-новому в романских храмах стала решаться проблема освещения. Тяжелая поступь опорных столбов центрального нефа, тонувшего в полумраке, в предалтарной части прерывалась «рукавами» трансепта, которые завершались великолепными оконными проемами - «розами» с цветными стекольными вставками - витражами. Сосредоточение света в восточной части храма, льющегося из окон апсид, трансепта и тибурия, зримо воплощало идею единоборства косной материи и божественного света, а также обозначало границу между небесной и земной сферами, между мирянами и клиром.
Росписи сохранились лишь в ред-
Романский храм. Разрез КИХ храмах, НО ИЗВеСТНО, ЧТО В роман-
скую эпоху живописи придавали гораздо больше значения, чем раньше: она располагалась не только на стенах и в апсиде, но захватывала своды, крипту, деревянную скульптуру, украшавшую стенки хора, и даже окна, где появились цветные витражи.
Существовали две техники витражной росписи. Роспись гризайль проводилась черной и серой краской по бесцветному стеклу зеленоватого дымчатого тона, создавая иллюзию рельефов. Второй способ представлял собою сюжетную роспись по наборному цветному стеклу. Варили стекло в специальных печах, затем
Часовня Иоанна Евангелиста. Тауэр. Лондон
резали в соответствии с подготовленным рисунком и набирали на специальных шаблонах, после чего покрывали по цветному фону росписью.
Элементы будущего витража скреплялись между собой свинцовыми перемычками. Витражи, слепые и почти бесцветные снаружи, ошеломляли изнутри, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стекла, придавали каждой краске наибольшую звучность.
Важной особенностью романского собора стало появление скульптурного каменногодекора,аиметю-барелъефа. С этого времени стал постепенно исчезать былой контраст между скромным внешним видом зданий и роскошной внутренней отделкой. Рельефы начали также быстро заполнять архивольты1 и тимпаны2 порталов. Форма капители развивала византийский тип, представляющий собой пересечение куба и шара, и не имела
аналогов ВО всей ИСТОРИИ архитек- Рельеф базилики Сен-Сернен. Фрагмент. Тулуза
туры: она была покрыта либо стилизованным растительным орнаментом,
либо изображениями животных, чудовищ, птиц, либо целых эпизодов из Священного Писания, легенд о святых, литературных произведений. Боязнь пустот стала характерной чертой романских рельефов. И здесь нужно особо сказать о сюжетах романского искусства.
Особенность каменного декора романской капители состояла прежде всего в изображении нечистой силы. Искусство дороманского Запада, а уж тем более изысканное, рафинированное византийское не знало изображений черта. В византийских и каролингских произведениях сатана представал либо в виде связанного пленника, либо черного херувима. Романский же черт приобрел фантастический и отталкивающий облик.
Чаще всего это волосатое существо с оскаленной мордой зверя и когтистыми лапами появлялось всюду и вмешивалось во все земные дела. Черт стоял за спиной Иуды, толкая его сначала на предательство, а затем на самоубийство. Черти соблазняли юношу женскими чарами, покупали за деньги и почести душу честолюбивого монаха, искушали святых. Когда же умирал грешник, черт караулил у смертного одра и хватал своими цепкими лапами выходящую с последним дыханием маленькую нагую душу. Торжествуя, он тащил ее в ад.
Исчадиям ада противостояли ангелы, вступающие в борьбу за душу, причем исход) сражения ангелов и дьяволов во многом зависел от соотношения добра и зла в самой душе. В этом заключалось ключевое различие нравственной стороны культуры средних веков и античности, где человек был жертвой слепого рока, не могущего повлиять на свою судьбу.
1 Архивольт - обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.
2 Тимпан - плоскость между проемом арки и лежащим на нем антаблементом.
Сюжеты и образы нерелигиозного происхождения, но имеющие символическое значение, также занимали значительное место в украшении капителей.
Сирена, губящая своим пением моряков, символизировала мирские соблазны, химеры - человеческие пороки. Пеликан, питающий детей собственной кровью, олицетворял Христа, принесшего себя в жертву ради людей. Львица, склоняющаяся над мертвыми детенышами и вызывающая их через три дня к жизни - рычанием, символизировала Бога Отца, воскресившего Сына - Иисуса Христа на третий день.
