Функции правовых средств

Важнейшая функция правовых средств - это достижение ими/ целей правового регулирования. Она проявляется в том, что своей «ра­ботой» данные феномены обеспечивают беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, гарантируют их законное и справед­ливое удовлетворение, что отражает роль юридических инструментов

и технологии в общей системе правовых факторов. Правовые средства создают общие, гарантированные государством и обществом возмож­ности для усиления позитивных регулятивных факторов и одновре­менно для устранения препятствий (негативных факторов), стоящих на пути упорядочения социальных связей.

Юридические средства вносят цивилизованность в существующие общественные отношения, предлагая вместо незаконных и стихий­ных — правомерные и предсказуемые механизмы решения возника­ющих проблем, правовые способы устранения конфликтов, правовую энергию в преодолении стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права препятствий. Юридические средства, таким образом, сигнализируют о степени цивилизованности данного конкретного об­щества, выступая показателем его правовых возможностей и уровня правового развития, свидетельствуют о востребованности правовой формы в процессе упорядоченности социально-экономических и иных связей (содержания), о конкурентоспособности правовых фак­торов с факторами внеправовыми (моральными, политическими, ор­ганизационными и т.п.), с одной стороны, а с другой, — противо­правными.

Юридические средства выполняют функцию универсального «строительного материала», из чего выстраивается система права, ибо правовые средства унифицируют все те явления, из которых состоит право — юридический факт, субъективное право, обязанность, поощ­рение, наказание, норма, институт, подотрасль, отрасль и т.п.

Определенное сочетание юридических средств в правовых режи­мах, методах правового регулирования придает специфику отраслям и институтам права, выражает особый порядок организации конкретных общественных отношений, что позволяет более дифференцированно и гибко их урегулировать.

Принципами взаимосодействия (взаимоучастия) средств-установ­лений и средств-деяний в процессе достижения целей могут выступать следующие.

1. Достаточно полный выбор средств-установлений для осущест­вления тех или иных средств-деяний (если недостаточно легальных форм, субъекты могут подчас воспользоваться нелегальными, проти­возаконными для удовлетворения своих интересов);

2. Обеспечение конкретных средств-деяний гарантирующими средствами-установлениями (в первую очередь поощрениями и нака­заниями);

3. Учет практики использования средств-установлений в соответст­вующих условиях, т.е. учета реально существующих средств-деяний;

4. Согласование (корреляция) юридической силы средств-установлений и средств-деяний; -V.

5. Взаимодополнение средств-установлений (как информацион­ных феноменов) и средств-деяний (как энергетических феноменов);

6. Экономия (наименьшей траты) средств как первого, так и второ­го рода.

В достижении цели правового регулирования правотворческим и правоприменительным субъектам важно не прибегать к крайностям, а именно:

1) к недооценке инструментов и переоценке технологии, что обяза­тельно ведет к недостаткам, связанным с нормативной базой (право­вому вакууму, пробельности, несовершенству средств-установлений как критериев поведения лиц и т.п.);

2) к переоценке инструментов и недооценке технологии, что с не­избежностью влечет за собой отрыв правовой формы от содержания — общественных отношений, и выражается в конечном счете в «мертвых» законах, «холостых» актах, заорганизованности, правовом идеализме (когда идеальное начало в средствах явно доминирует над реальным);

3) к одновременной недооценке и инструментов, и технологии, что трансформируется в юридический нигилизм, в игнорирование как правовой формы, так и содержания, в низкую правовую культуру, в различного рода правонарушения;

4) к одновременной переоценке и инструментов, и технологии, что связано с отрывом юридических образований и процессов от реальнос­ти и соответственно с недостижением целей правового регулирования.

Подобное соотношение инструментов и технологии выступает до­полнительным аргументом того, что эффект (результат) возможен только при должном взаимном участии данных правовых явлений. Все то, что не относится ни к установлениям, ни к деяниям — правосозна­ние, законность, правопорядок и т.п., к юридическим средствам при­числено быть не может.

В правотворческом, правоприменительном и интерпретационном процессах важно учитывать диалектику взаимоотношений целей и средств.

С одной стороны, в зависимости от поставленной цели осущест­вляется выбор средств для ее достижения, ибо цели требуют к себе соответствующих юридических средств, определяют их природу и на­правленность. Если тот или иной закон имеет цель развить какие-либо общественные отношения, содействовать становлению новых соци­ально ценных связей, то, как правило, в тексте данного документа используются юридические средства стимулирующего вида (поощрения, льготы, дозволения и пр.). И наоборот, если акт принимается в целях охраны и защиты определенных отношений, то употребляются преимущественно юридические средства ограничивающего плана (за­преты, приостановления, наказания и т.п.). Разумеется, кроме целей на выбор юридических средств при их установлении влияют также харак­тер общественных отношений, природа отрасли права, возможные препятствия, негативно воздействующие на процесс получения соци­ально значимых результатов.

С другой стороны, сама цель должна исходить из реально имею­щихся юридических средств, необходимых для ее достижения.

Эффективный закон содержит разумные и научно обоснованные цели и средства для их достижения. И напротив, если законодатель неправильно определяет цели, допускает неточности в выборе средств, закон не даст ожидаемого результата, не будет максимально способст­вовать выполнению основных задач государства и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: