Экзаменационный билет № 7

Категория образа в дизайне. Актуальные трансформации образного языка дизайна.

ОБРАЗ В ДИЗАЙНЕ — эмоционально-чувственное представление о назначении, смысле, качестве и оригинальности произведения дизайнерского искусства, категория эстетической оценки результатов дизайнерского "зорчества.

Определение: образ - это отражение предметов и явлений материального мира в сознании человека и (как следствие) в культуре.

Образ - множество значений, приданных объекту дизайна как знаку. Значения придаются объекту как дизайнером, так и потребителем. При этом образ традиционно считается "целостным" (анализ образу противопоказан?)

На практике, образ - то, что результат проектирования напоминает человеку. Отрефлексированный образ - если дизайнер сознательно заложил эти коннотации, о чем написал в пояснительной записке или гайдлайнах.

Место образа в дизайне: дизайнер может выбрать себе образ (набор его собственных ассоциаций с проектом или ассоциаций заказчика). Выбранный образ может служить _вдохновением_ на всех этапах проектирования:

  • при анализе ситуации образ может служить вторичным критерием отбора аналогов
  • в процессе придумывания проекта(мозговой штурм) образ может стать отправной точкой в обсуждении
  • в процессе формообразования образ может напрямую вылиться в морфологии. Пример: небоскребный стиль в американском коммерческом дизайне - Бел Геддес ликерный набор "Небоскреб" использует образ небоскреба в форме шейкера в лоб.
  • расчленив образ (чего, вообще говоря, делать не следует, если уж он целостный), можно воспользоваться отдельными признаками образа при выработке цветофактурных решений (что любят на кафедре дизайна больше, чем прямое отражение образа в морфологии). Пример

На оси "художественность-утилитарность" чем больше образность, тем выше художественность. В развитии дизайна роль образа в общем совпадала с колебаниями различных школ по этой оси:

  • Образ очень важен для Морриса и Рескина
  • Образ менее важен для Баухауса и конструктивизма
  • Образ очень важен для американского коммерческого дизайна (хотя они не на оси)
  • Образ менее важен для ульмской школы и более важен для итальянского послевоенного дизайна (типа кресло-рука)
  • В постмодернизме образ приобретает второе дно (игра смыслов), но вообще с отказом от рационализма образ становится снова очень важен для постмодернизма, потому что образ ощущается человеком без обдумывания.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: