Современные теоретические подходы к управлению качеством образования в ДОУ

Вопрос повышения качества воспитательно-образовательного процесса в настоящее время становится актуальным. В сложившейся теории менеджмента качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработку стратегии, организацию производства, маркетинг и многое другое. Международная организация по стандартизации считает качеством совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности.

Подходы к управлению качеством в теории менеджмента прошло несколько этапов своего развития.

1. Основоположником системного подхода к управлению считается У.Ф.Тейлор (1905г.). Его система определяла требования к качеству изделий. Он ввел специалистов - инспекторов, которые следили за качеством производимой продукции. По сути его система является системой управления качеством отдельного взятого изделия, т.е. на первом уровне упор делался на качество продукции, которое должно соответствовать некоторым стандартам.

2. Скоро инспекторы стали понимать, что производство – это процессы, и управлять надо именно ими. Появились методы статистического управления. Р.Л. Джонсом в 1924г. было введено понятие выборочного контроля качества. Появилась новая специальность – инженер по качеству. В данном случае упор делался не на качество продукции, которое должно соответствовать стандартам, а на стабильность процессов.

3. В середине двадцатого столетия американским ученым А. Фейгенбаумом была выдвинута концепция тотального, всеобщего управления качеством. Она основывалась на применении статистических методов и привлечения персонала в работу служб качества. Новый подход предполагал смещение мотивации в сторону человеческого фактора: материальное стимулирование уменьшилось, моральное – увеличилось. Мотивами качественного труда стали являться работа в коллективе и признание достижений коллегами и руководством. При этом сама деятельность контроля переносилась на самоконтроль непосредственно исполнителем, и высокий показатель качества должен был остаться на всех стадиях жизненного цикла продукции. В России одной из лучших таких систем являлась система, разработанная главным инженером горьковского авиационного завода Т.С. Сейфи. Она объединила качество, надежность, ресурс с первых изделий – канарпси. У этой системы есть свои характерные особенности:

· комплексность задач;

· организация работ по получению объективной и своевременной информации о качестве;

· интенсивное использование периода подготовки производства для выявления и устранения причин, снижающих качество изделий;

· универсальность, т.е. возможность применение в различных отраслях.

Т.Ф. Сейфи одним из первых понял роль информации и знаний в управлении качеством, перенес акценты с производства на проектирование, большое значение придавал испытаниям.

4. В 70-80-х гг. двадцатого столетия повсеместно начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качеством, т.е. управлению целями и самими требованиями. Тотальный менеджмент качеством включает в себя систему мер, вызывающих у потребителя уверенность в качестве продукции. Эта система является комплексной ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и выполнение сроков.

5. Когда в последующие 90-е годы усилилось влияние общества на производителя, предприятия стали больше учитывать интересы общества. Этот этап можно охарактеризовать как качество и удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев, потребителей и служащих.

Можно ли использовать достижения менеджмента в практике образовательного учреждения?

Качество – это комплексное понятие, которое характеризуется всеми эффективными сторонами деятельности, такими как разработкой стратегии, организацией производства, маркетингом и т.д. В теории и практике, как отмечает В.П.Симонов, выделяются две проблемы: качество продукции и менеджмент качества.

Это обращает наше внимание на то, что дошкольное образовательное учреждение является единой системой. Ее функции совершенно определены: деятельность всех сотрудников должна быть направлена на качественное осуществление функциональных задач детского сада. При этом деятельность сотрудников на каждом уровне управления имеет свои особенности: воспитатель обеспечивает эффективное воспитание и обучение детей, руководитель обеспечивает управления качеством образовательного процесса.

Цель дошкольного образовательного учреждения как образовательной системы – создание условий для полноценного гармоничного развития, воспитания и обучения каждого ребенка на уровне его индивидуальных возможностей.

Общая система дошкольного образовательного учреждения имеет большое количество систем, которые взаимосвязаны друг с другом. Деятельный аспект дошкольного образовательного учреждения может быть выделен в системе: мотив – цель – содержание – методы – результаты.

Поэтому руководитель должен уметь видеть связи между частями системы, охарактеризовать их как внутренние и внешние, прямые и обратные, общие и частные, непосредственные и опосредованные, постоянные и временные, случайные и необратимые и т.д. Руководитель должен рассматривать дошкольное образовательное учреждение как систему и видеть все связи между частями. Руководитель должен уметь сделать выбор тех связей, которые позволяют добиться поставленной цели с минимальным использованием числом связей.

Дошкольное образовательное учреждение, работающее в инновационном режиме, значительно отличается от детских садов, целью которого является стабильное поддержание заведенного порядка функционирования. Нужны новые подходы к управлению, которые станут движущей силой и помогут перевести дошкольное образовательное учреждение из функционирующего в развивающее и развивающееся. Оно требует новые подходы к совершенствованию работы учреждения.

Решение на практике проблем разработки концепции формирования адаптивной образовательной среды и технологии управления ею, требует четких методических подходов. По мнению М.М. Поташника, В.С. Лазарева сущность управления выражается через его функции, в которых определен круг деятельности, ее содержание, виды, назначение и роль. В.С. Лазарев рассматривает функции управления как отношение между упраляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности и организованности управляемых процессов. М.М. Поташник отмечает, что общие функции управления, которые можно назвать управленческими действиями, такими как планирование, организация, руководство, контроль, анализ, и конкретные функции, когда управленческое действие названо не само по себе, а вместе с объектом, на который оно направлено. Н.В. Кузьмина определяет управление как совокупность пяти функций:

- гностическая, дающая возможность получить информацию обо всех аспектах функционирования систем;

- проектировочная, формирующая цели и задачи;

- конструктивная, моделирующая разнообразные ситуации; организационная, в которой реализуется исполнительская деятельность управляющего;

- коммуникативная, нацеленная на взаимоотношения и связи между субъектами управления.

В то же время управленческая деятельность может рассматриваться еще и как процесс. По концепции В.С.Лазарева, М.М.Поташника процесс управления состоит из функций планирования, организации, руководства (мотивации) и контроля, т.к. образуется полный управленческий цикл от поставленных целей до их достижения.

Мы видим, что существуют различные точки зрения на функциональный состав управления, что обусловлено сложностью самой управленческой деятельностью, поэтому целесообразно существование каждого из подходов к определению функционального состава.

Функциональный подход позволяет целостно представлять свою деятельность в виде управленческого цикла.

Ситуационный подход, основой которого является конкретная ситуация, поэтому необходимо уметь правильно интерпретировать ситуацию, предвидеть последствия от применяемых методов, уметь увязывать конкретные методы с конкретными ситуациями. Этот подход исключает формальный подход в работе.

Оптимизационный подход заключается в том, чтобы достичь максимально возможных конечных результатов при рациональных затратах времени на управленческую деятельность.

В работах В.П. Симонова, Т.И. Шамовой отражены основные подходы оптимизации управления, в которых дают конкретные советы, как подойти к оптимизации управления:

- определение методологического подхода к решению проблем (видение модели, системность, конкретность, мера);

- оптимальный подход, выполняющий диагностическую, объяснительную, конструктивную, эвристическую и прогностическую функции.

Также они определяют принципы методологического подхода. Это принцип системности, который предусматривает оптимальность, гармоничность, целостность, и принцип конкретности – учет руководителем традиций учреждения, его контингента, особенностей педагогического коллектива. Принцип меры позволяет экономить время, повышает эффект. Этот принцип важен для сочетания обязанностей и прав. Оптимизация, по мнению исследователей, является выбором наилучшего варианта из возможных, наиболее соответствующего данным условиям и задачам. Использование оптимизационного подхода в практической деятельности дает возможность сэкономить время и трудовые затраты, устраняет односторонность в управлении.

Исследовательский подход по своей сути является исследованием. Как отмечают М.М. Поташник, П.И. Третьяков главным в исследовательском подходе - повышение научной обоснованности всех принимаемых решений в области содержания и организации воспитатетьно-образовательного процесса, которые должны приниматься в свете объективности и доказательности принимаемых выводов.

Человекоцентрированный подход. Название этого подхода говорит само за себя: центром внимания становится человек, личность. Об этом говорили в своих исследованиях Н.В.Немов, Р.Х.Шакуров. Человекоцентрированный подход на сегодняшний день является одним из основополагающих подходов в работе учреждения.

Для наиболее полного раскрытия сущности и механизмов совершенствования работы дошкольного образовательного учреждения соответствуют современные требования в самоорганизационном подходе.

Самоорганизационный подход (синергетический). По мнению С.В.Кулькевича руководитель в контексте синергетического мировоззрения не только администратор, но и человек, создающий условия для возникновения творческой самоорганизации в деятельности педагогического коллектива. Во внимание руководителем принимаются все компоненты человеческой сущности, должно придти понимание таких ценностей как потребности воспитателей в творчестве, соуправление процессом воспитания, стимулирование педагогической инициативы, овладение методами нелинейного управления сложной системы, то есть использовать в работе рефлексивный стиль руководства. Главная задача самоорганизованного подхода состоит не развитии традиционных форм демократизации, то есть в коллективном принятии решения, участие членов трудового коллектива в управлении, а в передаче полномочий каждому члену коллектива право самостоятельно принимать и реализовывать решения в рамках своей компетентности.

Для совершенствования работы учреждения, по мнению Т.П.Колодяжной, руководитель должен опираться на принципиальную схему самоорганизуемого управления. Только в этом случае любая педагогическая система, будь то детский сад, группа, класс, школа, образовательный регион, становится способной самопреобразованию. Самоорганизационный подход в работе учреждения становится эффективным при развитии отношения доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, используя при этом знания всех педагогов, начиная от методиста и заканчивая самым молодым педагогом.

При этом, как отмечает Т.П.Колодяжная, необходимо учитывать некоторые принципы:

· Принцип ценностно-личностного подхода к подчиненным. От руководителя требуется умение обращаться к внутренним источникам саморазвития рефлексивного слоя сознания: мотивации, критичности, автономности.

· Принцип открытости. Дошкольному образовательному учреждению, как системе, необходимо обмениваться информацией, отношениями, энергией, материалами с обществом, с окружающей средой, то есть необходимо признание системы обмена.

· Принцип субъектности. В синергетике субъектность рассматривается как позитивное проявление изначально хаотических взаимосвязей, упорядочивающихся по мере процессов самоорганизации. Хаос необходим, он становится источником развития, а источник этот лежит внутри субъекта, субъективный. Поэтому принцип субъектности ориентирован на переход от традиционно-директивного управления на руководство, способствующее актуализации внутренней и творческой активности личности.

· Принцип подчинения. Работа и развитие администрации происходит под влиянием процессов, которые подчинены определенным срокам (иерархия масштабов времени).

· Принцип нелинейности, ориентирующий на преодоление аддитивного подхода в процессе управления, т.е. сумма управленческих воздействий не всегда равна их результату.

· Принцип приоритета развития целого. Целое развивается быстрее составляющих его частей. Согласованность действий, кооперация усилий всего коллектива играют немаловажную роль в совершенствовании работы всего учреждения. Развитие вместе всего целого приводит к экономии времени, материальных, духовных затрат.

· Принцип взаимодействии самоорганизации и организации. Организующая роль управляющего должна направлять инициативу и поддерживать процесс развития, гибко реагировать на влияние внешних факторов, т.к. самоорганизация нуждается в корректировке и поддержке со стороны органов управления. Иначе самоорганизация может привести к негативным последствиям.

Вывод: 1. Управление – сложный процесс, разрабатываемый в науке через различные подходы, каждый из которых решает эффективно определенный круг управленческих задач, что может помочь в совершенствовании работы дошкольного образовательного учреждения.

2. Для совершенствования работы учреждения руководитель должен опираться на принципиальную схему самоорганизуемого управления.

2. Современный руководитель должен осуществлять управления, реализуя следующие его свойства-функции: целостность (однородность, единодейственность частей, дающих в их синтезе новое качество), интеграцию (состояние взаимосвязи между элементами, единство многообразного), гармонию (стройность, согласованность целого и входящих в него компонентов), целенаправленность (подчиненность цели, объединенность продвижения к цели), динамизм (развитие во времени и пространстве), управляемость (контроль и коррекция), открытость (активное усвоение социального опыта через организацию системы общих знаний), саморегулируемость (способность самостоятельно связывать, объединять, гармонизировать все действия, в соответствии с достигаемыми результатами, производить коррекцию целей, осуществлять содержательное и организационное обновление), самоорганизуемость (упорядоченность, при которой можно достичь поставленную перед собой цель), самоуправляемость (осуществление основных функций управления на демократической основе в принятии решений, с одной стороны, и степени включенности коллектива в управление, с другой стороны), самовоспроизводство (способность сохранять традиции, нормы, привычки, воспроизводить эффективные в воспитательном отношении ситуации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: