Значительный интерес представляет опыт отечественных предприятий по разработке и внедрению систем управления качеством. Первой попыткой внедрения системного подхода к этому процессу считают разработку и внедрение в 1955 г. на предприятиях Саратовской области, и прежде всего на Саратовском авиационном заводе, системы бездефектного проектирования, изготовления промышленных изделий и сдачи их с первого предъявления — системы БИП. На основе этой системы на предприятиях Львовской области была разработана система бездефектного труда — СБТ. Вслед за ней появилась Горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий).
В 1963 г. на Ярославском моторном заводе (позднее объединение «Автодизель») была разработана и внедрена система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса двигателя). С 1972 г. на предприятиях страны начинали разрабатываться и внедряться комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП). Наконец, в конце 1970-х гг. были сформулированы принципы Единой системы государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП). Последовательность этапов становления системного подхода к управлению качеством отражена на рис. 5.5.
|
|
Рис. 3.3 Этапы становления системного подхода к управлению качеством на отечественных предприятиях
Несмотря на ограничения и недостатки представленных систем качества, их внедрение сыграло значительную роль в становлении современных подходов к управлению качеством. Можно назвать актуальные и в настоящее время достижения в области отечественной теории и практики управления качеством:
1) дифференциация всего процесса управления качеством на отдельные функции, их анализ и систематизация;
2) включение в состав функций управления качеством изучение потребностей, удовлетворение которых должна обеспечивать продукция соответствующего качества;