Созданные народной фантазией образы многоглавых тварей, зверей с раздвоенными телами, людей с собачьими головами, карликов, обезьян
Рельеф собора св. Петра. Фрагмент. Женева И Лягушек, родственные образам ИЗ
распространенных в народе басен, сказок и легенд, составляли третью группу сюжетных композиций. Это пристрастие к чудесному весьма характерно для романского искусства.
С появлением причудливого декора сместился акцент в самом характере изобразительного искусства. Оставаясь «Библией для неграмотных», оно должно было не только наставлять в вере, но и устрашать отступников. Поэтому главное внимание уделялось изображению страданий, через которые, как через очищающий огонь, предстоит пройти душе. С необычайной живостью и эмоциональным накалом создавались картины бедствий и страдания: на страдания обречены изгнанные из рая Адам и Ева; на страдания обречен Каин, убивающий Авеля; на глазах обезумевших от горя матерей воины царя Ирода истребляли младенцев; изуверским мучениям подвергали язычники бесчисленных святых; в языках адского пламени корчились грешники; сам Иисус Христос проходил через страдания и смерть.
Культ страдания был призван примирить людей со всеми тяготами жизни и дать им надежду на будущую райскую жизнь. В то же время большую роль в иконографической программе играли апокалиптические темы. Соответствующие изображения на витражах и порталах разграничивали два мира - грешный, мирской, и священный. Страшный суд связывал их между собой, соединяя прошлое, настоящее, будущее и утверждая вечное. Позднее место рая и ада в произведениях изобразительного искусства и архитектуры было строго обусловлено: правая сторона считалась благостной, поэтому справа находился рай, а левая сторона -проклятая, здесь располагался ад.
Главной особенностью романского изобразительного искусства, формирующегося и развивающегося в рамках единого для всех народов Европы христианского мировоззрения, являлся его глубоко мистический, религиозный характер, поскольку в основе этого мировоззрения лежало представление о том, что земное Существование ничтожно по сравнению с вечной загробной жизнью, мир полон
Страшный суд на тимпане портала церкви Сен-Дени. Париж
зла и губительных соблазнов, красота материального мира обманчива и преходяща, тело - лишь оковы бессмертной души. В средние века был даже выдвинут тезис о телесном уродстве Христа. На смену античному идеалу и преклонению перед красотой человеческого тела пришла идеализация духовного начала, что и обусловило появление нарочито деформированных, непропорциональных, аскетически бесплотных фигур романских статуй. Вместе с тем именно в романском искусстве проявились художественные традиции народного творчества: декоративность, безудержная фантазия в сочетании с грубоватым народным юмором, особенно в изображении второстепенных с точки зрения теологического замысла персонажей и эпизодов, передаваемых с удивительной натур алистично стью.
Несмотря на формирование в романскую эпоху общеевропейского архитектурного стиля, для которого типичными были мотив полукруглой арки, базиликальный тип храма, массивные стены и башни с шатровым завершением, сложилось множество региональных художественных школ, различия которых весьма значительны.
Рельеф тимпана базилики Сен-Сернен. Фрагмент. Тулуза |
Во Франции на облик храмов решающее влияние оказало паломничество. С XI столетия паломничество приобрело особое значение в жизни феодальной Европы и достигло небывалого размаха. На это был ряд причин. Голод и нищета, надежда на свершение чуда и религиозная экзальтация заставляли людей той эпохи поклоняться
святым местам. Но не одно благочестие вынуждало отправляться в дальний путь. Беглые крестьяне, путешествующие со своими товарами купцы, ремесленники, строители и живописцы вливались в поток паломников. Концентрация земель в руках крупных феодалов привела к разорению среднего и мелкого дворянства и появлению на дорогах Европы все возраставшей массы рыцарей.
Разграбление Константинополя в 1204 г. крестоносцами, отправившимися в четвертый крестовый поход на Иерусалим, но не дошедшими по назначению, привело к тому, что из Византии помимо драгоценной утвари, тканей, икон, эмали во множестве вывозились чудотворные мощи святых. Это была настоящая «мощевая» лихорадка. Останки святых расчленяли и продавали по частям. Храмы наполнились огромным количеством таких святынь. Для их хранения строили капеллы, возводили гробницы, делали драгоценные раки и роскошные ковчеги. Паломничество к приобретенным святыням и возникновение так называемых паломнических церквей стало приметой времени.
Наибольшее количество паломнических церквей, прозванных за их суровое величие «крепостями Господними», сосредоточилось к югу от Луары и сделалось особым явлением французского романского зодчества, поскольку в ХП-ХШ вв. именно здесь проходили дороги в три главных центра паломничества - в Палестину, Рим и Северную Испанию, куда верующие стремились, чтобы поклониться святыням, связанным с именами первых христианских мучеников.
Культ реликвий повлек за собой изменения восточной части церкви в целом: хор значительно подняли над общим уровнем пола, чтобы открыть доступ в крипту; вокруг центрального алтаря стали делать полукольцевой обход, который обрамляли маленькими капеллами с алтарями, образующими венец капелл. Такое устройство храма позволяло посетителям, не нарушая богослужения, пройти через боковые нефы и в обход посетить все капеллы, где хранились реликвии. Снаружи восточная часть храма приобрела пирамидальный вид; над невысокими капеллами выступала стена обхода, над ней возвышалась главная апсида с примыкающим к ней трансептом, и все эти нарастающие объемы увенчивались высокой башней на перекрестье нефа и трансепта. С запада вход обрамляли две симметрично расположенные башни. Таковы церкви Сен-Северен в Тулузе, Сен-Мадлен в Везеле, Сен-Лазар в Отене.
Немецкая архитектура тесно была связана с каролингской. В 962 г. король саксонской династии Отгон I по примеру Карла Великого короновался в Риме императорской короной, положив начало «Священной Римской империи германской нации». Подъем империи при Отгонах сопровождался бурным строительством.
В церковном зодчестве господствовала трехнефная базилика с высоким центральным нефом и более низкими боковыми, с апсидами, а иногда и трансептами на восточной и западной сторонах, с башнями на средокрестиях и фасадах. Подобного типа постройкой стала церковь Сант-Михаэлъ в Хильдесхейме. Церковь имеет двустороннюю ориентацию, симметрично расположенные трансепты и башни, порталы и окна. На востоке храм завершали три апсиды, в западной части - крипта и хор с обходом.
Феодальные усобицы, изнурительная и бесплодная борьба императоров с папством за главенство в Европе способствовали децентрализации страны и образованию обособленных княжеств, развитие которых протекало крайне неравномерно. Новый этап в истории немецкой архитектуры начался строительством монументальных храмов в имперских городах на Рейне. Возведенные в XI-XII вв. соборы в Шпейере, Майнце и Вормсе принадлежат к числу самых величественных и монументальных храмов романского стиля. Все они представляют собой
Церковь аббатства Мария Лаах. Германия
длинные, строгих геометрических форм здания с толстыми гладкими стенами и узкими окнами. Симметрично расположенные с запада и востока трансепты фланкированы башнями со шлемовидным завершением. Такие же массивные приземистые граненые башни отмечают оба средокрестья. При этом, несмотря на внешнее сходство с постройками оттоновского времени, различие между этими знаменитыми «имперскими» соборами и церквами, возведенными в монастырях «Священной Римской империи германской нации», очень велико. Заключается оно не столько в грандиозности размеров, сколько в новизне конструкции, при которой плоские деревянные перекрытия центральных нефов были заменены крестовыми каменными сводами.
По типу прирейнских городских соборов были построены и монастырские храмы. Особое место в немецкой архитектуре заняла церковь аббатства Мария Лаах, справедливо считающаяся классическим зданием немецкой рома-ники, поскольку вобрала основные принципы немецкого храмового зодчества романской эпохи. Церковь представляла собой трехнефную базилику двусторонней ориентации, вход в которую с обеих сторон предварял атриум. Западный хор далеко выступал вперед. Восточная часть завершалась полуцилиндром апсиды. Дополняли картину мощные башни над средокрестием. Наружный облик здания определили геометризованные объемы, покрытые скупым декором; внутреннее пространство полностью перекрывали крестовые своды. Сходный характер имела архитектура кёльнских церквей, отличающихся лишь трехле-пестковым завершением хора: кроме восточной апсиды, завершающей центральный Неф, пристраивали еще две на концах трансепта. Замечательным примером подобного типа здания служит церковь Апостолов в Кёльне, сходная по своему облику с соборами других рейнских городов.
Совершенно иначе выглядели романские храмы Италии, сосредоточенные на севере страны, в Ломбардии, наиболее тесно соприкасавшейся с культурой евро-
пейских стран, тем более что через нее проходили пути направлявшихся в Рим паломников. Первым и наиболее типичным образцом романской культовой архитектуры в Италии можно считать базилику Сант-Амброджо в Милане с обширным прямоугольным атриумом, равным по площади самой церкви. Фасад церкви оформлен двумя рядами глубоких арочных галерей, придающих стене легкий воздушный характер. Мотив галереи, состоящей из ряда полуциркульных арок, особенно характерен для романских храмов и в Тоскане, области в средней Италии.
Из сохранившихся здесь сооружений романского стиля прежде всего привлекает внимание знаменитый собор в Пизе (XII в.), являющийся лишь частью обширного сложного монументального комплекса, включающего в себя также кам-панилу, баптистерий и кладбище и выражающего весь круг человеческого бытия -от рождения до смерти. Фасад большого пятинефного собора с очень высоким средним нефом украшен расположенными в несколько ярусов изящными аркадами, которые повторяются в украшении баптистерия-ротонды и опоясывают в несколько рядов цилиндрический объем кампанилы - «Падающей башни». Беломраморный собор не имеет на фасадах скульптуры, зато украшен вставками цветного мрамора.
Церковь Сан-Миньято аль Монте. Флоренция |
Таким же изящным геометрическим узором украшены фасад и интерьер воспетой Данте церкви Сан-Минъято аль Монте во Флоренции и находящийся там же баптистерий. Облицовка стен соборов тонкими мраморными полосами зеленого, розового, серого, черного цвета, тщательно подогнанными друг к другу и отшлифованными, являлась характерной чертой декоративного убранства романских храмов Тосканы, получившего название инкрустационного стиля. Романские храмы Италии с их праздничными фасадами и обилием форм, близких к античной классике, лишены крепостной суровости, присущей большинству строений романского стиля.
Наиболее значительная постройка средневековой Испании - собор Сант-Яго де Компостела в Галисии, желанная цель бесчисленных пилигримов, - полностью повторял типпаломническойцеркв и, сложившейся во Франции. В Сеговии планировка церквей была усложнена сооружением открытых арочных галереи, наподобие клуатра, служивших светским целям: они использовались как крытые рынки или место для собраний горожан. Наряду с базиликальными храмами встречались и центрические постройки, характерным образцом которых служит двенадцатигранная церковь Вера Крус в Сеговии - плоско перекрытое низкое здание с поднятой центральной частью и глухими стенами, прорезанными сверху редкими окнами. По мере продвижения к югу сказывалось влияние восточной арабской архитектуры, и особенность собора в Саламанке проявилась в последовательном применении стрельчатых арок и ребристом куполе над средокрестием.
Специфической особенностью храмовых построек Англии, в целом повторяющих устройство французских, было соединение в одном здании типов монастырского и приходского храмов. Но планы английских соборов тяготели к прямоугольным очертаниям, и хор с обходом получил распространение не всюду. С целью же обеспечения достаточного места для прихожан и многочисленного клира увеличили протяженность нефов, хора и трансепта. Узкие трехнефные здания, такие как собор св. Павла в Лондоне, достигали длины более 170 м. В связи с этим особую роль приобрела башня над средокрестием, призванная уравновесить сильно разметнувшееся в стороны здание. Башни составляли излюбленный элемент английской архитектуры, служа высотной доминантой местности.
Помимо рыцарского замка и кафедрального городского собора к основным типам архитектурных сооружений в романскую эпоху относился и монастырский ансамбль. Романский стиль называют даже монастырским стилем. Но по своей планировке монастыри романского периода мало чем отличались от монастырей «каролингского возрождения». Как и прежде, центром их было здание церкви с клуатром.