Разграничение видов искусства по материальным средствам создания образов. Эволюция искусства от изначальной синтетичности к дифференциации его видов.
Искусства изобразительные и экспрессивные, их художественные возможности.
Речь как предмет художественного изображения. Монологи и диалоги как воспроизведение мышления, мировоззренческих эмоций и интеллектуального общения. Риторика в ее воздействии на художественную литературу.
Обращенность литературного произведения к интонационному воображению читателя. Художественная словесность и устная речь. Фонетические средства (звуковые повторы, паронимы) и их художественная функция. Формальные и функциональные различия между поэзией и прозой.
Место литературы в ряду искусств. Возрастание ее роли в культурно-художественной ситуации XIX-XX вв. Соотношение кино и телевидения с литературой в художественной культуре второй половины XX в.
Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплины:
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Работа на лекции | Конспект лекции | |
Групповая | Работа в группах предусматривает самостоятельную разработку вопроса с последующим его изложением перед аудиторией. По теме рассмотренного вопроса опрашиваются студенты из групп слушателей. | Устный ответ |
Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины:
|
|
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Срок сдачи | Форма отчетности |
Общая | Изучение материалов лекции, чтение учебника | В течение первой половины семестра | Устное сообщение | |
Индивидуальная | Подготовка конспекта статей литературоведов эпохи классицизма. | В течение первой половины семестра | Представление конспекта |
Семинар 1.
Основные вопросы:
1. Как представляется разделение искусств?
2. К каким группа искусств относится литературы? Приведите известные вам классификации.
3. Приведите примеры «словесной пластики» и «словесной музыки» в литературе.
4. Какое место занимает литература в ряду искусств?
5. Какую роль играет художественная литература в жизни современного общества и отдельной личности?
Литература:
1. Борев Ю. Б. Эстетика: в 2т. Смоленск, 1997. Т. 1.
2. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.
3. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
Тема 4. Литература в обращенности к читателю, ее функционирование
Аудиторные занятия