Работа над фразой

Данная работа включает формирование у детей слитного произношения слов в синтагмах, в небольших фразах, члене­ние больших фраз на синтагмы с помощью пауз, выделение логического ударения, соблюдение надлежащего темпа произ­ношения фраз, а также, по возможности, и изменение основ­ного тона голоса в соответствии с той или иной интонацией. Кроме этого, дети должны реализовать во фразе все те навы­ки звуковоспроизведения, которыми они овладели на мате­риале слогов, слогосочетаний и слов.

Значительную помощь оказывает в работе над фразой фонетическая ритмика. Движения, сопровождающие речь, приобретают характер плавного дирижирования. На одно движение произносится короткая фраза или синтагма. От­дельные слова берут тогда, когда отрабатывается интонация.

Среди речевых упражнений, используемых для формиро­вания навыка произнесения фразы, можно выделить такие упражнения, которые построены на ограниченном звуковом материале. Они направлены на то, чтобы дети учились произ­носить большой по объему речевой материал и не испытыва­ли при этом затруднений в звуковоспроизведении. Это упраж­нения типа Па, ма. Папа, ма. Папа, мама. Па, ма. Мама тут, мама там, мама, мама тут и там.

Используется фразовый материал, подобранный по фоне­тическому принципу:

В ле с у темно, Tu ш e,мы ш и,

Все с пят давно. Кот на кры ш е,

Одна с ова не с пит – А котятае щ е вы ш е.

На с уку с идит.

В качестве упражнений могут быть различные стихи, ко­торые дети разучивают к праздникам.

Для того чтобы речь детей была интонированной, нужно соблюдать следующие условия:

речь взрослых должна быть богата интонационно;

необходимо создавать и использовать различные ситуации, в которых манеры общения можно выразить междометиями:

Ай-й-яй! Ой! Ах! Ура! и т. п.;

проводить специальные упражнения, в которых использу­ются противоположные интонации, например: Да? Нет! Да;

Я? Нет, ты!;

использовать речевой материал с ярко выраженным инто­национным рисунком:

Дождик, дождик – ай-я-яй! Ой-ё-ёй!

Зонтик, зонтик – дай! дай! дай! Как высоко!

проводить речевые игры, предполагающие движения голо­са по высоте и интенсивности:

Идет папа-медведь. ТОП-ТОП-ТОП,

Идет мама-медведь. Топ-топ-топ,

Идет маленький мишка. Топ-топ-топ-топ. И т. д.

Глухие дети, обладая теми или иными произносительными навыками, часто не реализуют их в речи. Вместе с тем одной фиксации внимания ребенка на произношении с помощью ин­струкции «Говори хорошо!» порой бывает достаточно, чтобы значительно повысить разборчивость их речи. Это свидетель­ствует о большой важности систематического контроля за фонетической стороной речи. Такой контроль должен иметь разную степень требовательности в зависимости от возраста детей и их умений. У самых маленьких нужно поощрять лю­бую попытку к говорению и меньше делать замечаний, иначе можно отбить у детей желание говорить.

В работе педагога и воспитателей должна существовать преемственность Им необходимо знать фонетические возмож­ности каждого ребенка, следить за появлением у него новых произносительных навыков и за их реализацией в речи.

Литература

Белова Н. И. Специальная сурдопедагогика. – М.: Просве­щение, 1985.

Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 1987.

Венгер А. А. Обучение глухих дошкольников изобрази­тельной деятельности. – М.: Просвещение, 1972.

Вопросы воспитания и обучения аномальных детей до школьного возраста: Сб. науч. тр./Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Изд-во АПН СССР, 1980.

Вопросы формирования речи аномальных детей дошколь­ного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Изд-во АПН СССР, 1982.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. – Т. 5: Основы де­фектологии. – М.: 1983.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском воз­расте. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1967.

Выготская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М.: Просвещение, 1975.

Зыков С. А., Кузьмичева Е. П., Зыкова Т. С. Звездочка: Картинное пособие по развитию речи для 1-го класса школ глухих. – М.: Просвещение, 1985.

Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников/Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Педагогика, 1989.

Корсунская Б. Д. Читаю сам Книга для чтения для глу­хих дошкольников: Методические указания. – М.: Просвеще­ние, 1980 – 1982. – Вып. 1 – 3.

Мухина В. С. Психология дошкольника. – М.: Просвеще­ние, 1975.

Носкова Л. П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих – М.: Просвещение, 1987.

Обучение учащихся подготовительного, I – IV классов шко­лы глухих / Сост. А. Г. Зикеев. – М.: Просвещение, 1984.

Pay Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произноше­нию в школе глухих. – М.: Просвещение, 1981.

Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981.

Сурдопедагогика / Под ред. М. И. Никитиной. – М.: Про­свещение, 1989.

Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 1979.


[1] В случае затруднения в работе с ребенком после первого года обу­чения он может быть направлен на психолого-медико-педагогическую консультацию для дополнительного обследования

[2] Знакомым по звучанию считается материал, который уже предъяв­лялся детям в ходе специальных упражнений по развитию слухового вос­приятия; незнакомым по звучанию считается речевой материал, который впервые предъявляется ребенку на слух

[3] Со второй половины года – с двумя флажками

[4] И.п. – исходное положение

[5] См.: Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 1986.

[6] С текстами сказок, предназначенными для драматизации, дети зна­комятся на занятиях по развитию речи (см. раздел «Развитие речи»)

[7] Здесь и далее указан конкретный период изучения темы. Естественно, в течение года каждая повторяется и закрепляется.

[8] Напоминаем, что материал, отмеченный звездочкой (*), является необязательным для обучения тех детей, которые освоили программу пер­вого года обучения.

[9] Здесь и далее слог или звук, написанные вместе со значком (– ·), произносятся протяженно.

[10] Слоги, написанные приписными буквами, произносятся достаточно громко.

[11] Усвоение звуков на этом году обучения не регламентировано. У некоторых детей может появиться больше звуков, чем предусмотрено программой. Это следует поощрять.

[12] В речи многих детей может быть больше звуков, в том числе ы, ш, х, з. В программе указан лишь обязательный минимум. Как правило, дети самостоятельно овладевают приближенным произнесением слова, поэтому специальная работа по обучению заменам звуков проводится только в тех случаях, когда у ребенка появляется грубый дефект звука (сонантность р, горловое, универсальное озвончение и т.п.)

[13] На индивидуальных занятиях педагог постоянно возвращается к тем игрушкам, звучание которых пока недоступно слуху ребенка, и пытается выработать у него реакцию на этот звук.

[14] Дети, начавшие обучаться с 3 лет, на первом году обучения должны научиться различать на слух (при выборе из 3 – 6) звукоподражания и слова и опознавать на слух звукоподражания, на втором году – разли­чать (при выборе из 7 – 10) и опознавать на слух звукоподражания и сло­ва и различать на слух фразы-поручения (при выборе из б – 8).

[15] По динамике слабо – упражнение выполняется без сильного мышечного напряжения, по динамике напряженно – со значительным мышечным напряжением.

[16] Произнесение слогов па, та можно сопровождать топаньем ноги или двумя ногами поочередно.

[17] См. Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих – М.: Просвещение, 1981.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: