Модели Стилла

Все тексты Стилла пронизаны прямыми или косвенными намеками на модели, на которых строится его концепция жизни и живого. Carol Trowbridge так же привносит множество элементов, которые помогают понять путь Стилла, его личную эволюцию, внутренние конфликты, к которым привела эта эволюция, и способ их преодоления.

Чтобы на самом деле понять Стилла, главное нужно помнить, что всю свою жизнь он развивал базовую модель, предложенную методистской церковью, евангелической протестантской доктриной, основанной в Англии в начале 18-го века Джоном и Шарлем Уэсли (Wesley).

Ждон Уэсли (1703-1791) – английский религиозный реформатор, основатель методистской церкви. Будучи англиканским пастером, вместе со своим братом Шарлем, он основал маленький кружок верующих студентов, занимающихся регулярным чтением Библии и других религиозных книг и посещающих бедных и больных. В насмешку над их строгим соблюдением ритуалов, они получили прозвище «методисты».

В 1735 году Джон и Шарль Уэсли, англиканские священники, отправляются в Соединенные штаты, чтобы обратить в свою веру индейцев Джорджии. Там они встречаются с людьми из моравской общины. По возвращении в Лондон, Джон посещает моравскую общину. Под влиянием главы этой общины Бёлера, он хочет проделать «опыт Спасения». 24 мая 1738 года во время одного «истового богослужения» он проникся глубоким убеждением, что его грехи даны ему свыше и он «чувствует, как странным образом наполнилось теплом его сердце». Нечто вроде внезапного обращения, которое состоит в резком внутреннем изменении, а не в переходе от неверия к вере, или от одной религии к другой, станет основной характеристикой методизма и других течений «Пробуждения». Методизм взывает вернуться к истокам реформы. В 1739 году в Кигсвуде, рядом с Бристолем, соратник Уэсли, Жорж Уайтфильд (Whitefield, 1714-1770) приходит к новаторской идее проповедовать с высоты террикона перед 200 шахтерами. В последующие дни аудитория увеличивается до нескольких тысяч, принадлежащих ко всем классам населения. Так начинается один из главных видов деятельности методистов – проповедование.

Методистская доктрина утверждает свободу человеческой личности (в противовес кальвинистской доктрине предназначения), внезапное просветление, а внутреннее убеждение считает знаком, достаточным для спасения. Доктрина выступает за личный опыт обращения, приход к вере и просветление. Она характеризуется бесконечной молитвой, просящей совершенства, и активной заинтересованностью в общественном благополучии и общественной морали. Методизм распространился в Европе (Англия, Франция), но большей частью в Соединенных штатах, где долгое время он был самой значительной религией страны.

Поскольку отец Стилла был методистским пастером, детство и юность Стилла были пронизаны ценностями этой доктрины, в частности большой требовательностью и большой личной строгостью. «Хотя Эндрю впоследствии не был последователем официальной религии, от методизма он унаследовал отвращение к алкоголю и рабству, интерес к образованию и подход к медицине, предпочитающей здоровье, а не болезнь». (Trowbridge, 1999, 3). В этой вере он черпает непоколебимую уверенность в нашей духовной сущности и в возможности бесконечного самосовершенствования. Таким образом, Стилл, человек 19-го века, всю свою жизнь развивался по имплицитной модели 18-го столетия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: