Становление западноевропейской системы помощи лицам с отклонениями в развитии

Отношение общества к лицам с отклонениями в развитии имеет исторический характер и определяется уровнем развития общества: состоянием науки и культуры, социально-экономическими отношениями, господствующими религиозными взглядами, национальными традициями, правовыми нормами.

На протяжении многих веков проблема аномального развития не рассматривалась с научных позиций. На ранних этапах истории человеческого общества отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым. В эпоху античности отдельные человеческие сообщества, исповедующие культ силы, отнимали жизнь у детей с отклонениями в физическом развитии. Например, в Спарте каждого новорожденного осматривали старейшины. Слабых и уродливых детей бросали в пропасть. В Древнем Риме убивали уродливых и топили в воде хилых и обезображенных детей.

В период средневековья в Западной Европе инквизиция чинила расправу над душевнобольными людьми, считая слабоумных «детьми дьявола», их бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, сжигали на кострах.

В эпоху Возрождения зарождаются гуманистические идеи сострадания и милосердия к человеческим порокам и недостаткам (Т.Мор. Э. Роттердамский, Я.А.Коменский, Д.Локк). Врачи начинают посещать монастыри и тюрьмы, пытаются вести наблюдения за душевнобольными, искать пути помощи и возвращения их в общество.

Впервые мысль о том, что слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци.

Выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера. Он считал, что все они имеют право на обучение.

Первые попытки индивидуального обучение глухих были предприняты в 1578 г. в Испании, в 1648 г. В Англии, слепых - в 1670 г. во Франции.

Гуманизация и демократизация взглядов на гражданские права лиц с отклонениями в развитии нашли отражение в трудах Руссо, Вольтера, Монтескье, Дидро, в "Декларации прав человека" 1793г. в период Великой французской революции. Однако широкой поддержки среди государственных деятелей и педагогов в то время эти идеи не получили.

Начало научных исследований слабоумия положено в 19 веке, наиболее весомый вклад внесли французские врачи-психиатры: Филипп Пинель, Жан-Этьен-Доминик-Эскироль, Жан Итар, который впервые предпринял попытку обучения и воспитания глубоко умственно отсталого ребенка («Айверонского дикаря»). Внимание врачей на заре развития психиатрии привлекали наиболее глубокие формы интеллектуальных нарушений. Таким образом было положено начало медико-педагогическому направлению помощи детям с интеллектуальными аномалиями.

Большой вклад в практику внес Эдуард Сеген, идеи которого не получили поддержки на родине во Франции, и он эмигрировал в Америку. Там под его руководством стали открываться частные школы для слабоумных детей, в этих учреждениях создавалась система педагогической помощи, предусматривающая обучение, трудовое и физическое воспитание. До сих пор педагогики- дефектологи широко используют пособия, разработанные Э.Сегеном. В Европе идеи Э.Сегена получили развитие благодаря М.Монтессори, которая разрабатывала свою дидактическую систему для обучения умственно отсталых детей, ее дидактические пособия для сенсорного воспитания дошкольников до сих пор востребованы практикой.

На рубеже 1Х-ХХ веков в Европе зародились и получили развитие основные направления помощи детям с отклонениями в развитии (в специальных учреждениях):

- христианско-филантропическое: организация общественного призрения инвалидов в приютах, богадельнях и т. д.;

- медико-педагогическое: лечение, воспитание и обучение;

- педагогическое: образование детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта.

- психодиагностическое: выявление лиц с нарушениями интеллекта, дифференциация

Становление систем помощи лицам с отклонениями в развитии в России. В православии сложились гуманные традиции в отношении к людям с отклонениями в развитии. Издавна убогие, юродивые находили приют в церквях, монастырях. Забота и опека страждущих и обездоленных на Руси традиционно была свойственна и простому пароду, и присутствовала в официальных действиях церкви и государственной власти. В Уставе о православной церкви, утвержденном киевским князем Владимиром Святославичем (996), вменялось в обязанность церкви заботиться об убогих, нищих и юродивых.

В XI в. Киево-Печерская лавра становится прибежищем для калек и слабоумных, то же самое можно сказать о деятельности монастырей и церквей по всей Киевской Руси.

В начале XII века в «Поучении князя Владимира Мономаха своим детям») указывается, что следует не забывать убогих, подавать милостыню сиротам и защищать их.

Однако, на Руси, так же как и в Европе, отношение к убогим, нищим, калекам было неоднозначным. Когда их становилось особенно много (после войн, экологических катастроф), передвижение их пытались ограничить. Для них при монастырях открывали богадельни. В «Стоглавый судебник» (1551) при Иване Грозном была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих, «кои одержимы бесом и лишены разума». Их рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых».

В период царствования Екатерины II разрабатывается ряд законодательных актов, направленных на дальнейшее развитие общественного призрения; создаются государственные структуры для организации специальных учреждений и управления ими.

Система специального образования детей с отклонениями в развитиизародилась в 1797 г., когда было учреждено ведомство императрицы Марии Федоровны, объектом особого внимания которого стали детские приюты.

Французский тифлопедагог В. Гаюи, приглашенный в Россию Александром I, открыл первые специальные учебно-воспита-тельные учреждения: опытное училище для 12 глухонемых детей (1806, Павловск); школу для слепых (1807).

В России, как и в Европе, развиваются такие направления помощи детям с отклонениями в развитии:

христианско-благотворительное — приюты, богадельни, дома призрения;

лечебно-педагогическое — специальные отделения при больни-

цах, школы-санатории;

педагогическое — детские ясли и сады, школы, колонии.

Основой финансирования учреждений специального образования являлись благотворительные средства.

Первые лечебно-просветительные учреждения в России появляются в 19 веке. В 1854 году в Риге доктор Фридрих Пляц открыл первое в Росси лечебно-педагогическое частное учреждение для умственно отсталых и эпилептиков, где помимо лечебных мероприятий проводились занятия по системе Э Сегена. В Петербурге подобные учреждения для слабоумоых были открыты силами энтузиастов- Екатерины Константиновны Грачевой, супругов- врачей Ивана Васильевича и Екатерины Хрисанфовны Маляревских. В Москве первые вспомогательные классы были открыты по инициативе Марии Павловны Постовской.У истоков отечественной коррекционной педагогики стояли видные учёные: А.И.Граборов, Л.К.Шлегер, К.Н.Корнилов. Самоотверженным организатором специального образования в России был В.П.Кащенко (1870-1943), который в 1908 году открыл в Москве «Школу-санаторий для дефективных детей». Его книга «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков» была переиздана в 1994г. и до сих пор является востребованной среди педагогов, дефектологов и родителей.

В начале XX в. в России функционировало около 4,5 тыс. благотворительных организаций и 6,5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии.

По утверждению Н.Н. Малофеева, в дореволюционной России

не была оформлена система специального образования, но бы-

ла создана сеть специальных образовательных учреждений.

К 1907 г. действовало 61 заведение для глухих; к 1914 г. создано около 30 приютов и учебных заведений для незрячих; к 1917 г. во многих регионах России были организованы

вспомогательные школы, приюты, врачебно-воспитательные

заведения, в которых воспитывалось около 2 тыс. детей с раз-

личными умственными недостатками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: