Тема 10. Дизонтогении при асинхрониях. Дисгармоническое развитие личности

Асинхрония как явление дизонтогенеза и дезадаптации подразумевает, по мнению Н.А.Государева, формирование дисгармонической личности, которое характеризуется

а) нормальным становлением познавательной предметной деятельности;

б) нарушением общения, социального поведения человека.

Асинхрония развития – нарушение определённой последовательности в ходе возникновения новых типов межфункциональных связей. Явление асинхронии развития, по мнению Н.Ю.Максимовой и Е.Л.Милютиной, может проявляться:

1) В виде ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, сохранение более ранних форм. Ретардация характерна для олигофрении и ЗПР. Возможна также ретардация, затрагивающая отдельные функции, например, при недоразвитии речи.

2) В виде патологической акселерации отдельных функций, например, раннее проявление сексуального влечения при преждевременном созревании половых органов.

3) При сочетании явлений ретардации и акселерации. Встречается при раннем детском аутизме, дисгармоническом инфантилизме, психопатии.

Дисгармоническое психическое развитие – форма нарушения развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур. Примером служат психопатии, невропатии и неврозы.

Психопатии – аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии выделяют три основных критерия, характеризующих психопатию: 1. тотальность патологических черт характера; 2. относительную стабильность их проявлений в течение жизни; 3. социальная дезадаптация.

Классификация психопатий в зависимости от усиления-ослабления функций и уровней эмоциональной регуляции.

В.В.Лебединский, О.С.Никольская и другие, выделяют четыре уровня:

базальной аффективной организации:

1. Уровень полевой реактивности.

2. Уровень стереотипов.

3. Уровень экспансии.

4. Уровень эмоционального контроля.

Невропатии – нарушения эмоционально-волевой сферы, обусловленные неустойчивостью регуляции вегетативных функций (Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалёв и др.). Эти нарушения вегетативной нервной системы 1) чаще имеют врождённый характер; 2) реже являются следствием заболевания, перенесённого в первые месяцы жизни.

Неврастения формируется на базе невропатии или в результате астенизирующих воздействий (частых соматических заболеваний, хронических очагов инфекции и т.п.).

Неврозы – психогенные вегетосоматические расстройства непсихотического уровня, которые осознаются самим человеком.

Рекомендуемая литература по теме:

Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001.

Ахвердова О.А. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Ставрополь, 2000.

Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997.

Балахонов А.В. Ошибки развития. ЛГУ 1990.

Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2008.

Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций.М., 2007.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. М., 1993.

Кащенко В.П. Исключительные дети. М., 1926.

Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. М., 2003.

Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2004.

Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2002, 2003.

Ранняя помощь детям с особыми потребностями и их семьям. / Под ред. Н.П.Майорова. СПб., 2001.

Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. М., 2003.

Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2006.

Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.

Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995.

Холмс Д. Анормальная психология. СПб., 2003.

Щербакова А.М. Воспитание ребёнка с нарушениями в развитии. М., 2001.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В.Лебединского. М., 1990.

http:// chuprov.boom.ru

http: // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml

http: // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0

http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156

http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm

Вопросы для самопроверки:

1. Какие состояния относятся к дисгармоническому личностному развитию?

2. Какие виды психопатий проявляются на ранних этапах онтогенеза?

3. Какие способы компенсации возможны при каждом виде психопатии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: