Членимость текста. Объемно-прагматическое (том, раздел, глава и др.), структурно-смысловое членение (ССЦ), контекстно-вариативное (авторская речь, чужая речь) членение текста
Связность текста. Понятие связности текста. Текстообразующие логико-семантические (полный тождественный повтор, частичный лексико-семантический, тематический, синонимический, антонимический, дейктический повторы) грамматические(согласование грамматической семантики глаголов, употребление деепричастных оборотов, синтаксический параллелизм, неполнота синтаксических конструкций) и прагматические (ассоциативные связи, Образные связи) связи
Коммуникативная организация текста. Коммуникативные регистры текста и текстовых фрагментов: репродуктивный, информативный, генеритивный, волюнтивный, реактивный Основные типы текстовых тема-рематических структур. Типы рематических доминант: предметная доминанта, статальная, динамическая, качественная, импрессивная, комбинированная
Роль доминирующих текстовых средств в формировании текста. Понятие текстовой доминанты. Языковые средства актуализации содержания текста.
|
|
Речевая структура художественного текста
Функционирование фонетических, словообразовательных, лексических и синтаксических единиц
Паралингвистические средства художественного текста
Функциональные типы поэтической графики. Дикция. Интонационные особенности. Поэтический ритм. Анализ паралингвистических средств художественного текста
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Планы практических занятий
Тема № 1 Теория текста
1. Монопризнаковые и полипризнаковые определения текста. Дискурс и текст.
2. Варианты выделения основной текстовой единицы. Описание текстовой природы и жанрово-стилевых признаков данных художественных текстов («Роза Иерихона» И.А.Бунина, «19 октября 1827 года» А.С.Пушкина, «Христос» И.С.Тургенева).
3. Структурная организация текста в концепции Н.С.Болотновой.
4. Текстовая природа рассказа И.Э.Бабеля «Мой первый гусь». Проблема типологии текстов, решение проблемы в трудах лингвистов.