Цель и задачи гуманистического воспитания. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Противоречия в воспитательном процессе как его движущие силы. Общая характеристика основных закономерностей и принципов воспитания. Основные направления воспитания в современной школе. Воспитание базовой культуры современного школьника в процессе формирования мировоззрения и гражданской позиции, основ нравственной и духовной культуры, трудового воспитания, профессиональной ориентации,эстетической культуры личности и физического развития. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Особенности формирования чувства патриотизма и интернационализма современной молодежи.
Система форм и методов воспитания. Понятие и сущность методов воспитания. Основные подходы к классификации методов воспитания. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности. Условия эффективного выбора и оптимального сочетания методов воспитания в педагогическом процессе. Понятие «форма воспитания». Классификация форм воспитания. Выбор форм воспитания. Характеристика традиционных форм воспитания. Инновационные формы воспитания и их характеристика.
Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Основные нормативные документы, отражающие содержание деятельности классного руководителя в современных условиях. Задачи, место и роль классного руководителя в современных условиях. Содержание и основные направления деятельности классного руководителя. Планирование работы классного руководителя. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Педагогическое общение как основа целенаправленного взаимодействия в воспитании. Педагогически целесообразные взаимоотношения. Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Взаимопонимание педагогов и воспитанников как основа формирования взаимоотношений. Педагогический такт и авторитет учителя. Педагогическое требование в регулировании отношений педагогов и воспитанников.
Коллектив как объект и субъект воспитания. Понятия: «субъект воспитания», «объект воспитания». Основные теоретические подходы к проблеме коллектива как одного из средств воспитания. История становления теории развития детского коллектива (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Понятие «коллектив», его сущность, признаки и структура. Основные функции и законы жизни детского коллектива. Процесс развития детского коллектива. Традиции коллектива. Система зависимостей в коллективе. Особенности организации деятельности в коллективе. Основные функции коллектива. Позиция педагога в коллективе. Сущность закона «параллельного педагогического действия» А.С. Макаренко. Педагогический коллектив школы.
№ п.п. | Тема занятия | Литература и др. источники | Образовательные технологии, в т.ч. инновационные | Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные | Формируемые компетенции | Образовательные результаты | Формы контроля, оценочные средства |
1. | Профессионально-личностное становление и развитие педагога | Осн.–1-5. Доп.–1;2;4;6-19. http://fcior.edu.ru/; http://eor.edu.ru/; http://pedlib.ru/; http://pedagogic.ru/; http://window.edu.ru/. | Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориенти-рованного обучения и др. | Деловая игра; самостоятельная работа. | ОПК-4; ОПК-8; | З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, аналитический обзор литературы, Интернет-источников. |
2. | Философские основания педагогики | Осн.–1-5. Доп.–1;2;4;6-19. http://fcior.edu.ru/; http://eor.edu.ru/; http://pedlib.ru/; http://pedagogic.ru/; http://window.edu.ru/. | Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориенти-рованного обучения и др. | Практическое занятие, самостоятельная работа. | ОПК-4; ОПК-8; | З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, аналитический обзор литературы, Интернет-источников. |
3. | Сущность обучения | Осн.–1-5. Доп.–1;2;4;6-19. http://fcior.edu.ru/; http://eor.edu.ru/; http://pedlib.ru/; http://pedagogic.ru/; http://window.edu.ru/. | Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориенти-рованного обучения и др. | Практическое занятие, самостоятельная работа, учебная дискуссия. | ОПК-4; ОПК-8; | З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, аналитический обзор литературы, Интернет-источников. |
4. | Функции обучения | Осн.–1-5. Доп.–1;2;4;6-19. http://fcior.edu.ru/; http://eor.edu.ru/; http://pedlib.ru/; http://pedagogic.ru/; http://window.edu.ru/. | Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориенти-рованного обучения и др. | Практическое занятие, самостоятельная работа. | ОПК-4; ОПК-8; | З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, аналитический обзор литературы, Интернет-источников. |
5. | Виды обучения | Осн.–1-5. Доп.–1;2;4;6-19. http://fcior.edu.ru/; http://eor.edu.ru/; http://pedagogic.ru/; http://www.school.edu.ru/; http://www.gumer.info/. | Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориенти-рованного обучения и др. | Учебная дискуссия; решение педагогических задач; самостоятельная работа. | ОПК-4; ОПК-8; | З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, аналитический обзор литературы, Интернет-источников. |
6. | Анализ современных дидактических концепций | Осн.–1-5. Доп.–1;2;4;6-19. http://fcior.edu.ru/; http://eor.edu.ru/; http://pedagogic.ru/; http://www.school.edu.ru/; http://www.gumer.info/. | Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориенти-рованного обучения и др. | Учебная дискуссия; решение педагогических задач; самостоятельная работа | ОПК-4; ОПК-8; | З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, аналитический обзор литературы, Интернет-источников. |
7. | Государственный образовательный стандарт | Осн.–1-5. Доп.–1;2;4;6-19. http://fcior.edu.ru/; http://eor.edu.ru/; http://pedagogic.ru/; http://www.school.edu.ru/; http://www.gumer.info/. | Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориенти-рованного обучения и др. | Круглый стол; реш. пед.задач; уч.диск., сам.раб. | ОПК-4; ОПК-8; | З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, аналитический обзор литературы, Интернет-источников. |
8. | Методы обучения | Осн.–1-5. Доп.–1;2;4;6-19. http://fcior.edu.ru/; http://eor.edu.ru/; http://pedagogic.ru/; http://www.school.edu.ru/; http://www.gumer.info/. | Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориенти-рованного обучения и др. | Имитация принятия решений; учебная дискуссия. | ОПК-4; ОПК-8; | З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, аналитический обзор литературы, Интернет-источников. |
9. | Формы организации обучения | Осн.–1-5. Доп.–1;2;4;6-19. http://fcior.edu.ru/; http://eor.edu.ru/; http://pedagogic.ru/; http://www.school.edu.ru/; http://www.gumer.info/. | Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориенти-рованного обучения и др. | Коллективная мыслительная деятельность; решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций. | ОПК-4; ОПК-8; | З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, аналитический обзор литературы, Интернет-источников. |
10. | Оценка эффективности использования основных форм организации обучения | Осн.–1-5. Доп.–1;2;4;6-19. http://fcior.edu.ru/; http://eor.edu.ru/; http://pedagogic.ru/; http://www.school.edu.ru/; http://www.gumer.info/. | Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориенти-рованного обучения и др. | Коллективная мыслительная деятельность; решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций. | ОПК-4; ОПК-8; | З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, аналитический обзор литературы, Интернет-источников. |
11. | Дидактические требования к современному уроку | Осн.– Осн.–1-5. Доп.–1;2;4;6-19. http://fcior.edu.ru/; http://eor.edu.ru/; http://pedagogic.ru/; http://www.school.edu.ru/; http://www.gumer.info/. | Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориенти-рованного обучения и др. | Коллективная мыслительная деятельность; решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций.. | ОПК-4; ОПК-8; | З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, аналитический обзор литературы, Интернет-источников. |
12. | Цели и задачи гуманистического воспитания | Осн.–1-5. Доп.–1;2;4;6-19. http://fcior.edu.ru/; http://eor.edu.ru/; http://unesco.edusite.ru/; http://www.auditorium.ru/; http://pedlib.ru/. | Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориенти-рованного обучения и др. | Круглый стол; реш. пед.задач; уч.диск., сам.раб. | ОПК-4; ОПК-8; | З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, аналитический обзор литературы, Интернет-источников. |
13. | Система форм и методов воспитания | Осн.–1-5. Доп.–1;2;4;6-19. http://fcior.edu.ru/; http://eor.edu.ru/; http://unesco.edusite.ru/; http://www.auditorium.ru/; http://pedlib.ru/. | Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориенти-рованного обучения и др. | Коллективная мыслительная деятельность; решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций. | ОПК-4; ОПК-8; | З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, аналитический обзор литературы, Интернет-источников. |
14. | Функции и основные направления деятельности классного руководителя Педагогическое взаимодействие в воспитании | Осн.–1-5. Доп.–1;2;4;6-19. http://fcior.edu.ru/; http://eor.edu.ru/; http://unesco.edusite.ru/; http://www.auditorium.ru/; http://pedlib.ru/. | Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориенти-рованного обучения и др. | Учебная дискуссия; решение педагогических задач; самостоятельная работа | ОПК-4; ОПК-8; | З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, аналитический обзор литературы, Интернет-источников. |
15. | Коллектив как объект и субъект воспитания. | Осн.–1-5. Доп.–1;2;4;6-19. http://fcior.edu.ru/; http://eor.edu.ru/; http://unesco.edusite.ru/; http://www.auditorium.ru/; http://pedlib.ru/. | Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, развивающего, профессионально-ориенти-рованного обучения и др. | Круглый стол; решении педагогических задач; учебная дискуссия, самостоятельная работа. | ОПК-4; ОПК-8; | З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, аналитический обзор литературы, Интернет-источников. |
Промежуточная аттестация – экзамен |