Основная часть 85 мин. 1-й Вопрос:Правоохранительные органы государств-участников СНГ, осуществляющие взаимодействие по уголовным делам

1-й Вопрос: Правоохранительные органы государств-участников СНГ, осуществляющие взаимодействие по уголовным делам.

До подписания и ратификации Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г. с изменениями от 28 марта 1997 г.)[7], а также принятия нового УПК РФ, всё взаимодействие с правоохранительными органами государствами — участниками СНГ при расследовании преступлений осуществлялось только через Генеральную прокуратуру РФ.

В настоящее время в каждом из государств-участников СНГ существуют специально созданные правоохранительные органы, которые осуществляют взаимодействие при расследовании преступлений. Кроме того, статус данных правоохранительных органов государств-участников СНГ, имеющих право осуществлять взаимодействие по уголовным делам нашёл своё отражение в Московском соглашение «О сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (Москва, 25 ноября 1998 г.). В соответствии с данным соглашением правом осуществлять взаимодействие по уголовным делам обладают:

В Азербайджанской Республике — Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел; Министерство национальной безопасности; Главное управление Пограничных войск Министерства национальной безопасности; Государственный таможенный комитет; Главная Государственная налоговая инспекция;

В Республики Армения — Прокуратура; Министерство внутренних дел и национальной безопасности; Таможенное управление; Налоговая инспекция;

В Республике Беларусь — Прокуратура; Министерство внутренних дел; Комитет государственной безопасности; Государственный комитет пограничных войск; Государственный таможенный комитет; Государственный комитет финансовых расследований;

В Грузии — Генеральная прокуратура; Министерство внутренних дел; Министерство государственной безопасности; Государственный департамент охраны государственной границы; таможенный департамент; Государственная налоговая инспекция;

В Республике Казахстан — Генеральная прокуратура; Министерство внутренних дел; Комитет национальной безопасности; Государственный таможенный комитет; Департамент налоговой полиции Министерства финансов; Комитет по охране государственной границы Министерства обороны;

В Кыргызской Республике — Генеральная прокуратура; Министерство внутренних дел; Государственный таможенный комитет; Министерство национальной безопасности; Управление налоговой полиции Государственной налоговой инспекции;

В Республике Молдова — Генеральная прокуратура; Министерство внутренних дел; Министерство национальной безопасности; Департамент таможенного контроля;

В Российской Федерации — Генеральная прокуратура; Министерство внутренних дел; Государственный таможенный комитет; Федеральная служба безопасности; Госнаркоконтроль; Федеральная пограничная служба;

В Республике Таджикистан — Генеральная прокуратура; Министерство внутренних дел; Налоговый комитет при Правительстве; Таможенный комитет при Правительстве; Комитет по охране государственной границы при Правительстве; Министерство безопасности;

В Украине — Министерство внутренних дел; Служба безопасности; Генеральная прокуратура; Государственная таможенная служба; Государственный комитет по охране государственной границы; Государственная налоговая администрация; Национальное бюро расследований.

Кроме того, в Российской Федерации осуществлять запросы для производстве процессуальных действий в другие государства, в том числе и в государства — участников СНГ должны через:

1) Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

2) Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;

3) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;

4) Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях.

Непосредственно в органах прокуратуры РФ взаимодействия с другими правоохранительными органами государств —участников СНГ по уголовным делам осуществляют[8] через:

- отдел по исполнению международных следственных поручений международно-правового управления Генеральной прокуратуры РФ в случаи запросов о правовой помощи, международных следственных поручений, ходатайств по уголовным делам;

- отдел экстрадиции международно-правового управления Генеральной прокуратуры в случаи запроса о выдаче лиц, находящихся на территории иностранных государств, а также запроса других стран о выдаче обвиняемых за рубеж;

- управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности Генеральной прокуратуры РФ, когда имеется запрос о правовой помощи по уголовным делам о шпионаже и в отношении лиц, совершивших преступления против мира и безопасности человечества;

- Главную военную прокуратуру в случаи, когда имеется запрос о правовой помощи по уголовным делам в отношении военнослужащих, а также по другим уголовным делам, расследуемым органами военной прокуратуры.

2-й Вопрос: Основные направления взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ при расследовании преступлений.

Направления взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ при расследовании преступлений сводятся к выполнению определённых мероприятий, связанных с:

— осуществлением международных поручений в виде запросов;

уголовным преследованием;

— выдачей (экстрадицией);

— обмен информацией по вопросам раскрытия и расследования преступлений;

— и другие мероприятия.

Само международное поручение представляет собой письменный процессуальный документ в виде запроса об оказании правовой помощи по уголовному делу, соответствующий определённым требованиям, и, направленный в правоохранительный орган государства —участника СНГ.

Международное поручение в виде запроса по уголовным делам, которые составляют должностные лица правоохранительных органов, должно быть оформлено в соответствии с международным договором РФ, в частности речь идёт об Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г. с изменениями от 28 марта 1997 г.)[9], и требованиями ст. 454 УПК РФ. Несоблюдение таких требований может явиться основанием для отказа в исполнении запроса.

При исполнении международных поручений должны применяться законодательство стороны, которая должна исполнить данное поручение. По просьбе правоохранительного органа запрашивающей стороны правоохранительный орган государства, которое выполняет международное поручение, может применить процессуальные нормы запрашивающей стороны, если они не противоречат законодательству государства, которое выполняет международное поручение. При этом запрашивающая сторона должна представить текст процессуального закона. В том случае, если данный правоохранительный орган государства —участника СНГ некомпетентно исполнить поручение, то оно в 5-дневный срок пересылает его компетентному правоохранительному органу и уведомляет об этом запрашивающую сторону.

Основанием для выполнения международного поручения по производству процессуальных и иных действий для правоохранительных органов государств- участников СНГ является постановление правоохранительного органа государства — участника СНГ запрашивающей стороны. Кроме того, к поручению об оказании правовой помощи по уголовному делу прилагаются удостоверенные и надлежащим образом заверенные, санкционированные в необходимых случаях в установленном законодательством запрашивающей стороны порядке постановления о производстве процессуальных действий, розыскных или оперативно-розыскных мероприятий. В целях наиболее полного и точного исполнения поручения правоохранительный орган, который выполняет данное поручение может затребовать у запрашиваемой стороны дополнительную информацию.

После выполнения поручения оно направляется правоохранительным органом тому правоохранительному органу государства —участника СНГ, который инсценировал данное международное поручение или инициатору поручения с уведомлением об исполнении поручения.

Осуществление уголовного преследования в рамках взаимодействия правоохранительных органов государств —участников СНГ представляет собой деятельность соответствующих участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения (дознавателя, следователя, прокурора) в отношении определённого лица, направленная на изобличение его в совершении преступления, доказать его виновность и обеспечить к нему применения уголовного наказания.

Уголовное преследование осуществляется в отношении собственных граждан, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений на территории запрашивающей стороны, а также в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территориях данных государств, в случаях отказа в их выдаче.

В качестве обязательного условия по осуществлению уголовного преследования является тот факт, что деяние, которое совершило лицо, в отношении которого возбуждено уголовное преследование является наказуемым и в государстве -участника СНГ.

Процессуальным же основанием уголовного преследования является соответствующее ходатайство, которое должно иметь соответствующую форму. Кроме того, к данному ходатайству должны быть приобщены материалы соответствующего ходатайства и доказательства.

3-й Вопрос: Порядок оформления и направления международных поручений, составляемых должностными лицами правоохранительных органов государств-участников СНГ в процессе взаимодействия.

Взаимодействие правоохранительных органов государств-участников СНГ в основном осуществляется путём оформления и направления международных поручений.

При оформлении и направления международных поручений по уголовным делам в виде соответствующих запросов должностные лица правоохранительных органов государств-участников СНГ должны соблюсти следующие правила:

Во- первых, должен быть установлен порядка международных сношений.

Согласно нормам международного права (например, ст. 5 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам)[10] компетентные учреждения стран-участниц сносятся друг с другом через свои центральные органы. Сношения по вопросам выдачи, уголовного преследования, а также исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкций прокурора или судебного решения, осуществляются генеральными прокурорами (прокурорами) Сторон (ст. 80 Конвенции).

В соответствии с ч. 3 ст. 453 УПК РФ запрос о производстве процессуальных действий на территории иностранного государства направляется через:

— Генеральную прокуратуру Российской Федерации;

— Министерство внутренних дел Российской Федерации[11] - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;

Во-вторых, данное международное поручение в виде запроса должно иметь соответствующее содержание и форму. Так, содержание и форма запроса должны соответствовать требованиям ст. 7 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ст. 454 УПК РФ. Указанная норма УПК представляет достаточно четко изложенный перечень требований к названному документу, который обязательно должен содержать:

1) наименование органа, от которого исходит запрос;

2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;

3) наименование уголовного дела и характер запроса;

4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и местонахождение;

5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;

6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением[12].

В случае оформления запроса о вызове лица, находящегося под стражей в другом государстве он должен содержать сведения о сроках нахождения данного лица под стражей в Российской Федерации для производства необходимых следственных действий в рамках расследуемого уголовного дела.

При необходимости производства процессуальных действий на территории Российской Федерации с участием свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, либо их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации, в рамках предварительного расследования уголовного дела следователем, в чьем производстве оно находится, может осуществляться вызов указанных лиц. Последние в случае их нахождения за пределами территории Российской Федерации вызываются только с их согласия (ст. 456 УПК РФ). Запрос о вызове направляется через Генеральную прокуратуру, а для следователей МВД РФ (п. 3 ч. 3 ст. 453 УПК РФ).

Вызов лица, находящегося под стражей на территории иностранного государства, осуществляется в порядке, установленном ст. 456 УПК РФ, по правилам выдачи на время, установленным международными договорами[13]. Указанное лицо временно передается на территорию Российской Федерации компетентным органом или должностным лицом иностранного государства для совершения действий, указанных в запросе о вызове. Такое лицо продолжает оставаться под стражей на все время пребывания его на территории Российской Федерации (ч. 5 ст. 456 УПК РФ). Это лицо должно быть возвращено на территорию соответствующего иностранного государства в сроки, указанные в ответе иностранного государства на направленный российской Стороной запрос.

В случае явки вызванных следователем лиц процессуальные действия с их участием производятся в обычном порядке.

Явившиеся по вызову следователя лица «не могут быть на территории Российской Федерации привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы Российской Федерации» (ч. 4 ст. 456 УПК РФ).

Действие данного иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию Российской Федерации до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие следователю, вызвавшему его, более не требуется, продолжает оставаться в Российской Федерации или после отъезда возвращается в Российскую Федерацию (ч. 4 ст. 456 УПК РФ)[14]. Закон не предусматривает ограничения в привлечении явившихся по вызову лиц к уголовной ответственности по ст.ст. 307, 308 УК РФ. При этом привлечение к уголовной ответственности иностранного гражданина возможно только с согласия государства, гражданином которого он является.

Международное законодательство содержит нормы, устанавливающие право запрашиваемого государства отказать в предоставлении правовой помощи по уголовному делу, если расследуемое преступление считается в запрашиваемой стране политическим либо связанным с политическим преступлением, или фискальным преступлением; а также если запрашиваемая страна полагает, что оказание помощи может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим ее «существенно важным интересам» (ст. 2 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам). Поэтому в запросе об оказании правовой помощи необходимо обращать значительное внимание на квалификацию деяния, по которому осуществляется уголовное преследование, а также четкому и точному изложению сведений о фактических обстоятельствах совершенного преступления, текста соответствующей статьи УК РФ, сведений о размере вреда, причиненного данным преступлением.

К числу недочетов, на основании которых возращают запрсы об оказании правовой помощи по уголовным делам, как правило относят: отсутствие даты составления поручения, его регистрационного номера, наименования запрашиваемого учреждения, номер уголовного дела, описания совершенного деяния и его квалификации; отсутствие подписи руководителя органа внутренних дел (гербовой печати учреждения); отсутствие необходимых документов, в том числе санкционированных постановления о производстве обыска, постановлений о признании потерпевшим, документов о проведении опознания, выемки и др.

В-третьих, международные поручения в виде запросов должны быть переведены на язык запрашиваемого государства.

Поручения и прилагаемые документы, направляемые в правоохранительные органы зарубежных стран, не являющихся членами СНГ, должны сопровождаться переводом на язык запрашиваемой стороны (ст. 16 Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам; ч. 4 ст. 453 УПК РФ). Перевод должен быть подписан переводчиком, инициатором поручения и скреплен подписью руководителя и печатью правоохранительного органа, инцинирующего запрос.

В-четвёртых, международным поручениям в виде запросов, направляемых в правоохранительные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования, должна соответствовать полнота прилагаемых материалов. В данном случае речь идёт о том, чтобы дознавателю, следователю, прокурору необходимо произвести все возможные следственные (процессуальные) действия по сбору и закреплению доказательств вины иностранного гражданина, документально подтвердить его иностранное гражданство и затем строго в соответствии со ст.ст. 72, 73 и 80 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам или конкретного международного договора (если дело расследовалось в отношении гражданина государства, не являющегося членом СНГ), а также ст. 458 УПК РФ направить через Генеральную прокуратуру РФ материалы дела правоохранительным органам соответствующего иностранного государства для осуществления уголовного преследования в отношении указанного гражданина.

Каждый лист из находящихся в деле документов должен быть удостоверен подписью начальника органа дознания, начальника следственного отдела, прокурора и гербовой печатью соответствующего правоохранительного органа.

В-пятых, должна быть ссылка на конкретный международно-правовой документ, как основание выполнения международного поручения.

3. Заключительная часть. 3 мин — подвожу итог занятия

— задаю задание на с\п

— заканчиваю занятие

Л Е К Ц И Я № 3

Тема: Особенности организации взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ по уголовным делам на досудебных стадиях.

Автор: кандидат юридических наук, доцент

Качалов В. И.

Занятие: Лекционное.

Учебные и воспитательные цели занятия:

9. Привить любовь и уважение слушателей и курсантов избранной профессии.

10. Рассмотреть особенности взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ по уголовным делам на досудебных стадиях.

11. Показать особенности взаимодействия органов военной юстиции органов государств-участников СНГ при расследовании преступлений.

Учебные вопросы лекции:

1. Общие основания взаимодействие правоохранительных органов государств-участников СНГ при осуществлении уголовного преследования.

2. Деятельность правоохранительных органов государств-участников СНГ при производстве отдельных следственных действий.

3. Взаимный обмен информацией по вопросам раскрытия и расследования преступлений.

Место: Учебный класс.

Литература:

а). Учебная и монографическая:

1. Агаев Ф.А., Галузо В.Н. Иммунитеты в российском уголовном процессе. М., 1988.

2. Белый И.Ю.Международное преследование за военные преступления: Правовые и процессуальные аспекты. — М.: ЮРКНИГА, 2004.

3. Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд / Под ред. Ю.Н. Жданова. - М.: Институт международного права. Московская высшая школа милиции, 1994.

4. Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью. М., 1983.

5. Волеводз А.Г. Правовое регулирование новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002.

6. Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс»; Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной Прокуратуры РФ, 2001.

7. Волженкина В.М. Продолжая дискуссию о Проекте закона о выдаче (экстрадиции). // Уголовное право. №2, 2002.

8. Комлев Б. Исключение доказательств, полученных в других государствах, из процесса доказывания. СПС «Консультант + «.

9. Коровин Е.А. Международные договоры и акты нового времени. Сборник. М-Л.: Госиздат, 1924.

10. Костенко Н.И. Международная уголовная юстиция. Проблемы развития. — М.: РКонсульт, 2002.

11. Костенко Н.И. Международный уголовный суд. М., 2002.

б). Законодательная:

12. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Приняты первым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955 г.). Одобрены резолюциями экономического и социального совета ООН 663 С (ХХIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (LХII) от 13 мая 1977 г. // Сов. юстиция. 1992. №2-3.

13. Статут об учреждении Международного уголовного суда. Принят 18 июля 1998 года в Риме Дипломатической Конференцией ООН.

14. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. Утвержден резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 г. // Нью-Йорк: Департамент общественной информации ООН, 1989.

15. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу, 24 июня 1994 г.).

16. Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия принят 14.12.1990 года резолюцией 45/117 Генеральной Ассамблеи ООН.

17. Типовой договор о выдаче принят 14.12.1990 года резолюцией 45/116 Генеральной Ассамблеи ООН.

18. Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 142-ФЗ «О ратификации Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения», принятый Государственной Думой 27 октября 2000 года и одобренный Советом Федерации 24 ноября 2000 года.

19. Федеральный закон от 28 мая 2001 г. N 62-ФЗ «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности».

20. Федеральный закон от 8 октября 2000 г. N 124-ФЗ «О ратификации Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года».

21. Федеральный закон от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней».

22. Федеральный закон от 25 октября 1999 г. N 193-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней».

23. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.). После выполнения всех формальностей, связанных с введением ее в действие, данная Конвенция должна заменить Конвенцию с таким же наименованием, подписанную в г. Минске в 1993 г. В настоящее время эта Конвенция вступила в законную силу для Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Кыргызской республики и Таджикистана. В настоящее время сдала уведомления для ратификации и Россия, причём ею Конвенция депонирована 31 декабря 2004 года.

Ход занятия:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: