Воспроизведение слов по подражанию

При формировании навыка правильного воспроизведения слов важную роль играет восприятие детьми образца. Таким образцом является речь педагога. Условия и основы для под­ражания могут быть разные. В некоторых случаях ребенок в состоянии сразу правильно произнести слово. Если же он, подражая речи педагога, воспроизводит слово дефектно, то используются специальные приемы, например фонетическая ритмика. Рассмотрим методику её применения.

Слово делится на части. Выполнение какого-либо движения подчеркивается произнесением смычно-проходных и фри­кативных согласных, особенно когда они находятся в конце слова или в стечениях согласных (там – ·, миш – · ка). Это несколько препятствует появлению призвуков и пропуску од­ного из согласных в стечениях.

Произнесение каждой части слова сопровождается движе­нием. При этом движения должны быть слитными, переход звука одной артикуляции в другую обусловливает такой же характер выполнения движений руками, сопровождающих произнесение. Каждое движение продолжает следующее без интервала во времени. При специальной работе над словом на первых этапах допустим несколько замедленный темп про­изношения по сравнению с естественным. При этом слитность и ударение в слове должны быть сохранены. По мере необхо­димости из слова вычленяются отдельные слоги и даже зву­ки, при условии обязательного последующего слитного вос­произведения слова. Для соблюдения ребенком естественного темпа произнесения слова следует сокращать количество дви­жений, стремясь к тому, чтобы слово произносилось на одном движении.

На занятиях работа проводится следующим образом. Пе­дагог произносит слово в нормальном темпе, слитно, соблю­дая ударение и орфоэпические нормы, т. е. дает образец зву­чания. Затем дети вместе с педагогом произносят слово слит­но, но в несколько замедленном темпе, фиксируя внимание на звуках, воспроизведение которых в слове вызывает затруднения; после чего дети вместе с педагогом произносит слово в темпе, близком к естественному (на этом этапе можно попро­бовать сократить количество движений). В заключение дети произносят слово самостоятельно. Все слова, которые исполь­зуются для специальной работы по формированию навыка воспроизведения слова, должны быть знакомы детям и быть наиболее употребимыми в речи.

Рассмотрим этапы работы над словом.

Мама. 1. Произнесение слова сопровождается двумя дви­жениями, соответствующими слогу ма. 2. Ма (первый слог) – левая рука в сторону, мама – обе руки одновременно вниз. 3. Слово мама произносится на одно движение – руки вниз или в стороны.

В случае произнесения слова как мбамба (мпампа) сле­дует выделить звук м и отработать его произнесение изолиро­ванно, затем в слоге ма. В случае появления закрытой гнуса­вости звуки м и а можно несколько раз произнести с паузой между ними: м – · а – ·, при этом внимание ребенка обращает­ся на то, что губы при произнесении звука м не размыкаются. С каждым разом пауза между звуками сокращается, и наконец слог произносится слитно, на одном движении. После этого вновь повторяется произнесение целого слова.

Дай. Естественный жест просьбы, выполняемый одной или двумя руками (слог да), продолжается движением, соответ­ствующим звуку и.

Там. Энергичный указательный жест (на та) заканчивает­ся напряженным движением руки вниз (на м).

Помоги. На слог па (о произносится как а) резкое движе­ние кулаками вниз; на ма (о произносится как а) руки плав­но вперед – в стороны (при произнесении м усиливается ди­намика); на ги – руки вверх (подчеркнуть звук и как удар­ный).

Привет. 1. Резко раскрываются кулаки (п), руки враща­ются одна вокруг другой (р) и поднимаются вверх (и); ве – руки плавно опускаются, на уровне груди пальцы соединяют­ся в щепотку (на т).

2. При – резко раскрываются кулаки; вет – пальцы резко соединяются в щепотку.

Для формирования навыка выделения ударного слога де­тей сначала учат произносить трехсложные редупликаты с различным ритмом: Та-та-та, та-Та-та, та-та-Та. Произнесение ударного слога сопровождается более широким и сильным движением. Затем навык переносится на слово, вслед за редупликатом произносится слово с тем же ритмическим рисун­ком: Та-та-табабушка (варежка, яблоко), та-Та-талопа­та (собака); та-та-Та – молоко (там пальто). В дальнейшем используются более сложные ритмические структуры – 4 – 5 – сложные, не только на материале слов, но и фраз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: