Литературный процесс эпохи как совокупность вновь созданных (включая шедевры словесного искусства, и посредственную, эпигонскую, массовую литературу), их публикаций и обсуждений (прежде всего литературной критикой), творческих программ, актов литературной борьбы. Функционирование ранее созданных произведений как аспект литературного процесса данной эпохи. Взаимодействие художественной литературы с другими видами искусства, ее связи с внехудожественными формами культуры (обряды и ритуалы, повседневный быт с соответствующими им предметностью и поведением), религиозным сознанием, течениями философской мысли, общественно-политическими движениями как грани литературного процесса в каждую из эпох.
Литературный процесс (второе значение термина) в масштабе всемирно-историческом как специфическая часть общественно-исторического процесса. Опыты соотнесения развития литератур с общественно-экономическими формациями. Специфичность этапов литературного творчества как явлений культуры. Стадии развития
|
|
словесного искусства. Фольклорно-мифологическая архаика. Древние литературы, особое место в их ряду европейской античной литературы. Средневековые литературы. Спорность разграничения древних и средневековых литератур за пределами Западной Европы. Общие черты древних и средневековых литератур (синтез художественной и внехудожественной функции, традиционность форм, преобладание канонических жанров и анонимности творчества, нестабильность текстов, неразграниченность переводной и оригинальной словесности). Литературы нового времени в Западной Европе и за ее пределами; их личностный характер и интенсивная историческая динамика; ориентация поэтов и писателей на обновление литературы; осмысление ими предшествующей словесности как ориентира для оригинального (новаторского) решения современных творческих задач. Разграничение учеными (С. С. Аверинцев, А. В. Михайлов и др.) трех стадий литературного развития: ритуально-мифологическая архаика (дорефлективный традиционализм); ориентация литературы на риторическую культуру (рефлективный традиционализм); свободное от жанрово-стилевых канонов, индивидуально-личностное творчество.
Национальная и региональная специфика литератур, определяемая этническими особенностями и путями культурно-исторического развития народов и их групп. Повторяющееся и неповторимое в литературах разных стран и регионов. С. С. Аверинцев о различии путей ближневосточной словесности и древнегреческой литературы. Географические границы Возрождения и специфика культурного развития западного и восточного регионов как дискуссионные проблемы современной исторической науки и искусствоведения. Уникальность западноевропейского Ренессанса. Работы Н. И. Конрада и их обсуждение историками и литературоведами. Д. С. Лихачев о значении Предвозрождения в литературах восточноевропейского региона.
|
|
Основные литературно-художественные движения нового времени (от Возрождения до реализма и модернизма). В. М. Жирмунский о международных литературных течениях. Д. С. Лихачев о смене «великих стилей» в искусстве и литературе. Стили традиционных, канонических жанров. Индивидуальные стили и стилевые тенденции в литературах нового времени. Термин поэтика как обозначение совокупности художественных идей и форм, творческих принципов, теоретико-литературных концепций, характерных или для масштабной творческой индивидуальности, или для какой-либо группы писателей, или для национальной литературы на определенной стадии ее развития. Разграничение понятий «художественная система» (явление межнациональное и всемирно значимое) и «направление» (группа писателей определенной страны, объединенная творческой программой).
Типы художественного отражения жизни, понятие творческого метода. Упрочение этого термина в советской критике начала 30-х гг. и дальнейшая разработка соответствующего понятия. Реализм как творческий метод. Определение реализма Энгельсом. Преобладание исторически отвлеченных принципов воспроизведения жизни в литературе античности, средних веков, нового времени (XVI-XVIII вв.). Реализм в широком смысле (универсальный) в литературе Возрождения и Просвещения. Реализм XIX-XX вв., его связь с расширением предметной сферы литературы, с возросшим интересов писателей к повседневности, быту, «микросреде», к внутреннему миру человека, с укоренением в искусстве психологизма.
Специфика литературного процесса в XX веке. Модернизм в авангардистском и «неотрадиционалистском» вариантах. Мировоззренческое и художественное разнообразие модернистской литературы, множество направлений в его рамках. Социалистический реализм как направление в советской литературе, оформившееся в 30-е гг. и его дальнейшая судьба. Обновление реалистических традиций в литературах разных стран и регионов на протяжении XX в.
Повторяемость элементов литературного творчества (тем, мотивов, событийных схем, композиционных «ходов» и т. п.) в большом историческом времени и культурно-географическом пространстве. Понятие топики.
Источники общности (повторяемости) в литературном развитии разных стран и регионов. Сближения на почве культурно-исторического развития (типологические схождения, конвергенции). Моменты сходства, возникающие на почве международных контактов (влияний и заимствований). Взаимодействие литератур, находящихся на одинаковых и разных стадиях культурно-исторического развития. Расширение и упрочение связей между литературами разных стран и народов по мере движения истории. Международные литературные связи как важнейший источник обогащения национальных литератур, как условие полного и широкого выявления их оригинальных черт.
Всемирная литература как совокупность своеобразных литератур разных регионов, стран, народов, плодотворно контактирующих друг с другом. Активное воздействие западноевропейских литератур на литературы иных регионов как черта культуры нового времени. Ускоренное развитие литературы (Г. Д. Гачев) в ряде
стран и регионов. Угроза денационализации литературы в процессе ее ускоренного развития и дальнейшее укрепление ее самобытности путем творческого сопряжения чужого опыта со своим.
Эволюция содержательно значимых форм (жанровых, сюжетных, предметно-образных, стилистических), словесно-художественных мотивов, литературного сознания и теоретических принципов как предмет исторической поэтики. А. Н. Веселовский как создатель этой научной дисциплины. М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, С. С. Аверинцев об эволюции установок и форм литературного творчества. Современные проблемы исторической поэтики и перспективы ее разработки.