В настоящее время в ЕЭС функционирует эффективная иерархическая система централизованного оперативно-диспетчерского управления, обеспечивающая надежную параллельную работу ОЭС и энергосистем стран СНГ и Балтии, регулирование частоты электрического тока, планирование ремонтов генерирующего и сетевого оборудования, функционирование оптового рынка электроэнергии и мощности.
Повышение на рассматриваемом интервале времени системной надежности за счет схемно-режимных мероприятий не должно рассматриваться как возможность снизить требования к системе диспетчерского управления. Такие меры, как уход от «слабых» межсистемных связей и обеспечение схемных решений, исходя из требований критерия «n–1» и «n–2» ослабят напряженность оперативного управления, однако не должны приводить к снижению ответственности диспетчерских служб и объему их работы, особенно в части анализа текущей схемно-режимной ситуации. Вместе с тем, все более глубокое внедрение новых экономических отношений в системе генерации, потребления и транспорта электроэнергии приведет к повышению значимости оптимизационных решений при формировании текущих режимов и, соответственно, необходимости использования все более совершенных методик и углубления автоматизации системы управления(прежде всего – в части подготовки оперативных решений). Особое значение имеет решение проблемы обеспечения баланса мощности при покрытии пиковых нагрузок.
|
|
Таким образом, определяющими долгосрочную техническую политику в области оперативно-диспетчерского управления будут следующие качественные изменения в объекте и технологиях управления:
• интеграции существующих и создаваемых технических подсистем диспетчерского управления в единый комплекс технических средств анализа, планирования (долгосрочного и краткосрочного), оперативного и автоматического управления режимами ЕЭС;
• интеграции баз данных СМПР (система мониторинга переходных режимов), ОИУК (оперативно информационный управляющий комплекс) и АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учёта электроэнергии) с целью создания достоверной модели ЭЭС в реальном времени;
• создания и поддержания нормативной базы (стандартов, технических регламентов) по оперативно-диспетчерскому управлению, устанавливающих требования к безопасности, качеству процессов управления;
• обеспечения функционирования рынка системных услуг;
В период до 2020-2030 года необходимо решить задачи:
создание континентальной энергосистемы путем объединения на параллельную работу синхронных зон, создания несинхронных связей в виде вставок и электропередач постоянного тока;
|
|
международная унификация функций и технологий оперативно-диспетчерского управления;
качественное повышение наблюдаемости режима энергосистемы;
создание высоко интегрированного управляющего комплекса (технической системы оперативно-диспетчерского управления), обеспечивающего скоординированную работу в режиме реального времени оперативного планирования, оперативного управления и технологической автоматики;
В ЕЭС России совершенствование системы регулирования частоты и мощности должно быть ориентировано, прежде всего, на создание многоуровневой системы вторичного регулирования, при которой в каждой ОЭС создается своя собственная система регулирования, входящая в состав централизованной системы АРЧМ ЕЭС.