Подведем итоги. Отталкиваясь от собственной психологической природы, актер в процессе логически построенного, целесообразного, органичного сценического действия меняет некоторые существенные характеристики собственной личности. В этом случае у исполнителя
— складывается новая мотивация;
— формируются установки, определяющие иной характер действий в предлагаемых обстоятельствах;
— возникают особые психические состояния, характерные для личности персонажа;
— на их основе перестраиваются психические процессы восприятия, памяти, воображения. Актер в роли чувствует и мыслит иначе, чем в жизни;
— изменяются отношения актера ко всему, что его окружает на сцене: к партнерам по общению, к людям вообще, к деньгам, к труду, к миру вокруг, наконец, к самому себе;
— меняются темпо-ритмические характеристики действий и переживаний, то есть меняется темперамент;
— возникает иной рисунок пластики, мимики, речи и тем самым меняется стиль поведения. В него могут привноситься национальные, профессиональные, возрастные характеристики.
|
|
На основе всех этих изменений на сцене возникает живой человек, плоть от плоти актера, но порожденный его творческой природой.
Как писал К.С. Станиславский, "при их вторжении в душу и тело артиста некоторые элементы роли и ее будущего исполнителя находят общую родственную связь, взаимную симпатию, сходство и близость по аналогии или по смежности. "Элементы" артиста и изображаемого им действующего лица частично или полностью сближаются друг с другом, постепенно перерождаются друг в друга и в своем новом качестве перестают быть просто линиями самого артиста или его роли, а превращаются в линии стремлений артисто-роли".
Так возникает новая сценическая личность, похожая и не похожая на своего создателя.
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